Опыт работы: «Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.»


Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
В течение последних лет наметилась тенденция к ухудшению состояния здоровья детей: увеличилось количество детей, страдающих хроническими, соматическими и нервно-психическими заболеваниями, наблюдается нарастание экологически детерминированных синдромов, перинатальной патологии.
Ухудшение состояние здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного и реабилитационного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости, предотвращение формирования хронической патологии и детской инвалидности.
В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоения норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовиться осуществлять активную деятельность, формировать сове здоровье. Здоровьесбережение –это организация самого процесса обучения и воспитания, комплекс мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Культура здоровья - это совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека. Создание традиций ЗОЖ – это то, что должно лежать в основе валеологическая работы в образовательных учреждениях, и то, что к чему нужно стремиться в конечном итоге.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера: рекомендации по ЗОЖ насаждаются детям чаще в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, так же сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил ЗОЖ требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно использовать разнообразные методические приёмы: личный пример педагога, объяснения и показ, сюжетный задания, индивидуальная работа, игровые образы, наводящие вопросы, книги различной тематики, рисование сюжетов и организация инсценировок по теме, поощрения деятельности, рекомендации родителям по вопросам валеологии.
Условия, созданные в образовательном учреждении, способствую реализации задач физического развития и для необходимого формирования движений и обеспечения оптимального здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии в валеологическом воспитании ОУ: двигательные разрядки во время сидячих занятий, динамические паузы во время перемен, подвижные игры малой и средней активности на прогулке на воздухе, спортивные и народные игры в группе продлённого дня, валеологические занятия по здоровому образу жизни и безопасности, дыхательная гимнастика, точечный массаж, валеологические досуги и праздники, гимнастика для глаз, технологии коррекции поведения.
Играя в двигательно-дидактические и валеологические игры, воспитанники закрепляют пройденный материал и решают проблемные ситуации. Дети получают определённую сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, закрепляют гигиенические навыки, формируют мотивацию на здоровый образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения, развивают логическое мышление, воспитывают стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.
Виды, задачи и необходимые условия для валеологического образования ребенка.
Виды деятельности Физиологическая и воспитательная задача Необходимые условия
Двигательные разрядки, динамические паузы Удовлетворение потребности в движении. Воспитание ловкости, координации движения, гибкости. Музыкальное сопровождение
Подвижные, спортивные и народные игры в группе продлённого дня Формирование умения двигаться соответствии с окружающими, в соответствии с правилами игры. Правила игры, атрибуты к играм
Валеологические занятия по ЗОЖ и безопасности Формировать устойчивую привычку к ЗОЖ. Настольные, дидактические игры и пособия, детская литература
Дыхательная гимнастика, точечный массаж Укрепление мускулатуры дыхательной системы. Воспитание привычку правильного дыхания. Проветренное помещение, свежий воздух
Гимнастика для глаз Укрепление наружных и внутренних мышц глаз. Воспитание соблюдения правил гигиены глаз, профилактика переутомления. Метка на стекле
Технологии коррекции поведения Формирование знаний об общепринятых нормах поведения Настольные, дидактические игры и пособия, детская литература
Валеологические досуги и праздники Снижение двигательного и психоэмоционального напряжения детей. Воспитание осознания выбора здорового образа жизни. Настольные, дидактические игры и пособия, детская литература, атрибуты к играм
Важным показателем сформированности ценностного отношения выступает реальное поведение школьника в повседневной жизни. Полученные ребёнком, знания и представления о себе, своём здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволяет найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
В результате работы по формированию ценностного отношения к здоровье сбережению дети должны знать и уметь:
основы здорового образа жизни;
сознательно относиться к своему здоровью и использовать доступные способы его укрепления;
ежедневная двигательная активность на воздухе;
осуществлять контроль за своим самочувствием;
самостоятельно организовывать двигательную деятельность, игры-соревнования, использую свой двигательный опыт;
стремиться к улучшению физиологических показателей организма.
За время совместной работы в данном направлении произошла положительная динамика в уровне здоровья и развития у школьников:
- снижение заболеваемости на 10% и повышение посещаемости ОУ;
- сформированность ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.
- снижение нервно-психического напряжения и улучшение психоэмоционального состояния детского коллектива;
- повышение качества обучения, повышение внимания, ответственности, трудолюбия.