Пути и принципы интеграции в целостный педагогический процесс.

«Пути и принципы интеграции нравственно – духовного образования «Самопознание» в целостный педагогический процесс школы».
Гайт А. В., учитель самопознания,
КГУ «Средняя школа№6» г. Лисаковск
Актуальность.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей Республики, ее молодежи.На это нас нацеливает глава государства:
« Мы должны построить общество, где ценят честность, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». Н.А. Назарбаев.[1].
Главный упор в сегодняшнем образовании, всё-таки, делается на интеллектуальных достижениях. Ученики получают огромные объемы знаний и информации, но не всегда знают, как этой информацией воспользоваться на благо. Поэтому актуальность проблемы интеграции нравственно – духовного образования Самопознания в общеобразовательные предметы вызвана следующими положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке не только широко образованных, но и высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому необходимо его научить различению истинного и ложного.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, близких и далёких, и для него самого.
Интеграция нравственно – духовного образования Самопознание в предметы – это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно – духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.Гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее, образование для ума) и нравственно – духовного (внутреннее, образование для сердца).
Теоретико-методологические основы интеграции Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостный педагогический процесс.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Целью нравственного воспитания является становление целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте, что включает в себя:
Выработку понимания жизненной важности морали;
Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
Милосердие и любовь к людям.
Термин «интеграция» означает «объединение, соединение, суммирование», то есть связывает отдельные дифференцированные части в целое, что ведёт к качественному изменению состояния системы. Интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной системе образования. Сегодня принцип интеграции интерпретируется как один из ведущих принципов конструирования образовательного процесса, способ его совершенствования; как одно из средств, дающее школьникам представление о целостной картине мира.
Педагогическая межпредметная интеграция рассматривалась в работах А.А. Бейсенбаевой. В своих работах она подчёркивает, что «задача усовершенствования учебных планов, программ и учебников состоит в том, чтобы отразить в них не только достижения отдельных отраслей знаний, но и аксиологический характер современной науки, ее преобразующее значение, влияние на нравственность человека, его духовный мир»
Задачи, которые призвана решать интеграция:
выводить учащихся на более высокий уровень осмысления знаний; ( совершенствовать индивидуально-личностный аппарат познания;
развивать свободу мышления;
формировать креативность мышления;
помочь учащимся использовать знания и умения, приобретённые в рамках одного предмета, при изучении другого.
Интеграция нравственно – духовного образования Самопознание в предметы – это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно – духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим. В своё время К.Э. Циолковский говорил «Надо истинную мораль извлечь из естественных начал вселенной, из её общих законов, и сделать её, таким образом, убедительной и приемлемой всеми людьми». Принципы интеграции:
1.Принцип общечеловеческих ценностей. Пять общечеловеческих ценностей: 1.1. Истина (правдивость в мыслях, словах, действиях) – интеллектуальный аспект.
1.2. Праведность (правдивое поведение, единство мысли, слова, действия) – физический аспект.
1.3. Мир (внутреннее спокойствие) – эмоциональный аспект.
1.4. Любовь (ко всему живому) – нравственный аспект.
1.5. Ненасилие (не причинение вреда ни в мыслях, ни словом, ни действием) – духовный аспект.
2.Принцип выявления и саморазвития личности.
3.Принцип единства всего сущего.
4.Принцип вдохновенного научно – исследовательского творчества учащихся.
5.Принцип социального взаимодействия или принцип служения обществу. 6.Принцип позитивности.
7.Принцип культуросообразности.
8.Принцип природосообразности.
Пути интеграции
Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития жизни;
Создание условий для того, чтобы дети почувствовали глубину, красоту и перспективу развития современной науки;
Выявление общечеловеческих ценностей в законах, понятиях и взаимосвязи внешнего мира.
Литература
1. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года.
2. Мукажанова Р. А., Омарова Г. А. «Самопознание» и другие учебные предметы: возможности интеграции содержания и методов обучения. [Текст] Алматы ННПООЦ «Бобек» 2013
3. Мукажанова Р. А., Омарова Г. А Учебно-методическое пособие для учителей. Алматы ННПООЦ «Бобек» 2013.
4.Мукажанова Р.А., Омарова Г.А., Муратханова Р. Руководство для учителя (основной уровень) [Текст] Алматы ННПООЦ «Бобек» 2015.