Урок в совмещенном 5-6 класс-комплекте. Правописание приставок на з-с. Правописание приставок пре-, при-.


5 класс 6 класс
Тема:
Правописание приставок на з, с. Тема:
Правописание приставок при, пре.
Цель:
- познакомить учащихся с правописанием З и С на конце приставок; выработать навык правильного выбора буквы на конце приставки, оканчивающейся на З или С;
- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, памяти, внимания;
- через пословицы о Родине, о дружбе способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся.
Цель:
- познакомить с условиями написания приставок ПРЕ- и ПРИ-, со словарными словами с трудно определяемым значением приставок; формировать умение правильно писать слова с указанной орфограммой, определять значение приставок;
- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, памяти, внимания;
- через пословицы о Родине, о дружбе способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся
Тип урока: урок изучения нового Тип урока: урок изучения нового
ХОД УРОКА
Оргмомент – 2 мин.
Мотивационный этап – 12 мин.
1.Пока под чужой крышей не п…бываешь, своя, где течет, не узнаешь.
2.Друг неи…пытанный, как орех нера…колотый.
3. Кто от…рвался от друзей и товарищей, тому не на кого рас…читывать в беде.
4.В какой народ пр…дешь, такую и шапку н…денешь. 
5. Пр…дателей пр…зирают даже те, кому они с…служили службу
6. Одна пчела много мёду не пр…несёт.
- Что объединяет все предложения? ( это пословицы)
- Что такое пословица? ( жанр фольклора)
- Для чего мы используем в своей речи пословицы? ( они украшают нашу речь, воспитывают, учат нас)
- Какой урок для себя вы извлекли из прочитанных пословиц?
- Посмотрите еще раз внимательно на монитор и скажите, какая грамматическая тема объединяет все пословицы? ( в каждой пословице есть слова с пропущенными буквами)
- А в какой части слов пропущены буквы? ( в приставках)
Учитель открывает на доске в кластере слово «приставка» .Приставка


3
1

2

- Дайте определение приставке (ответы детей).
-Какие правила правописания приставок вам известны? ( Первыми отвечают ученики 5 класса, они назовут неизменяемые приставки. Учитель дает им задание , выписать из пословиц слова с неизменяемыми приставками. Одного ученика вызывает к доске).- А какие правила правописания еще вам известны? ( Второй вопрос адресуется ученикам 6 класса. Они назовут правописание приставок на З и С. Учитель дает задание , выписать из пословиц слова с названными приставками. Один ученик работает у доски).На доске появляется запись:
Приставка


Неизменяемые приставки

Приставки на З, С


побываешь неиспытанный
оторвался нерасколотый наденешь рассчитывать
сослужили
- Назовите слова первой группы? ( Ученики 5 класса называют слова, объясняют правописание, ученики 6 класса проверяют правильность ответа)
- Назовите слова второй группы? ( Ученики 6 класса называют слова второй группы, объясняют правописание, ученики 5 класса внимательно прослушивают правило правописания приставок на з, с. Учитель просит учеников 6 класса объяснить пошагово свои действия при выборе написания согласной в приставках на з, с. В это время ученики 5 класса составляют алгоритм)
Алгоритм:
1. Выдели корень.
2. Обозначь первую букву корня.
3. Определи, глухая это или звонкая согласная буква.
4. Звонкая – пиши согласную з, глухая –пиши с.
Самостоятельная работа – 10 мин.
Используя составленный алгоритм, учащиеся выполняют упражнение 660 на
стр. 176
Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.
Бе…следно и…чезнуть; бе…шумное падение; бе…связный ра…сказ; достойно во…наградить; ра…порядок дня; во…ход солнца; в…крикнуть от и…пуга; переписать ра…писание; ра…чертить листок; и…вержение вулкана; новая бе…козырка; ра…ширить территорию. Работа под руководством учителя- 10 мин.
На доске запись.
Прибежал, прикрикнуть, приклеить, пребольшой, преграда.
- Прочитайте слова и скажите, в ударном или безударном положении находятся гласные в приставках пре-, при-? ( В безударном положении)
- Выбор безударных гласных в приставках пре-, при- зависит от значения приставки. В нашу задачу входит определить, в каком значении пишется приставка при-, в каком – пре-. Прочитайте первое слово и определите значение приставки в этом слове. ( В слове прибежал приставка обозначает приближение).
- Если приставка обозначает приближение, то в ней пишется гласная –и-.
Аналогичным образом дети работают с остальными словами.
- Теперь выпишем из пословиц оставшиеся слова в третий столбик. Вставим пропущенные буквы и объясним значение приставок.
Приставки пре-, при-

Придешь ( приближение)
Предателей ( пре = пере)
Презирают ( пре = пере)
Принесёт ( приближение)
Работа под руководством учителя- 13 мин.
Учитель проверяет выполненное упражнение, при необходимости корректирует его.
- А сейчас я попрошу вас быть особенно внимательными и запомнить правописание слов здесь, здоровье, здание, в которых нет приставок.
Обрати внимание
На здесь, здоровье, здание.
«З» нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
(Записать стихотворение в тетради.)
Совместно выполняем упражнение 663 на стр. 177. Два ученика выполняют упражнение на доске.
Распредели слова в два столбика
Буквы з и с на конце приставок. Приставка с-.
Ра…сыпать, (с, з) жать, бе…звучный, (с, з) тереть, и…носить, (с, з) делать, (с, з) бой, ра…борчиво, во…глас,
(с, з) дать, ра…жимать, в…помнить, (с, з) бить, (с, з) писать, во…паление, ра…говор, ра…чёт, (с, з) гибать, в…крикнуть, (с, з) дание, ра…считывать, (с, з) правиться, в…дрогнуть, бе…жалостно, и…правиться.
- Какое слово не вошло ни в одну колонку? ( здание)
- Почему? ( в этом слове нет приставки) Самостоятельная работа- 13 мин.
Карточка №1
Запиши слова, обозначающие:
1) Приближение автомобиля, рыбы, змеи, птицы, самолёта;
2) Присоединение с помощью иголки и нитки, винта, гвоздя, клея, верёвки;
3) Нахождение около дороги, моря, города, вокзала, станции;
4) Очень светлый, очень длинный, очень светлый, очень милый, очень добрый.
Карточка №2
Вставь пропущенные буквы.
Пр…катился клубок, пр…остановился. Пр…смотрелся, пр..гляделся Иванушка. Смотрит Иванушка – местность незнакомая. Пр..крикнул он на клубок, а тот пр…спокойненько на месте лежит. Хотел пр…лечь Иванушка, только пр…коснулся к траве, а трава в росе, пр…вскочил Иванушка. Пр…сел на пр…дорожный камень. Пр…томился он от дальней дороги. Пр…задумался. А Иванушка был пр…хорошенький. Не страшны ему никакие пр…грады.
Проверка по готовому эталону.
Итог урока – 5 мин.
- С какой морфемой мы работали сегодня на уроке?
Приставка


Приставки пре-, при-
Неизменяемые приставки

Приставки на З, С



- Какие правила правописания приставок мы повторили ?- С какими правилами правописания приставок познакомились сегодня на уроке?
- Расскажите правила правописание согласных в приставках на з, с? ( вопрос адресуем ученикам 5 класса)
- Расскажите правила правописания гласных в приставках пре-, при-?
( вопрос адресуем ученикам 6 класса)
Учитель задает домашнее задание – 2 мин.
Оценивает работу детей на уроке- 1 мин.