Формирование творческой компетенции учащихся средствами русской литературы.

Формирование творческой компетенции учащихся средствами русской литературы.
“Ребенок, испытавший радость творчеств даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.”
Б.Астафьев
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения. Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям. Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющемся мире, а также в условиях перманентных социально-экономических и политических преобразований в нашем государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески. Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы.
Я учитель русского языка и литературы. Литературе как искусству слова принадлежит исключительная роль. Основой предмета является классическая литература с ее высокой духовностью, гражданственностью, гуманизмом. Поэтому на своих уроках я стараюсь, чтобы дети прочувствовали это.
В своей работе я использую как новые технологии, так и традиционные формы обучения и воспитания. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками, интегрированными уроками.
Как сохранить интерес к урокам литературы, сделать чтение потребностью, радостью и необходимостью для учащихся? Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным, чтобы он способствовал формированию ключевых компетенций ученика? На эти вопросы я пытаюсь ответить, работая с 2007 года над темой послекурсового задания «Формирование творческой компетенции учащихся средствами русской литературы».
Я отдаю предпочтение активным формам работы, и в первую очередь – творческой деятельности учащихся. Одним из видов творческих работ являются литературно-творческие письменные работы. Ребята пишут эссе, сочинения на свободную тему, литературные этюды, письма к героям и писателям (например, работы эпистолярного жанра «Письмо к Тургеневу»,»Цветы любимому поэту»,»Кто вы ,Николай Гумилев?») и даже сочинение в стихах (например, работа участника районного тура предметных олимпиад Гейко М. ). Такие работы учат ребят размышлять, логично и последовательно излагать свои мысли, использовать средства выразительности, доносить основную мысль своей творческой работы.
К числу творческих работ относится иллюстрирование художественного произведения. Такая деятельность развивает воображение, мечтательность, внимательность, дает возможность ученику еще и еще раз обратиться к тексту произведения, позволяет выразить свое отношение к прочитанному, проявить свои творческие способности.
Также учащиеся выполняют и другие виды работ: составляют кроссворды, литературные викторины, продумывают задания к тестам.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах  воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.
   Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.
Я убеждена, что задача учителя–словесника, работающего в XXI веке - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. И еще я уверена, что умелое применение технологических приемов и ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей школьников.
Технологические приемы
Сделать полученную информацию переживаемой лично, мобилизовать внутренний мотив, дать возможность почувствовать, увидеть , мысленно прикоснуться к тому, что изучается, можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика. На уроках литературы это чаще всего ход от слова к чувству. Такие приемы я часто использую, они нравятся детям, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество эмоций, переживаний. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд.
«Вопрос»
Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово? Когда слышите музыкальный фрагмент?»
Например, предлагаю записать слово «чудо» и свой ассоциативный ряд к нему. Дети выстраивают примерно такой ряд: волшебство, что-то необычное, интересное, невозможное, а затем подходим к теме урока в творчестве А.Грина. В конце урока делаем вывод о том, что человек может делать чудеса своими руками.
«Мои цветные чувства»
Уч-ся предлагается раскрасить свое состояние в данный момент определенным цветом, выявить, какого цвета чувства ты испытываешь к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т.д.
«Представь себе»
Например, данный прием был использован на уроке литературы в 6-м классе при изучении стихотворения А.Пушкина «Зимнее утро»
Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, и вы можете спать, сколько захочется. Часов в 11 начинаете ощущать, что вас что-то разбудило: ослепительный солнечный луч пробился между шторами. Вы встаете, подходите к окну и видите, что за окном, где еще вчера хлюпала грязь, сегодня все в ослепительной белизне. Попробуйте нарисовать картину, которую вы увидели из своего окна.
Прослушав высказывания, поняли, что предложения получились похожими, с использованием одних и тех же словосочетаний «белый снег», «яркое солнце». Но эту сложную задачу решил и Пушкин, когда написал стихотворение «Зимнее утро» .Так мы подошли к теме урока.
«Шкатулка»
(В начале урока)
-У вас есть шкатулочки? А что вы в них собираете? Сейчас я тоже раздам вам шкатулки.(раздаю листочки).Сегодня мы должны наполнить эту шкатулкуКак вы думаете – чем?
-Словами и мыслями.
«Памятник литературному герою»
Данный прием был использован на уроке литературы по рассказу Е.Носова «Белый гусь».
-Мы попробуем увековечить память самоотверженного Белого гуся. Ваша задача: представить памятник Белому гусю. Опишите его:
1)Где будет стоять памятник?
2)Как он выглядит?
3)Какую идею выражает?
4)Какая надпись будет на нем?
Технологические приемы эмоционально-психологической направленности имеют следующее значение:
1)создают положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся;
2)усиливают мотивацию учения, развивают интерес к предмету;
3)развивают эмоциональную сферу уч-ся, воображение, духовные и нравственные качества;
4)способствуют самовыражению и самоутверждению;
5)способствуют процессу самопознания.
При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.
С целью формирования у уч-ся умений, связанных с речевой деятельностью, осуществляемой на основе предварительной подготовки (речевая компетенция), применяю так называемые частично-поисковые методы. Для формирования умений самостоятельно использовать речь в целях выполнения учебных заданий считаю продуктивным использовать творческие методы, особенно важные для компетентностно ориентированного урока. Это может быть как условно – речевая деятельность (с опорой на образец, вспомогательные материалы, помощь учителя), так и коммуникативно направленная (неподготовленная, спонтанная) речь. На уроках по возможности стараюсь использовать с этой целью коммуникативно – ситуативные упражнения, применяя при этом интерактивные методы «лидер», «снежинка», «снежный ком», «альтернатива»; создание кластера, пазла, направленных на развитие логического мышления; конструирование свободных текстов, которые могут быть рифмованные и «белые», составляются как одним человеком, так и несколькими. Так на факультативном занятии «Речевой этикет» обучаю своих учеников написанию « стихотворения по метафоре», «стихотворения Я», синквейна, «11-словия».
ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ:
Стихотворение «Я»
Я   -  гитарная    струна...
Ваших  душ   касаюсь  нежно!
Я -  гитарная  струна -
Аккорды музыки  безбрежны!
Я - гитарная струна -
Вас  равнодушным не оставлю!
Я гитарная  струна -
Грустить и петь я Вас заставлю...
Я - лишь  гитарная   струна...
Но  как же  в  жизни  я  важна!
  ( Борискина А.,10 кл)
Стихотворение-ассоциация по метафоре
Осень
Осень - пурпурные клены.
Осень –терпкий привкус калины.
Осень - запах антоновских яблок.
Осень - улетающий клин журавлей.
Осень – пора вдохновения
(Негрей И, 9 кл)
Рассказ на букву О
Осени очарованье!
Осенние облака окутывают опустевшую околицу. озябший одинокий охотник обходит остывшее озеро, оглядывая окрестности. Осины осыпают огненное одеяние. Омут отражает окоченевшую ольху. Ошеломляет, очаровывает одного - одиношенького охотника осеннее очарование.
(Марченко О.,11кл)

Новое поколение школьников испытывает затруднение в развитии творческих способностей, в речевом общении на уровне, соответствующем литературным нормам. На мой взгляд, использование выше названных технологий выводит процесс обучения на качественно новый уровень образования.
Образовательные технологии
Как и любой учитель, в своей работе опираюсь на использовании различных образовательных технологий, которые помогают осуществить задачи педагогической деятельности. На сегодняшний день в педагогике накоплена палитра образовательных технологий, каждая из которых имеет свои достоинства. Вследствие развития демократических тенденций в жизни общества в системе образования акцент переносится на личность ребенка , изучение возможностей и обстоятельств ее индивидуального развития, условий самовыражения и самореализации на разных этапах ее жизни. В основу образовательных технологий и положен личностно ориентированный подход. В своей практике я применяла и в настоящее время применяю такие технологии, как интерактивное обучение, проектное обучение, интегральные технологии, урок-мастерская, личностно ориентированное, компетентностно ориентированное обучение, деятельностный подход и др. Хочу остановиться на интерактивном обучении, которое считаю актуальным практически на каждом уроке.
Именно эта технология, ее методы дают возможность создать комфортные условия обучения, потому что учебный процесс происходит в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся, равноправия между учителем и уч-ся, ученики учатся быть демократичными, критически мыслить, общаться с другими людьми. Как на уроках русского языка, так и литературы использую работу в парах, в малых группах. Эффективными методами при этом считаю «Микрофон» (при повторении теоретических знаний), «Займи позицию» ( уч-ся имеют возможность выразить свою мысль, аргументировать ее при рассмотрении спорного вопроса), «2-4-все вместе» (эффективен для развития навыков общения в группе , умений переубеждать и вести дискуссию), «Синтез мыслей» (уч-ся имеют возможность передавать свой вариант другим, а те – дополнять его своим мыслями, подчеркивать то, с чем они не согласны), «Обучая – учусь» (при изучении нового теоретического материала уч-ся имеют возможность передать свои знания другим), «Снежный ком», «Снежинка» (каждый ученик принимает участие в решении какой-то проблемы)
Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.
Л.Толстой.
Большой интерес для меня представляет проектная технология, потому что она направлена на творческую самореализацию личности, развитие ее возможностей, мышления. Участвуя в проекте, школьники реализовывают свои творческие возможности. Навыки и умения, полученные во время создания проекта, развивают деловые качества, которые в дальнейшем помогут стать им успешными в жизни и уверенными в себе людьми, быть духовно полноценными творческими личностями. Для меня метод проектов привлекателен тем, что возлагаю на себя роль организатора познавательной, поисковой, творческой деятельности уч-ся, обогащаю свой потенциал, постоянно нахожусь в творческом поиске. Так в 6-м классе в конце изучения романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» был проведен урок с использованием метода проектов на тему «роман Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» как начало всемирной «робинзонады». Очень интересной для ребят была работа в группах и соответственно выполнение мини-проектов в форме иллюстраций самых запомнившихся эпизодов, в форме встречи читателя с героем, в форме рекламы для тех, кто еще не читал эту книгу, в форме коллажа (иллюстрирование различных собственных жизненных ситуаций с приключениями).
Конечно же, активно применяю в своей работе ПИТ ( проектно-исследовательские технологии). Исследовательские работы «Век Золотой и век Серебряный – что ярче?»,»Бессоюзные сложные предложения в лирике А.Пушкина ,М.Лермонтова, А.Блока «, «Родная природа в произведениях поэтов и писателей ХХ века» , и многие другие – это еще одна прекрасная возможность для ребят проявить свои знания, способности, воображение, неординарность мышления, совершенствовать их.
Основной задачей творческого процесса является создание художественного образа, преломленного через личность автора: учащиеся пытаются пройти путь Мастера, понять суть его творческого процесса. Поэтому ряд уроков мы проводим с детьми, посетив творческую мастерскую поэта или писателя. Постановка перед учащимися творческих задач, требующих самостоятельных, нестандартных решений при заданных условиях, создание ситуации творческого поиска – все это дает свои результаты. Так у ребят появились следующие работы: «Работаем с мастером Мацуо Басе», «Поэтическое сердце поэтов серебряного века», «Поэтический герб С. Есенина» и другие. Рождение идеи, замысла, выбор объекта для проявления творческих задатков, реализация их, а в результате – влияние на умы и души детей.
Мы все знаем, что использование ИКТ на уроке может быть связано с музыкой, которая позволяет создать нужный эмоциональный фон, да и тексты многих современных песен и старинных романсов представляют переложенные на музыку стихотворения известных поэтов, таких как С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Высоцкий, И. Тальков и др. Иногда предлагаю домашнее задание: найти звуковой файл изучаемого поэта в сети Интернет и принести его для прослушивания на уроке. И формирование такого сложного навыка у обучающихся, как поиск изобразительно-выразительных средств языка в стихотворном тексте становится интересным, очень близким и понятным. И как здорово потом наблюдать за ребятами, когда они после урока передают этот ауди-файл друг другу через мобильный телефон! А еще интереснее бывают моменты, когда дети рассказывают, что, слушая какую-либо музыкальную композицию дома, уже не могут не выделять эпитеты, сравнения, неожиданные метафоры Прихожу к выводу, что поэзия в современной обработке популярных исполнителей продолжит свою жизнь и после урока. И все это благодаря информатизации в обществе!
Сегодня на своих уроках я использую не только показ презентаций, проигрывание музыкальных композиций, но и просмотр отрывков видеофильмов с обязательным последующим обсуждением этого эпизода. Разрешаю ребятам взять домой на диске CD посмотреть художественный фильм, например: «Красное и черное»,»Преступление и наказание». «Мастер и Маргарита» Иногда прошу найти какой-либо видео-фрагмент в сети Интернет. Конечно, в этом есть небольшой риск, что ребенок посмотрит отрывок их художественного фильма, а произведение не прочитает Но тогда необходимы другие методы и способы, и данная ситуация, наоборот, может так впечатлить ребенка, что он будет быстрее бежать домой, чтобы открыть книгу и прочитать! А ведь книга может быть еще и электронной! Таким образом, чтобы быть интересной юным, чтобы они с удовольствием шли на мои уроки, знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, следует заглядывать в себя, самокритично вести разговор с самой собой. Сегодня быть учителем непросто. Надо уметь сомневаться, думать, доказывать, учить, не поучая, признавать свои ошибки, обязательно владеть различными образовательными технологиями с помощью ИКТ. И самосовершенствоваться, проходя все этапы инновации от рождения идеи до распространения новшества и возможности творческого применения в массовом опыте учителей.
В заключении хочется вспомнить слова великого русского писателя Л.Н.Толстого:
«Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Эта мысль является путеводной звездой в моей педагогической деятельности.

bђ Заголовок 1bђ Заголовок 2bђ Заголовок 3bђ Заголовок 4bђ Заголовок 5bђ Заголовок 6bђ Заголовок 7bђ Заголовок 8bђ Заголовок 915