Методическая разработка на тему: Формирование познавательной активности учащихся посредством применения интерактивных технологий



из опыта работы
учителя МОУ СШ №6
г. Снежное
Докуки Л.В.
2017 г
Тема: Формирование познавательной активности учащихся посредством применения интерактивных технологий обучения.
Работая в школе, осознаёшь, что  с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к учению вообще. Мотивация к активной познавательной позиции ослаблена несколькими причинами:
- во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе,
- во-вторых, большой объем информации, который необходимо запомнить,
- в-третьих, передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной, занимательной,   и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.
Происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,  и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к процессу учения.  
Все это побуждает искать новые методы  и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Применение интерактивных технологий или активных методов обучения и является условием успешного формирования познавательной активности учащихся.
Главным принципом моей работы являются слова В.О. Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь». Поэтому, любя свой предмет, я многое делаю для того, чтобы заинтересовать учащихся математикой.
Я всегда показываю учащимся важность математики и необходимость её изучения. Убеждаю их, что математика проникает во все сферы нашей жизни, достигая просторов Вселенной.
Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учащихся появилось разочарование. Я боюсь равнодушных лиц на уроке. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.
Я убеждена, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. А будить мысль ученика, побуждать к действию помогают индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера.
Для ученика необходимо создать на уроке условия, максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся. Считаю, что учитель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. Поэтому я в своей работе следую заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя.
Очень важно учителю убедить учащихся, что не ошибается тот, кто ни чему не учится. И самому учителю помнить об этом и с пониманием относиться к ошибкам своих учеников.
Учитель должен уважать своих учащихся, доверять и понимать их. Ведь учитель - это человек, у которого в душе живёт ребёнок с открытым сердцем
По-моему мнению вот такой должна быть азбука преподавателя математики:
М - милосердный
А - активный
Т - творческий
Е - естественный в общении, (ёмкость мысли)
М - мужественный, мудрый
А - аккуратный
Т - требовательный и талантливый
И - искренний, инициативный, интеллигентный
К - компетентный
А - абсолютно знающий свой предмет.
Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Необходимо также отметить интерес учащихся к использованию компьютера. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Моя личная концепция состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения:
-Развитие логического мышления учащихся;
-Привитие познавательного интереса к изучению математики и стимулирование творческого подхода в изучении;
-Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей;
-Умелое использование нестандартных форм проведения урока;
-Применение дифференцированного подхода в обучении;
-Применение межпредметных связей на уроке.
При использовании интерактивных форм, система обучения построена так, что учитывает свойства, присущие любой личности (стремление к свободе, независимости; построение собственной системы личностных смыслов; потребность в самоутверждении) и предоставляет возможность развить индивидуальность учащегося, создает необходимые условия для его саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребенок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный природный потенциал.
Именно в деятельности формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация (обезличенные знания), данная через содержание учебника, а знания, «пропущенные» через субъективный, личностный опыт ученика.
Главная идея опыта состоит в том, что введение в учебный процесс интерактивых форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал.
Основными задачами своей работы считаю:
1) формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса   на основе  активизации познавательной деятельности  школьников в процессе обучения.                                                                      
2) развитие творческих способностей.                                                            
3) возрождение желания ребенка учиться.
научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;
повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);
развивать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;
воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;
развивать межпредметные связи.
 Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов:                                                                                                   - выполнение практических и творческих проектов;
- проведение уроков с применением ИКТ;
- проведение нестандартных уроков, дидактических игр;
- осуществление метапредметных  связей, практической направленности обучения;
- создание на уроке ситуации успеха;
- учет индивидуальных особенностей учащихся.
Реализации этих задач способствуют игровые технологии, поскольку в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения ученического коллектива на основе общих интересов и замыслов.
Ни для кого не секрет, что одним из условий успешного обучения учащихся математике – это хорошо развитые навыки устного счёта. Надо признать, что большинство учащихся слабо владеют устным математическим счетом. Поэтому я применяю технологию совершенствования вычислительных умений, которая позволяет преодолеть данный недостаток и достичь результатов в увеличении скорости вычислений за очень короткий промежуток времени. В целях ликвидации пробелов в знаниях используются различные формы устного счёта. На уроке такой тренаж занимает всего несколько минут. Устный счёт всегда провожу так, чтобы ребята начинали с лёгкого, а затем постепенно брались за вычисления всё более и более трудного. Повышению вычислительной культуры способствуют и способы быстрых вычислений. Они развивают память обучающихся, быстроту их реакции, воспитывают умение сосредоточиться.
В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов риска здоровья обучающихся. В этой связи особое значение приобретает профессиональная деятельность преподавателя, направленная на разрешение этой проблемы. Поэтому, считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе мною предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках математики условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся. Необходимо психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей учащихся в движении, что уже скажется на состоянии их здоровья, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению.
На уроках я использую задачи, содержащие сведения о здоровом образе жизни.
Так при повторении темы "Действия с дробями" учащиеся получают задание для самостоятельной работы.
В течение дня ученик получает некоторое количество различных витаминов. За завтраком он получил -0,2 всех витаминов, за обедом – 0,7 остатка, а за ужином – 30 мг витаминов. Какова норма витаминов, полученных учеником в день.
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 – 10 минут. В общем, курильщики сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курильщики, если средняя продолжительность жизни 58 лет?
Использую на уроках информационно-коммуникационные технологии.
Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.
В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Часто для релаксации на уроках применяю презентации - исторические справки. Например, на уроке «Квадратный корень из произведения и дроби» (8 класс) – историческая справка о Рене Декарте.
Две стороны одной медали
При превалирующем использовании ИКТ на уроке можно заслонить основные учебные цели
У преподавателей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются ИКТ
Отчуждение детей друг от друга
Ухудшение зрения, утомляемость
Отсутствие компьютеров в домашнем пользовании многих учащихся и преподавателей, не всегда имеется время для самостоятельных занятий в компьютерном классе
Недостатки и проблемы

Положительные стороны в использовании ИКТ в образовательном процессе:
новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения
цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации
с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения
компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления
компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением

Приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся
Формы мотивации учащихся к обучению при закреплении изученного материала
Самостоятельные работы.
По уровню самостоятельности:
а) по образцу;
б) вариативные (разноуровневые);
в) эвристические (частично-поисковые);
г) исследовательские.
По источнику и приобретению знаний:
а) работа с книгой (учебником, справочной литературой);
б) лабораторные и практические работы;
в) подготовка докладов, сообщений и т.д.
3) По уровню занимательности:
а) математические логические и числовые кроссворды;
б) дидактические игры
в) математические ребусы
Цель: воспитывать самостоятельность в решении многих задач с применением теоретических знаний, осмысливанием сущности фактического материала и умением применить полученные знания на практике, с целью воспитания интереса к предмету включать элементы занимательности.
Результативность: вырабатывается навык в самостоятельном изучении доступного материала, каждый ученик может проверить свои возможности и сделать вывод о качестве своих знаний, появляется интерес в получении дополнительных знаний.
Различные формы контроля знаний учащихся
Тематический зачёт.
Математические и графические диктанты.
Разноуровневые тесты.
Задачи и упражнения на готовых чертежах.
Урок-зачёт.
Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной работе.
Формы внеклассной работы:
Математические олимпиады.
Математические вечера
Математические часы.
Математические ролевые игры («Счастливый случай», «Звёздный час», КВН).