Статья Самообразование учителя как целостный непрерывный процесс


Учитель может воспитывать и учитьдо тех пор, пока сам работает над своимвоспитанием и образованием.
К.Ушинский Известный писатель, общественный деятель и педагог Дмитрий Писарев писал «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование – это только самообразование».
Воспитание подросткового поколения, подготовка их к жизни в самом широком понимании – одна из самых важнейших задач школы. Успешное решение этой задачи зависит от учителя. Народный учитель – творец духовного мира юной личности, доверенная особа общества, которому оно доверяет самое дорогое, самое ценное – детей.
Современная педагогика испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах, которые способны творчески подходить к организации учебно-воспитательного процесса и достигать высоких, качественных результатов. Выполнить возложенную на него миссию учитель сможет лишь в том случае, если будет постоянно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет усовершенствовать свою личность.
И не последнюю роль в повышении профессиональной компетентности каждого педагога играет самообразование.
Самообразование – это непрерывный процесс саморазвития и самоусовершенствования педагога. Чем лучше учитель понимает свое высокое предназначение, требования к собственной личности, тем активнее работает над собой. А это и является основой профессионального успеха!!!
Отличной чертой самообразования педагога является то, что результат такой работы – это развитие учащихся, а не только самоусовершенствование в личном и профессиональном плане.
Показатель эффективности педагогического самообразования – это качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и проффесионально - квалифицированного роста педагога.
Мотивы формирования непрерывного образования учителя очень разнообразны:
Стремление к постоянному профессиональному самоусовершенствованию и самовыражению;
Расширение кругозора;
Повышение уровня развития всех компетентностей;
Создание позитивного имиджа среди учеников, коллег, родителей.
Желательно, чтобы самообразование для учителя стало необходимостью, потому что только тогда он достигает поставленной цели, творчески растет, а главное видит и развивает способности своих учеников.
Профессиональная самообразовательная работа учителя математики предполагает:
1.Овладение новыми информационными технологиями.
2.Введение новых образовательных стандартов.
3.Совершенствование видов и форм диагностики и контроля знаний учащихся.
4.Совершенствование своих знаний в области современной психологии и педагогики.
5.Ознакомиление с новыми методами, формами, приемами преподавания математики.
6.Изучение новых программ, учебников, их особенностей, требований.
7.Организация работы с одаренными детьми.
8.Внедрение в практику работы новейших технологий:
а) метод проект (ученик сам формулирует учебную проблему, осуществляет сбор материалов, планирует варианты решения проблемы);
б) компьютерные технологии обучения;
в) дифференциация обучения, учет индивидуальных способностей, корректировка трудностей, обеспечение поддержки, создание ситуации успеха;
г) здоровье сберегающие технологии.
В процессе самообразования учитель сам определяет направление, цель и содержание своей работы, выбирает, в каком объеме, с какой глубиной и с какими источниками он будет работать. При этом он выходит из своих запросов и потребностей, учитывая особенности учебного заведения.
Одним из существенных видов самообразовательной деятельности учителя является работа над индивидуальной методической проблемой. Во время работы над ней учитель, приобретает навыки анализа личной педагогической работы, учится овладевать приемами научно-исследовательской деятельности.
Работая над методической проблемой, учитель узнает о том, как решена выбранная им проблема в науке.
На этом этапе учитель анализирует разные точки зрения, касающиеся решения проблемы, определяет свою позицию. Сравнение личного опыта преподавания с идеями, методами, приемами, которые есть в науке, дают ему возможность определить, что он, уже знает и может сделать по этой проблеме, что принципиально нового в этом опыте, в чем он может пойти дальше.
Результаты работы над методической проблемой учитель может оформить в письменном виде – реферате, который наиболее коротко и исчерпывающе отображает основные этапы деятельности учителя.
Ориентированная структура работы над темой может быть такой:
Обоснование выбора проблемы, определение ее места в системе важных идей и закономерностей методики преподавания предмета.
Анализ литературы по теме.
Описание личного опыта работы в рамках выбранной темы.
Описание полученных результатов исследования.
Выводы: учитель считает тему полностью усвоенной или продолжает над ней работать; в каком направлении, какие новые вопросы в рамках этой темы считает необходимым рассмотреть.
Значительную помощь на первом этапе работы учителя (обоснование выбора темы) обретают созданные силами учителя каталоги научной и методической литературы.
Картотека по проблеме является отчетом учителя о первом этапе работы над выбранной темой.

Ценным является то, что стремление к систематическому самостоятельному пополнению своих знаний педагоги передают своим воспитанникам. Учителя, которые пишут научно-исследовательскую работу, прививают любовь к ней и своим ученикам.
Основные формы самообразовательной деятельности
Повышение практического опыта Повышение научных знаний Презентация индивидуальной работы Коллективное, индивидуальное творчество
Участие в работе МО;
Инструктивно методические совещания;
Взаимо - посещения уроков. Психолого-педагогические семинары;
Педагогические советы;
Педагогические чтения;
Смотр литературы и периодической прессы. Выпуск методического бюллетеня;
Защита педагогических идей;
Методический фестиваль;
Творческий отчет;
Выступления на МО. Методические предметные недели;
Обобщение передового педагогического опыта;
Деловые игры;
Конкурсы профессионального мастерства.
Анкета, которая побуждает к самообразованию и творчеству
Какие книги, статьи по своей специальности вы прочитали за этот год?
Какие материалы по психологии, педагогике, методике преподавания вы изучили за этот год?
Какие педагогические открытия были?
Какой новейшей образовательной технологией вы овладели? Принимали ли вы ее в своей практической деятельности?
По каким темам у вас были наиболее эффективными и интересными уроки?
В чем было ваше творческое достижение?
Прогресс каких учащихся вы могли бы отметить по сравнению с уровнем предыдущих годов обучения?
Имеете ли вы материалы, которыми могли бы поделиться?
Кто работает в школе, тот понимает, что учитель постоянно растет как творческий педагог-знаток, и главное в этом процессе – понимание и желание самого учителя самому совершенствоваться, заниматься самообразованием, идти в ногу со временем.
Если учитель прислушается к советам, если он целеустремленный, добросовестный, работоспособный, постоянно занимается самообразованием, то результат его творческой работы будет виден из года в год.