Опыт работы по работе с родителями воспитанников

МДОУ «Детский сад № 10 КВ»












Опыт работы по теме:
«Социальное партнерство и взаимоуважение
педагогов и родителей – основного принципа
благоприятного эмоционального состояния детей в условиях семьи и дошкольного учреждения»



Подготовил: старший воспитатель
Т.Э. Кирьянова









2016г.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, воспитатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, в 2008 году, набрав группу малышей, я начала работу над проблемой взаимодействия  детского сада и семьи по теме «Социальное партнерство и взаимоуважение педагогов и родителей – основной принцип благоприятного эмоционального состояния детей в условиях семьи и дошкольного учреждения». Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ запланировала по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое;
Познавательное направление;
Наглядно – информационное;
Досуговое.
Но знакомство наше началось немного раньше. В конце июля 2008 году я пришла работать в ДОУ №10 КВ. Группа, в которую мне предстояло набрать детей, только открывалась, раньше в ней был спортивный зал, и перейти мы должны были в нее к 1 сентября. Поэтому первейшими задачами передо мной и родителями стали: ремонт и подготовка группы к новому учебному году. Вот с этого и началось наше непосредственное знакомство. А уже потом я стала воплощать свой план по взаимодействию с родителями в жизнь.
В 2012 году меня назначили на должность старшего воспитателя. И я решила продолжать эту тему в работе с педагогами, повышая их профессиональное мастерство в общении с родителями.
1. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей и установления контакта с её членами, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка, мы начинаем работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику общения педагогов с каждым родителем. Это помогло всему коллективу лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывая ее индивидуальные особенности.
Для себя я разработала критерий, который назвала «вовлечение» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях ДОУ:
посещение родительских собраний и консультаций;
присутствие родителей на детских праздниках;
участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий;
участие в выставках;
выпуск газет;
посещение «Дня открытых дверей»;
помощь родителей в обустройстве группы и участка.
Позднее выделила для себя качественные показатели в работе: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью воспитателя, других родителей или специалистов;
равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же и моему ребенку сойдет».
У педагогов появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
2. Познавательное направление.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и медицинской сестры) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из задач всего учреждения, мной и педагогами были сформулированы задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Установление социального партнерства, доверительных и партнерских отношений с родителями.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
5. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы работы с родителями:
посещение семей воспитанников на дому;
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
занятия, досуги и праздники с участием родителей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
выставки детских поделок, изготовленных вместе с родителями;
Дни общения;
Дни открытых дверей;
оформление праздничных стенгазет и групповой комнаты;
совместное создание предметно-развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
беседы с детьми и родителями;
семинары-практикумы;
родительские гостиные;
почта Доверия и тетрадь отзывов и пожеланий.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию и активизации их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» педагоги проводят в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовятся, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирают музыку, готовят угощение, подарки или сюрпризы, стараются создать в группах атмосферу добра, уюта и тепла. Начинаются такие собрания с приветствия и благодарности за проведенную работу в подготовки групп и участков к началу учебного года. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить» объединяет взрослых (все встают в круг и рассказывают немного о себе). Сначала все родители смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе, да и многие из них пришли в группы на собрание первый раз и не были еще знакомы.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают родителям откровенно говорить о проблемах.
К собраниям педагоги постоянно готовят выставки детских работ или стенгазеты на различные темы. На каждом собрании выражают благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям, группе и помогают в совместной работе. Всегда очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности, в стихотворной форме:

Родители у нас – народ прекрасный, Смысл воспитания для них, предельно ясный. Ведь только творчество и труд, Нам личность в будущем дадут.
Спасибо вам за труд большой, За все, что сделано с душой!

В группе папы есть у нас, Они помощники - просто класс. Пилят, чинят и строгают, Во всем нам очень помогают.

Папы, мамы – молодцы! Во всем нам помогают. Белят, красят и поют, И с нами поиграют.

Родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Большую работу с родителями коллектив ДОУ запланировал на 2016-2017 учебный год по подготовке детей к школе.
Разработаны конспекты совместных мероприятий «День матери», «Страна Знаний» - поход на экскурсию в школу, практикумы по оригами, родительские собрания за круглым столом «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу». В результате таких мероприятий еще больше обогатится воспитательный опыт родителей и повысится эффект семейной подготовки к школе.
Тему родительских собраний подсказали волнительные беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях. Планируется провести анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью и тесты с детьми «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе».
Совместная работа и подготовка к различным мероприятиям сблизила педагогический коллектив ДОУ и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группах. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришли к нам в ДОУ.
На собрания воспитатели стараюсь приглашать специалистов: учителей школы, медсестру, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.
Если в наших первоначальных встречах между педагогами и родителями ощущалось некоторое напряжение, чувства неуверенности, беспокойства, то сейчас на различных мероприятиях царит веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.
Проведенная работа в ДОУ будет способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомятся с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получат рекомендации по развитию речи, им будут предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
3. Наглядно – информационное направление.
Наглядно-информационное направление включает в себя:
стенды для родителей;
папки-передвижки;
фотостенды;
библиотека для родителей
фотомонтажи;
семейные поделки;
стенгазета для родителей;
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала педагогам активизировать родителей, они используют стенды: «Для Вас, родители»», «Домашнее задание», «Визитная карточка», «Поздравляем», «Это интересно». На них воспитатели помещают практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть дома или по дороге из детского сада, советы, небольшие консультации, рекомендации, задания.
Активность родителей в создании фотостендов и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
4. Досуговое направление.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось для педагогов ДОУ самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группах проведены и запланированы:
праздники «День Матери», «А ну-ка, мамы и бабушки», «День рождения»;
развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
спортивные досуги «Здоровый образ жизни», «День Взросления»;
выставки работ «Дары осени», «Вот, что мы умеем», «Новогодние игрушки от моей семьи»;
фотостенд «Мы и природа»;
совместные походы «В мир прекрасного»;
Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями и другими специалистами (музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре).
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
Консультации для родителей;
Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
Распределение ролей взрослых;
Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
Индивидуальные встречи и консультации;
Изготовление атрибутов, пособий.
Данная работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей  в вопросах детско-родительских отношений.
Было немного страшно проводить первый семейный праздник во второй группе раннего возраста: дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.
Весь праздник был построен на играх «родители-дети», потому что целью встречи было: развить взаимоотношения  детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе  с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Некоторые праздники заканчиваются словами:
Берегите друг друга! Добротой согревайте! Берегите друг друга, Обижать не давайте. Берегите друг друга, Суету позабудьте. И в минуту досуга - Рядом, вместе побудьте!                          0. Высоцкая
При подготовке к праздникам педагогами ДОУ подбирается совместно с музыкальным руководителем музыка, проводится консультирование с инструктором по физкультуре об интересных играх, готовятся призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень рады и счастливы.
В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому мы с педагогами ДОУ решили – пусть праздничные встречи проходят в нашем детском саду постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их  проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты не только с ними, но и с нами, воспитателями.
Хотелось бы сказать об одном важном  моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда советую педагогам хвалить родителей при любом удобном случае,  и они отплатят им тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в ДОУ сделано руками пап и мам наших детей. Они помогают нам сделать ремонт в группах, пособия и материалы для проведения НОД, пошив штор в группы и спальни, покрывала на кровати, помогают очистить от поросли и ненужных деревьев наши участки для прогулок, оборудуют их различным игровым и спортивным инвентарем. С помощью родителей группы ДОУ оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, посуда, машины, куклы.
Прежде чем начать работу над какой–нибудь темой или проектом, с каждым из родителей педагогами ДОУ проводятся индивидуальные беседы, показываются образецы конечного результата. Родители сначала говорят, что не смогут, очень сложно. Но стоит появиться первым поделкам или первому помощнику, как сразу же все остальные включаются в процесс.
Дети очень радуются, что их родители принимают участие в жизни группы. Сейчас наши группы просто не узнать – они очень яркие и уютные.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателями. На таких мероприятиях, как ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами ДОУ и родителями. Мы вместе стремимся, чтобы детям в ДОУ было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляется график помощи родителей, обговаривается каждое мероприятие, решаются проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.
Итог наших совместных усилий – уютные отремонтированные группы и спальни с красивыми шторами и нежными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы  они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми, деликатными, уважительными, любящими и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у нашего педагогического коллектива сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дает желаемые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения и партнерства во всем.
Опыт работы показал: позиция родителей, как и воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании и образовании своих детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 80% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни групп и ДОУ, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. В группах нет теперь родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.
Семья и детский сад – два социальных партнера, каждый из которых по-своему дают ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают благоприятные эмоциональные условия для вхождения маленького человека в большой мир, мир семьи и детского сада.
Для нашего ДОУ и для меня лично это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничества наших педагогов с родителями. Постепенно ушли их непонимание и недоверие к детскому саду и к педагогическому коллективу. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы решила не останавливаться на достигнутом, а продолжать искать новые пути совершенствования сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни, и хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут верить в доброту, уважать, любить и оберегать своих близких.

Принципы взаимодействия
педагога с родителями.

Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу
Внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям.
Гибкость, подвижность образовательной стратегии.
Способность к оказанию психологической поддержки.
Ориентация на стимулирование самообразования родителей.
Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успех.
Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме (даже самой острой).
Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями.
Искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.
Недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими.