Конспект урока по математике на тему Степень числа. Квадрат и куб числа (5 класс)


Конспект урока по математике в 5 классе.
Урок 55. Степень числа. Квадрат и куб числа.
Цели урока:
ввести понятие степени числа, основания степени и показателя степени, закрепить понятие возведения в степень при решении заданий;
развивать внимание и наблюдательность, логическое мышление, математическую речь;
воспитание культуры речи, усидчивости;
воспитывать чувства товарищества, коллективизма.
Задачи урока:
образовательные:
обеспечение прочного и сознательного овладения математических знаний, умений и навыков по теме степень числа, квадрат и куб числа;
расширение кругозора учащихся;
проверить степень усвоения материала по теме в ходе выполнения заданий самостоятельно.
воспитательные:
способствовать воспитанию у учащихся ответственности к учебной работе;
способствовать формированию у учащихся умения и аккуратности при решении задач;
способствовать формированию умения планирования своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения.
развивающие:
научить излагать свои мысли ясно и лаконично;
способствовать формированию у учащихся умения устанавливать связи с ранее изученным материалом;
способствовать развитию внимания и памяти у учащихся.
Тип урока: объяснение нового
Форма проведения: традиционная.
Методы обучения: частично – поисковые, беседа, объяснение нового.
Устная работа:
Упростите: 6m + 24m; 48x + x; 12y – 3y – 8; 32b – b + 5.
Вычислите и заполните таблицу:
2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ь
4 ∙ 12 л
5 + 5 + 5 + 5 + 5 н
3 + 3 + 3 е
13 ∙ 5 т
11 ∙ 7 с
3 ∙ 3 ∙ 3 п 8 ∙ 8 и
4 ∙ 4 а
0 ∙ 23 ч
77 65 9 27 9 25 32 0 64 77 48 16
с т е пе н ь ч и с л а
Тема урока записываем в тетради «Степень числа. Квадрат и куб числа»
2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 = 25 (читают «два в пятой степени»)
2 5 - степень
Число 2 – основание степени
Число 5 – показатель степени.
Свойства степени:
Первая степень любого числа равна самому числу
31 = 3; 71 = 7; а1 = а.
Вторую степень числа называют «квадратом»
32 = 3 ∙3 = 9
57721550800 S = 3 ∙ 3 = 9
3
3
n ∙ n = n2
(произведение двух одинаковых множителей называют квадратом числа)
Третью степень числа называют «кубом»
23 = 2 ∙ 2 ∙ 2 = 8
634365201929 2
0 2

V = 2 ∙ 2 ∙ 2 = 8
2 2
n ∙ n ∙ n = n3
(произведение трех одинаковых множителей называется кубом числа)
Для облегчения вычислений составляли таблицы квадратов и кубов чисел.
Учебник стр. 99 (выучить дома)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
n2 1 4 9 16 25 36 49 64 81 100
n3 1 8 27 64 125 216 343 512 729 1000
Выполнение заданий: №№ 653, 654
Физкультминутка для глаз.
Нарисуй глазами треугольник
Теперь его переверни вершиной вниз
И вновь глазами ты по периметру веди
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води
И на бочок ее клади
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись
Глаза открываем мы, наконец
Зарядка окончилась, ты молодец!
Пример.
Угадайте корень уравнения и сделайте проверку.
х ∙ х = 25; 2. у ∙ у = 81; 3. а ∙ а = 1; 4. b ∙ b ∙ b = 0.
Тест с самопроверкой
Куб числа – это:
а) произведение трех одинаковых чисел;
б) сумма трех одинаковых чисел;
в) произведение двух чисел.
2. Числовое значение выражения 6 2 равно:
а) 12; б) 36; в) 8.
3. Числовое значение выражения 83 равно:
а) 24; б) 64; в) 512.
4. Выражение 5 + 5 + 5 означает:
а) 53; б) 5 + 3; в) 5 ∙ 3.
5. В выражении 6 4 число 4 называется:
а) степенью; б) основанием степени; в) показателем степени.
Ответы к тесту:
1 2 3 4 5
а б в в в
Подведение итогов урока.
Ответить на вопросы:
«Сегодня на уроке я узнал … »
«Сегодня на уроке я научился … »
Домашнее задание:
п. 16 учить, выучить таблицы степеней, №№ 666, 668 (аб), 670.