Рабочая программа по биологии. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (70 часов)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, РАСТЕНИЯ. 5 класс(70 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по биологии для 5 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.), основной образовательной программы МАОУ Лицей №1 г.Балаково и программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника ((Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы, сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы» - М. Дрофа, 2013) Учитывая специфику образовательной организации и раннюю профилизацию
образовательного процесса в лицее увеличено количество часов по биологии в 5-6 класса
за счёт часов лицейского компонента на 1 час в неделю.
Цели обучения в 5 -6 классах следующие:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки для формирования бережного отношения к
сохранению окружающей среды и целостности здоровья человека.
Поставленные цели будут решаться через следующие задачи:
формирование научного мировоззрения обучающихся на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, формирование познавательной культуры, развитие стойких познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления на уроках;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в ходе реализации практико-ориентированных проектов;
формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
В 5 классе обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Программа расширена за счёт увеличения теоретической части, усиления практико-ориентированной направленности, часов на экологическое воспитание, проектную деятельность, формирование основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни, на умение работать с разными источниками биологической информации.
Название главы по авторской программе по рабочей программе
Введение 6 10
Глава1. « Клеточное строение организмов» 10 17
Глава 2 « Царство Бактерии» 2 4
Глава 3. « Царство Грибы» 5 9
Глава 4. «Царство Растения» 9 22
Проектная деятельность - 5
Итого: 32 (резерв. – 3 часа) 67 (резерв. – 3часа)
Содержание программы в 5 классе предусматривает реализацию практико-ориентированных проектов, которые формируют творческий потенциал, коммуникативность и самостоятельность в достижении высоких результатов в области биологии, способствующие самоопределению обучающегося .Проекты по числу участников могут быть индивидуальными и групповыми; межпредметными по содержанию; информационными, творческими и исследовательскими по ведущему виду деятельности. Цель проектной деятельности: развитие коммуникативных УУД, установление эмоциональных контактов между учащимися, приучать работать в команде, работать по плану проекта, прислушиваться к мнению своих товарищей, добиваться желаемого результата.
Технологическая карта проектной деятельности
Раздел программы Тематика
проектов Тип проекта Итоговый продукт Примерные сроки проведения
1. «Удивительный мир клетки» Исследовательский Оформление лабораторной работы 1 четверть
Многообразие живых организмов 2. «Невидимые друзья и враги» Практико-ориентированный Оформление плаката для кабинета биологии 2 четверть
3.«Дрожжи. Плесневые грибы» исследовательский Презентация 2 четверть
4..«Чем отличается сосна от ели?» Исследовательский Оформление лабораторной работы 4 четверть
5. Многообразие и охрана растительного мира. Информационный презентация 4 четверть
Для формирования познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной работе применяется системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, технология проектного обучения, ИКТ, здоровьесберегающих).
С целью развития практических умений и навыков предусматривается проведение практических, лабораторных работ, экскурсий, фенологических наблюдений. По авторской программе предусмотрено:
Практических работ Лабораторных работ Экскурсий
16 1
По Рабочей программе :Практических работ Лабораторных работ Экскурсий
16 1
Исходя из возрастных и психологических особенностей пятиклассников, целесообразно включать игровые методы обучения.
Диагностику предметных результатов обучения и УУД предполагается проводить через использование урочного тематического тестирования, выполнение индивидуальных творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных и практических работ, экскурсий, защиту проектов (исследовательского, информационного, практико-ориентированного характера) , написание сценариев игр и др. , способствующих подготовки обучающегося к ГИА, самоопределению и дальнейшему профильному обучению обучающегося.
Структура рабочей программы позволяет скорректировать обучение детей с ослабленным здоровьем через систему индивидуальных занятий с использованием возможностей Интернета на портале Дневник.ру.
Средствами реализации рабочей программы является УМК В.В. Пасечника, который представлен учебником Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5кл. – М.:Дрофа, 2012, рабочей тетрадью к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» - М.: Дрофа, 2012, методическим пособием к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. М. Дрофа, 2014, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по предмету, Интернет-ресурсы, позволяющие полностью реализовать как теоретические, так и практические требования.
. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природ, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Главной особенностью программы 5 класса является последовательное функциональное объяснение всех основных жизненных процессов, начиная от клеточного уровня и кончая организмом высшего растения. Строение организмов изучается с точки зрения его приспособления к выполнению жизненно важных функций. Этот метод позволяет ученикам не только узнать, но и понять принципы устройства и жизнедеятельности биосистем разного уровня.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, обьяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации, поэтому количество часов в учебной программе МАОУ Лицей №1 увеличено за счёт лицейского компонента. Предмет изучается в течение года, 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
-оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
-оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
-формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-вычитывать все уровни текстовой информации.
-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание программы «Биология. Бактерии.
Грибы. Растения. 5 класс» (35 часов, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнении
Календарно – тематическое планирование
№ Раздел, тема Количество
часов Основные виды деятельности учащихся Формирование
УУД
Регулятивные (Р)
Познавательные (П)
Коммуникативные (К) Планируемые результаты(личностные, метапредметные, предметные) Формы контроля Дата проведения урока
Введение 10 1 Биология – наука о живой природе 1 Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества Р- осуществляют самопроверку, оценивают роль биологической науки в жизни общества;
П –знакомство с учебником и его методическим аппаратом работа с текстом и иллюстрациями учебника;
К –сотрудничество с одноклассниками при обсуждении Формируются элементы экологической культуры;
умения проводить наблюдения в живой природе;
представления о биологии как науки, роли биологии в жизни общества; понятия «биология», «биосфера», «экология».
Индивидуальный, фронтальный 2 Методы исследования в биологии 1 Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии
Р – ищут необходимую информацию, контролируют работу других;
П – изучают различные методы, анализируют полученные знания;
К – сотрудничество с одноклассниками при обсуждении
полученных знаний. Формируется ответственное
отношение к соблюдению правил ТБ; начато практическое
ознакомление с методами проведения научных исследований;
узнают основные методы изучения биологии, правила
ТБ в биологическом кабинете Оценка самостоятельной работы с
ТПО 3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. 1 Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа Р –корректируют свои знания, оценивают разницу между живыми и неживыми организмами;
П – анализируют, структурируют полученныезнания, устанавливают связь между живым и неживым организмом;
К – выражают в ответах свои мысли, обсуждают с учителем и учащимися их ответы.Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого;
Развиваются навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника;
Уч-ся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы Индивидуальный и фронтальный контроль знаний 4 Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. 1 Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов;
Формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания;
уч-ся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности. Индивидуальный
опрос, тестирование 5 Влияние хозяйственной деятельности человека на среды обитания организмов. 1 Характеризуют влияние деятельности человека на природу, выполняют задание в рабочей тетради, заслушивают сообщения одноклассников Р – корректируют свои знания, оценивают сообщения одноклассников;
П – анализируют, структурируют полученные знания;
К – выражают в ответах свои мысли, обсуждают с учителем и учащимися их ответы.Формируются элементы экологической культуры;
Развиваются умения работать с дополнительной информацией;
учатся определять понятие « антропогенный фактор» и приводить примеры влияния на живые организмы. Индивидуальный опрос 6 Экологические факторы и их влияние на живые организмы. 1 Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника Р: умение организовать выполнение заданий учителя самостоятельно;
П: умение работать с текстом, выделять в нем главное для заполнение таблицы в тетради;
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Формируются элементы экологической культуры;
развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника;
учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять и их влияние на живые организмы 7 Обобщение знаний по теме «Введение»
Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе» 1 Работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении Р –умение осознавать конечный результат работы на уроках;
П – умение обобщать факты и явления, полученных знаний;
К – самостоятельно выполнять задание учителя Формируется научное мировоззрение об окружающем мире;
Развивается умение сравнивать явления и делать выводы;
Учащиеся систематизировали и обобщали полученные знания тестирование 8 Контрольная работа 1 по теме «Введение» 1 Выполняются тренировочные задания в рабочей тетради Р – умение самостоятельно работать с заданиями;
П – анализировать и давать правильные ответы;
К – умение слушать учителя и выполнять задания самостоятельно Формируется научное мировоззрение об окружающем мире;
Развивается умение сравнивать явления и делать выводы;
Учащиеся систематизировали и обобщали полученные знания Промежуточный контроль знаний 9 Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». 1 Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений
Р – определять цель задания и искать средства достижения цели;
П –выявлять причины и следствия осенних явлений в природе;
К – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Формируется любовь и бережное отношение к родной природе;
развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты;
приобретают навыки правильного поведения в природе. 10 Практическая работа №2 «Заслушивание и обсуждение отчётов учащихся о выполнении заданий на экскурсии» 1 Работа в группах , обсуждение отчётов учащихся о выполненных заданиях Р – выбирать средства достижения цели;
П – раскрывать причины и следствия осенних явлений в жизни живых организмов;
К – учиться организовывать учебное взаимодействие в группе Формируются элементы экологической культуры;развивается умение фиксировать и оформлять результаты экскурсии; учащиеся развивают представления о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде.
