Индивидуальный маршрут ребенка с ОВЗ


Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако разработка данного направления, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны практических работников, до сих пор не приобрела технологической завершенности.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка – это документ, он содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Целевое назначение:
Индивидуальный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка и познавательными потребностями.
Образовательный маршрут вводит ребенка с ограниченными возможностями здоровья в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги дает возможность поверить в себя, в свои способности. Индивидуальный маршрут предусматривает развитие у воспитанника изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, будущего взрослого гражданина, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Один год обучения посвящены бумагапластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.) . Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Ребенка с ограниченными возможностями здоровья постигает поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомится с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, ребенок приобретает навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы. При работе с бумагой воспитанник познакомится со следующими техниками:
• оригами – одно из традиционных японских искусств. Слово «оригами» переводится как «сложенная бумага».
• обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги, инструмент — клей и ваши руки.
• торцевание - вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребенок окунется в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной бумаги.
Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Занимаясь данным видом деятельности, ребёнок получит возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой, композиции. Увлекательные занятия позволят ребёнку открыть в себе творческие способности, развить воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.
Направленность маршрута – декоративно-прикладное творчество. По уровню освоения – специализированный, содержит основы для раскрытия и развития способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приобретение им специальных знаний и умений в избранном виде деятельности.
Актуальность заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и лучше всего это делать в младшем школьном возрасте.
Цель: обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала через приобщение воспитанницы к нескольким видам декоративно-прикладного творчества оригами.
Задачи
Обучающие:
1. познакомить с базовыми формами оригами и с основными геометрическими понятиями при работе с бумагой;
2. обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
1. развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать моторику рук, пространственное воображение;
2. стимулировать развитие памяти,
3. создавать творческую атмосферу на занятиях, развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитывающие:
1. применять знания, полученные на уроках труда, рисования и других, для создания композиций смешанного типа (оригами, бумагопластика, аппликация, бумажная филигрань) и воспитывать в детях любовь к природе, людям и животным;
2. воспитывать аккуратность, старательность.
- обеспечение последовательности и системности в обучении и воспитании;
- наглядность;
- доступность.
Методическое обеспечение
Занятия проводятся в форме изучение нового материала, закрепление, практическая работа, самостоятельная работа. Материал подается по принципу - от простого к сложному.
Используемые методы обучения: наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный.
Используемые педагогические технологии: личностно-ориентированная, развивающего обучения, технология саморазвития.
Ожидаемый результат
По окончании обучения воспитанник должен знать:
- технику безопасности при работе с колюще-режущими предметами;
- технологию работы и изготовления поделок;
- последовательность изготовления изделий из бумаги;
- названия базовых заготовок оригами;
- условные обозначения.
Должн уметь:
- применять инструменты для обработки внешнего вида поделки;
- подготавливать все необходимое для работы с бумагой;
- подбирать подходящие формы для изделий;
- изготавливать и оформлять поделки;
- изготавливать основные заготовки оригами;
- изготавливать несложные игрушки.
Форма проверки результатов – наблюдение, анализ, участие в конкурсах. В конце учебного года проводятся выставки работ. Также лучшие работы принимают участие в поселковых, районных, окружных выставках и конкурсах.
Дидактические условия построения образовательного процесса:
Весь процесс обучения построен на заинтересованности ребёнка при изучении приемов рукоделия. Реализация программы предусматривает многообразие и свободу выбора воспитанника различных форм деятельности.
Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:
- тематические стенды;
- раздаточный материал.
Методическое обеспечение программы включает в себя:
-содержащую учебную литературу;
-методические пособия.
Воспитательная работа в студии
Маршрут включает в себя систему по воспитательной работе с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья: проведение тематических бесед, привлечение родителей к выполнению семейных работ.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- кабинет, столы, стулья,
- методические и учебные пособия,
- материалы и инструменты, необходимые при работе: бумага, ножницы, клей ПВА и др.
Учебно-тематический план на 1 год обучения
Содержание года обучения
1. Вводное занятие. Материалы, инструменты, ТБ.
Количество часов: 2
Цель: познакомить с видом деятельности
Теория: инструктаж по ТБ. Терминология.
Практика: бумагопластика, виды, примеры.
1 раздел. Простые модели оригами.
Количество часов: 22
Цель: познакомить с техникой оригами, его историей.
Теория: рассказ о технике, основных базовых приемах.
Практика: разучивание приемов, базовых заготовок, изготовление несложных фигурок.
2 раздел Обрывная аппликация
Количество часов: 20
Цель: познакомить с техникой обрывной аппликации, его историей.
Теория: рассказать о технике обрывной аппликации, приемы.
Практика: заготовки, изготовление аппликаций.
3 раздел Торцевание
Количество часов:28
Цель: познакомить с техникой торцевание, ее история.
Теория: рассказать о технике торцевание, приемы.
Практика: заготовки, изготовление панно, открытки.
Выставка
Количество часов: 2
Цель: подвести итоги года, оформить выставку работ.
Теория: обобщение знаний, умений, навыков.
Практика: оформление выставки.
Список литературы:
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. - М., «Оникс», 2008г.
2. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. - Москва, АСТ, Донецк, Сталкер, 2007 г.