Рекомендации по созданию психологической безопасности образовательной среды.


Рекомендации по созданию психологически безопасной образовательной среды.
В ходе проведения диагностики социально-психологического климата в коллективе, были обследованы учащиеся 1 класса, было выявлено: учащиеся 1 класса находятся на стадии становления по классификации А.С. Макаренко (В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования).Среди разнообразных видов деятельности, осуществляемых человеком, игра является самым доступным, так как в игры играют с раннего детства, и самым сложным.
Для младшего школьника игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности. Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет тот факт, что вместе с поступлением в школу он вступает и в коллектив сверстников. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.
Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и  товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.
В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса.
Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.
Главное назначение школы в современных условиях – помочь детям стать человечными, а для этого нужно создать условия в каждом классе, начиная с прихода ребенка в школу. Роль учителя состоит в том, чтобы предоставить возможность каждому ребенку получить верные знания о самом себе, о законах общения, о правилах жизни. Одним из ведущих видов деятельности первоклассников продолжает оставаться игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности во время адаптации в школе.
В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого.
Основным положением является учет важности игровых повторов для ребенка. Занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная путем повтора информация способствует лучшему усвоению.
Поначалу все игры предлагает и проводит взрослый. В последующем дети все чаще просят взрослого провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас.
Период адаптации позади, но сплочение коллектива для педагога является главным воспитательным моментом. Поэтому опираясь да возрастную группу детей можно приметить следующие игровые мероприятия:
Игра «Братание»
Свободно перемещаясь по классу, ребята знакомятся так: выбрав партнера, касаются друг друга правым плечом, затем левым плечом, поочередно коленями, правой щекой, левой щекой и говорят свои имена. Затем находят другого партнера и повторяют ритуал.
Задача: постараться познакомиться со всеми.
Игра « Мячик»
Ребята встают в круг. Передавая мяч по кругу, называют своё имя. Затем, играя в мячик,  знакомимся: тот, у кого мячик, кидает его любому из стоящих в кругу и называет при этом имя того, кому адресован мячик. Тот, кто перепутал имя, или тот, кто не поймал мячик, называет имена всех участников.
Игра « Алфавит»
Участники встают в круг и по очереди четко и громко произносят свои имена. Затем все участники должны встать в шеренгу так, чтобы впереди стояли люди, имена которых начинаются с первых букв алфавита. В конце шеренги должны стоять люди, чьи имена начинаются на последние буквы. При этом нельзя разговаривать, писать, показывать в воздухе буквы.
При завершении задания проводится проверка – все громко называют свои имена. Если расстановка оказалась неправильной, упражнение выполняется заново. Все участники должны перемешаться и снова попытаться выполнить задание.
Игра «Здравствуй друг»
Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.
- Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки).
- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера).
- Где ты был? (Осторожно треплют ухо).
- Я скучал! (Складывабт руки на груди).
- Ты пришел! (Разводят руки в стороны).
- Хорошо! (Обнимаются).
Затем стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.
Игра «Ветер дует…».
Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: «Ветер дует в сторону…» (например, того, у кого есть брат). Те играющие, к которым относится это высказывание (т.е. у кого есть братья) – должны встать в центр круга. Затем выбирается другое высказывание (например, про сестру, про домашних животных и т.д.).
Игра « Граница»
Чертится (или определяется граница), воспитатель предлагает перейти на одну сторону тем, кто объединен каким-либо признаком. Воспитатель сначала устанавливает простые критерии объединения, например, предлагает перейти на другую сторону границы тем,
- кто любит мороженное;
- кто любит танцевать;
- кому сколько лет;
- у кого есть сестра; и т.д.
Простые и сложные вопросы задаются вперемешку для того чтобы ребята не задумывались на долго.
Игра «Здравствуйте, все!»
Каждый должен за определенное время (1-3 мин, или пока играет музыка) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством детей. Внимание ребят фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку и называть свое имя.  Тогда по завершении упражнения воспитатель спрашивает: «Кто поздоровался больше чем с 10 ребятами? А больше чем с 20?» Выявляется несколько лучших.
Игра «Автопортрет»
Каждый участник получает задание нарисовать на небольшом листе свой портрет, но в несколько необычной форме: вместо глаз нарисовать то, на что любит смотреть, вместо рта – что любит есть, вместо ушей – то, что любит слушать, вместо волос – о чем чаще всего думает, вместо носа – то, что любит нюхать. Все портреты приклеиваются на лист ватмана: «Знакомьтесь, это мы!»
Желаю удачи!!!