Глава 1 Клеточное строение организмов 17 часов +1час (проект)
11 Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений» 1 Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом Р – ставят перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляют самопроверку;
П – моделируют работу с увеличительными приборами, преобразуют полученную информацию;
К – разрешают конфликты, ставят вопросы
Л - формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований;
М –развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты;
П – уч-ся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними, убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение. Оценка выполнения лабораторной работы, умения работы с лупой 12 Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №2 «Устройство микроскопа и правила работы с ним» 1 Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом Р – ставят перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляют самопроверку;
П – моделируют работу с увеличительными приборами, преобразуют полученную информацию;
К – разрешают конфликты, ставят вопросы
Л - формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований;
М –развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты;
П – уч-ся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними, убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение Оценка выполнения лабораторной работы, умения работы с микроскопом 13 Строение клетки(оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)
Лабораторная работа №3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» 1 Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их Р – ставят перед собой цель, научится работать с микроскопом, осуществляют самопроверку;
П – моделирует работу с микроскопом, преобразуют полученную информацию;
К- обсуждают с одноклассниками результаты лабораторных работ.
Л- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для уч-ся объектов;
М – развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления её результатов;
П – уч-ся получают начальное представление о строении клетки; приобретают навык готовить микропрепарат кожицы лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради. Оценка выполнения лабораторной работы 1415 Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторная работа №4 «Пластиды в клетках листа элодеи».
2 Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
Р – ставят перед собой цель работать с микроскопом, осуществляют самопроверку;
П – моделирует работу с микроскопом, преобразуют полученную информацию в рисунок;
К - обсуждают с одноклассниками результаты лабораторных работ.
Л- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для уч-ся объектов;
М – развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления её результатов;
П – уч-ся получают начальное представление о строении клетки; приобретают навык готовить микропрепарат кожицы лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради. Устный опрос,
оценка лабораторной работы 16
17 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества 2 Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием Р- составляют план решения проблемы. Работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
П – анализируют знание о клетке, её строение и составе, структурируют полученные знания;
К – выражают в ответах свои мысли, обсуждают с учителем и учащимися их ответы, разрешают конфликтыЛ -формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы;
М – развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава;
П – уч-ся получают представление о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах. Домашняя самост. работа, устный опрос 18 Обобщение по теме «Строение и химический состав клетки» 1 Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы Р – корректируют знания, оценивают собственные результаты;
П – предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное,
К – выражают свои мысли, планируют свою работу в группе с одноклассниками.Л -формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого;
М - развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания;
П -формируются первоначальные представления о единстве живых организмов. Практическая работа, письменный опрос, устная проверка знаний 19
20 Процессы жизнедеятельности в клетке. Лабораторная работа№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». 2 Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом Р: определяют цель урока и ставят задачи, необходимые для её достижения.
П: работают с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям, оставляют конспект урока в тетради, преобразуют информацию из одной формы в другую, проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.
К: Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения Л –формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических интересов;
М- развиваются навыки простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, умения анализировать и объяснять их результаты;
П –формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки. Самостоятельная работа, письменная проверка 21 Деление и рост клетки 1 Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты Р – корректируют знания, оценивают собственные результаты;
П – предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное,
К – выражают свои мысли, планируют свою работу в группе с одноклассниками.Л –формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех организмов;
М – развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника;
П –уч-ся знают, умеют описывать процесс деления клетки и её рост. Ответы на вопросы,письменное задание в ТПО 22 Обобщение знаний по теме «Строение и жизнедеятельность клетки» 1 Устный, письменный опрос знаний 23
24 Ткани
Лабораторная работа №6
«Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» 2 Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах Р –определяют цель учебной деятельности, самостоятельно определяют средства достижения цели;
П –анализируют,сравнивают и обобщают полученные данные;
К –организуют учебные взаимодействия в группе. Л – формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о ткани как уровне организации организмов из клеток;
М -развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника;
Л – уч-ся получают первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме. Оценка лаб. работы,
устный опрос 25 Проект «Удивительный мир клетки» 1 Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
Закрепляют умения готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их Р – ставят перед собой цель, работать с микроскопом, осуществляют самопроверку;
П – моделирует работу с микроскопом, преобразуют полученную информацию;
К- обсуждают с одноклассниками результаты лабораторных работ.
Л- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для уч-ся объектов;
М – закрепляются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления её результатов;
П – уч-ся развивают представление о строении клетки; закрепляют навык готовить микропрепарат растительных клеток, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради. Самоконтроль, практическая работа 26
27 Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» 2 Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом Работа с текстом и иллюстрациями учебника; формирование представления о единстве живого на основе совместного обсуждения усвоенных знаний. Р –определяют цель учебной деятельности, самостоятельно определяют средства достижения цели;
П –анализируют, сравнивают и обобщают полученные данные;
К – организуют учебные взаимодействия в группе Л –формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого;
М – развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания;
П – сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов. Устный опрос,
тренировочное тестирование 28 Классификация живых организмов 1 Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений Р – умение самостоятельно работать с заданиями;
П – анализировать и давать правильные ответы;
К – умение слушать учителя и выполнять задания самостоятельно
Л -формируется научное мировоззрение об окружающем мире;
М -развивается умение сравнивать явления и делать выводы;
П -учащиеся систематизировали и обобщали полученные знания Устная проверка знаний, самопроверка Глава 2. Царство Бактерии. 4 часа + 1 час(проект) 29 Строение и многообразие бактерий. 1 Выделяют существенные признаки бактерий Р- развитие навыков самооценки и самоанализа.
П- работают с различными источниками информации, преобразовывают ее из одной формы в другую, выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал
К- выстраивают эффективное взаимодействие с одноклассниками Л – формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий;
М – развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника;
П – учащиеся получают представление об особенностях строения бактерий и их многообразии. Устный и письменный опрос, самрстоятельная работа с ТПО 30 Размножение бактерий. Образование спор. 1 Работа с текстом, таблицей и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении Р- развитие навыков самооценки и самоанализа.
П- работают с различными источниками информации, преобразовывают ее из одной формы в другую, выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал
К- выстраивают эффективное взаимодействие с одноклассниками Л – формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий;
М – развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника;
П – учащиеся получают представление об особенностях строения бактерий и их многообразии Самостоятельная работа
с учебником и ТПО 31 Роль бактерий в природе. 1 Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека Р- развитие навыков самооценки и самоанализа.
П- работают с различными источниками информации, преобразовывают ее из одной формы в другую, выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал
К- выстраивают эффективное взаимодействие с одноклассниками Л - формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования;
М – развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
П – учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе. Практическая работа, самоконтроль, фронтальная проверка знаний 32 Роль бактерий в жизни человека 1 33 Проект «Невидимые друзья и враги» 1 Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека Р- развитие навыков самооценки и самоанализа.
П- работают с различными источниками информации, преобразовывают ее из одной формы в другую, выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал
К- выстраивают эффективное взаимодействие с одноклассниками Л - формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования;
М – развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
П – учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе. Устный, самооценка, оформление плаката для кабинета биологии Глава 3. Царство Грибы. 9 часов +1 час (проект)
34 Общая характеристика грибов. 1 Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека Р- развитие навыков самооценки и самоанализа.
П- выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал, грамотно формулируют вопросы, работают с различными источниками информации, готовят сообщения и презентации, представляют результаты работы классу.
К- работают в составе творческих групп Л – формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов;
М – развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма;
П – учащиеся узнают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека. Фронтальный, устный опрос 35 Шляпочные грибы. 1 Работа с текстом, таблицей и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении;
Различают на таблицах и живых объектах съедобные и ядовитые грибы, осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Р –определение цели учебной деятельности, развитие навыков самостоятельного достижения цели;
П – сравнение, анализ и обобщение полученных знаний;
К – организация учебного взаимодействия в группе. Л – формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами,
М – развивается умение самостоятельно работать с текстом , иллюстациями;
П – учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомятся с приёмами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Фронтальная,устная проверка знаний, работа с ТПО 36 Лабораторная работа №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. 1 Оценка лабораторной работы, устный контроль 37 Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №8 «Особенности строения мукора и дрожжей» 1 Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Р – ставят перед собой цель, работать с микроскопом, осуществляют самопроверку;
П – моделирует работу с микроскопом, преобразуют полученную информацию;
К- обсуждают с одноклассниками результаты лабораторных работ.
Л – формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы;
М- развивается умение самостоятельно проводить исследование в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать вывод;
П – учащиеся узнают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека. Оценка лабораторной работы, устный контроль 38 Урок-исследование «Дрожжи. Плесневые грибы» (проект) 1 Работают с учебником, дополнительной литературой, демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом ; формирование представления о единстве живого на основе совместного обсуждения усвоенных знаний о грибах Р – ставят перед собой цель, работать с микроскопом, осуществляют самопроверку;
П – моделирует работу с микроскопом, преобразуют полученную информацию;
К- обсуждают с одноклассниками результаты лабораторных работ, готовят презентацию
Л – формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы;
М- развивается умение самостоятельно проводить исследование в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать вывод;
П – учащиеся узнают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека Оценка практической работы,
Обсуждение результатов работы. 39 Грибы-паразиты растений. 1 Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Р- развитие навыков самооценки и самоанализа.
П- выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал, грамотно формулируют вопросы, работают с различными источниками информации, готовят сообщения и презентации, представляют результаты работы классу.
К- работают в составе творческих групп Л – формируется познавательная самостоятельная и мотивация на изучение объектов природы;
М – развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями;
П – учащиеся узнают о грибах-паразитах и их роли в природе. Самостоятельная работа с ТПО 40 Грибы-паразиты животных и человека. 1 Устная , письменная проверка знаний 41
42 Обобщающий урок «Многообразие грибов и бактерий, их значение в природе и жизни человека» 2 Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) Р –определяют цель учебной деятельности, самостоятельно определяют средства достижения цели;
П –анализируют, сравнивают и обобщают полученные данные;
К – организуют учебные взаимодействия в группе Л – формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы;
М – развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы;
П – учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении довитыми грибами 43 Контрольная работа по теме «Царство Бактерии», «Царство Грибы» 1 Проработать текст «Краткое содержание главы» на с.64, с.86 и выполнить тесты в ТПО на с.37-39 Р – осознавать конечный результат
П – обобщать факты и явления, строить логическое рассуждение;
К – самостоятельная организация работы Л – формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы;
М – развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы;
П – учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека Тематический тест Глава 4. Царство Растения. 22 часа + 2 часа (проект)
44 Ботаника – наука
о растениях. Разнообразие, распространение и значение растений. 1 Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».
Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Р- умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.
П- умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям, составляют конспект урока в тетради., преобразуют информацию из одной формы в другую, проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.
К- умеют слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументируют свою точку зрения.
Л – формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений;
М – развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения;
П – учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о низших и высших растениях. Фронтальная беседа, работа с таблицей, ТПО 45 Урок-путешествие «Многообразие растений» ( о растениях Саратовской области) 1 Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием на территории области. Р- умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.
П- умеют работать с информацией, выделяют в ней главное, структурируют полученные знания, дают определение понятиям, составляют конспект урока в тетради., преобразуют информацию из одной формы в другую, проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.
К- умеют слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументируют свою точку зрения.
Л – формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений;
М – развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения;
П – учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о низших и высших растениях Практическая работа, самоконтроль 46 Водоросли. Среда обитания и строение одноклеточных зелёных водорослей. Лабораторная работа №9«Строение зелёных водорослей» 1 Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом Р- определяют цель урока и ставят задачи, необходимые для ее достижения, представляют результаты работы.
П-умеют выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
К-слушают учителя и одноклассников, аргументируют свою точку зрения Л – формируется познавательная самостоятельная и мотивация на изучение объектов природы;
М – развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями;
П – учащиеся узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках. Оценка лабораторной работы, работа с ТПО 47 Строение многоклеточных зелёных водорослей. 1 48 Особенности строения и многообразие красных и бурых водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. 1 Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей, их значение в природе и жизни человека Р- определяют цель урока и ставят задачи, необходимые для ее достижения, представляют результаты работы.
П- умеют выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
К- слушают учителя и одноклассников, аргументируют свою точку зрения Л– формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности.
М – развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями;
П – учащиеся узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках. Фронтальная беседа, ответ учащихся у доски 49 Обобщение знаний по теме «Водоросли» 1 Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Готовят сообщение «Многообразие водорослей и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) Р –определяют цель учебной деятельности, самостоятельно определяют средства достижения цели;
П –анализируют, сравнивают и обобщают полученные данные;
К – организуют учебные взаимодействия в группе Л – формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы;
М – развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы;
П – учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли водорослей в природе и жизни человека. Тематический тест 50 Лишайники.Строение, питание, размножение. 1 Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники».Работа с текстм и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Р: определяют цель урока и ставят задачи, необходимые для ее достижения, представляют результаты работы.
П: умеют выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
К: слушают учителя и одноклассников, аргументируют свою точку зрения Л – формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды;
М – развивается умение проводить наблюдение в природе и на их основании делать вывод;
П – учащиеся имеют представления о лишайниках как симбиотических организмах. устная и письменная проверка знаний 51 Многообразие, распространение и
значение лишайников в природе и жизни человека. 1 52 Мхи-высшие растения. Лабораторная работа №10 « Строение мха» 1 Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека Р- развитие навыков самооценки и самоанализа.
П - выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал, грамотно формулируют вопросы, работают с различными источниками информации, готовят сообщения , представляют результаты работы классу.
К: работают в составе творческих групп. Л – формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении;
М – развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям;
П – учащиеся получают представления о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. фронтальная и устная проверка знаний, оценка выполнения лабораторной работы в ТПО 53 Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. 1 54 Папоротники, хвощи и плауны. Внешнее строение и общая характеристика.
Лабораторная работа №11 «Строение спороносящего папоротника (хвоща)» 1 Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротникообразных в природе и жизни человека Р - развитие навыков самооценки и самоанализа.
П - выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал, грамотно формулируют вопросы, работают с различными источниками информации, готовят сообщения , представляют результаты работы классу.
К: работают в составе творческих групп. Л – формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции;
М – развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям;
П – учащиеся получают представления о папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. фронтальная и устная проверка знаний, оценка выполнения лабораторной работы в ТПО 55 Разнообразие и значение папоротникообразных. Редкие и исчезающие виды, их охрана. 1 56 Голосеменные растения. Многообразие и особенности их строения. 1 Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Р- осуществляют самопроверку, корректируют свои знания.
П- умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.
К- умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп. Л – формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении;
М – развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями;
П – учащееся получают представления о характерных признаках и многообразии голосеменных растений. работа с учебником в ТПО
с.48
устный опрос 57 Лабораторная работа №12 «Строение хвои и шишек хвойных» 1 оценка лабораторной работы, индивидуальный контроль 58 Размножение голосеменных.
Значение голосеменных в природе и жизни
человека. 1 Описывают размножение представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.
Р- осуществляют самопроверку, корректируют свои знания.
П- умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.
К- умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп Л – формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении;
М – развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями;
П – учащееся осваивают понятие «семенные растения», их значение в природе и жизни человека. самостоятельная работа учащихся с текстом учебникафронтальная беседа по результатам работы с дополнениями и уточнениями учителя 59 « Чем отличается сосна от ели?» (исследовательский проект) 1 работа с дополнительной литературой, таблицами, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об отличиях в строении, условиях произрастания сосны и ели Р- развитие навыков самооценки и самоанализа.
П- выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал, грамотно формулируют вопросы, работают с различными источниками информации, готовят сообщения и презентации, представляют результаты работы классу.
К- работают в составе творческих групп Л – формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении;
М – развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями;
П – учащееся осваивают понятие «голосеменные растения», «семя», «хвойные», «женская шишка», «мужская шишка», их значение в природе и жизни человека. оценка лабораторной работы 60 Покрытосеменные или цветковые растения. Лабораторная работа №13«Строение цветкового растения» 1 работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы и вопроса об усложнении в строении покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными Р- умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.
П- умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.
К- умеют слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументируют свою точку зрения. Л – формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении;
М – развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам;
П – учащиеся получают представления о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». оценка лабораторной работы,
фронтальный , индивидуальный опрос 61 Значение покрытосеменных и их охрана. 1 Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни чело Р- умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.
П- умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.
К- умеют слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументируют свою точку зрения. Л – формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении;
М – развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений , их роль и охрана;
П – учащиеся получают представления о характерных признаках и многообразии голосеменных и покрытосеменных растений; фронтальный, индивидуальный опрос, работа с ТПО, дидактическими материалами 62 Обобщение и закрепление знаний по теме «Голосеменные и Покрытосеменные растения» 1 6364 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. 2 Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира, работа с текстом и иллюстрациями учебника Р- умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.
П- умеют выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и представлять результаты
К - работают в составе творческих групп Л – формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции;
М – развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира – результат длительного исторического развития (эволюции);
П – учащиеся получают представление о методах изучения древних растений, узнают основные этапы развития растительного мира. фронтальная беседа, работа с ТПО, выполнение тренировочного задания (теста) 65
«Многообразие и охрана растительного мира» (информационный проект) 1 готовят информацию о практическом и эстетическом значении цветковых растений, о редких и исчезающих видах, занесённых в Красную книгу, с уточнениями и дополнениями учителя Р- умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
П- умение находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы подачи в другую.
К- умение работать в составе творческих групп. Л – формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений;
М – развиваются умения выяснять влияние деятельности человека на состояние растительного покрова, его видовой состав, среду обитания, различать редкие, охраняемые виды, причины сокращения их численности;
П – учащиеся получают представления о причинах сокращения видового многообразии растений, охраняемых мероприятиях. оценка презентации 66 Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания. 1 систематизация и обобщение понятий раздела, подведение итогов за год, летние задания. Р – определяются содержание и методы выполнения летних заданий;
П- умение определять виды растений, их жизненные формы, проводить наблюдения, составлять отчёты;
К – самостоятельно организовывать свою деятельность Л – формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений;
М – развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах низшие и высшие растения, сравнивать делать выводы на основе сравнения;
П – учащиеся имеют представления о многообразии растений, грибов, их характерных признаках письменный отчё о выполнении заданий 67 Характеристика основных экологических групп растений. Практическая работа №3 1 Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую Р- умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.
П- умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.
К- умеют слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументируют свою точку зрения Л – формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений;
М – развиваются умения выделять существенные признаки растений разных экологических групп, различать на живых объектах, иллюстрациях, таблицах, сравнивать представителей разных групп, делать выводы на основе сравнения;
П – учащиеся получают представления о многообразии экологических групп растений, их приспособительных признаках. практическая работа 68 Итоговая контрольная работа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная учебная литература для учащихся:
1.Биология. Бактерии, грибы, Растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват учреждений
/ В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012
2. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику
В.В Пасечника.
3. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа
4.Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3)
Дополнительная литература для учащихся:
1.Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972
2.Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.;3.Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;
4.Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина,
5.Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
6. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001
http://www.livt.net Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"8.http://www.floranimal.ru/ портал о растениях и животных9.http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно ботанике. Жизнь растений.Основная литература для учителя:
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
2.Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику В. В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа
3.В.В.Пасечник. Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника.Биология. Растения, бактерии, грибы. Дрофа. 5 класс 2014
4. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2013г.
5. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141,
Дополнительная литература для учителя:
1. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
2. Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Образовательный комплекс предназначен для изучения , повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит -материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф»
3. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.
4. Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школы, лицеев, гимназий, колледжей, студентов вузов. Версия 2.6. Физикон5.Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-комуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.
6.Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. – 112с.;
7.Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г. 8.ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://standart.edu.ru/; http://www.lift.net; http://www.floranimal.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия
Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц
Вещества растений. Клеточное строение 12 таб.
Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц
Растение - живой организм 4 таблицы
Растения и окружающая среда 7 таблиц
«Ботаника 1» (12 таблиц)
Портреты ученых биологов
Строение, размножение и разнообразие растений
Схема строения клеток живых организмов
Уровни организации живой природы
Растения. Грибы. Лишайники
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
Лупа препаровальнаяМикроскоп школьный
Лупа ручная
Лупа штативная
МОДЕЛИ
Размножение различных групп растений (набор)
Строение клеток растений и животных
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и жив.)
Коллекция «Голосеменные растения
Гербарий «Основные группы растений»
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
Набор микропрепаратов по ботанике
Набор микропрепаратов по разделу«Растения.Бактерии Грибы. Лишайники»
Ископаемые растения и животные