Программа профессионального модуля ПМ 03 Выполнение окрашивания волос


Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Ненецкого автономного округа
«Ненецкое профессиональное училище»


Зарегистрировано

«Утверждаю»

Регистрационный №

Директор ГБОУ НПО НАО «Ненецкое профессиональное училище»

________________________

_________________________.

«___»___________20___ г.

«___»____________20__ г







ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ.03 Выполнение окрашивания волос.




















Нарьян-Мар
2014



Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 100116.01 ПАРИКМАХЕР



Организация-разработчик: ГБОУ НПО НАО «Ненецкое профессиональное училище»
г. Нарьян-Мар

Разработчики:

Литовка Л.О. – мастер производственного обучения 2-ой квалификационной категории, преподаватель спец.дисциплин, парикмахер IV разряда.





























Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
На заседании методической комиссии:
Протокол № ______ от «____»_________2014г
Председатель МК ____________ Л.О.Литовка






1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение окрашивания волос.


1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью профессиональной программы подготовки рабочих, служащих по специальности СПО в соответствии с ФГОС :100116.01 ПАРИКМАХЕР
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.
2. Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.
3. Выполнять колорирование волос.
4. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;
выполнения окрашивания, обесцвечивания и колорирования волос красителями разных групп;
выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;
уметь:
организовывать рабочее место;
подбирать препараты для окрашивания волос;
пользоваться парикмахерским инструментом;
выполнять все виды окрашивания в соответствии с инструкционно- технологической картой;
производить коррекцию выполненной работы;
выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;
знать:
состав и свойства профессиональных препаратов;
современные направления моды в парикмахерском искусстве;
нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;
технологии окрашивания волос;
критерии оценки качества выполненной работы
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего 290 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 164 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112 часов;
самостоятельной работы обучающегося 52 часов;
учебной и производственной практики 126 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД)
Выполнение окрашивания волос,

в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код
Наименование результата обучения

ПК 3.1. 
 Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.


ПК 3.2. 
Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.


ПК 3.3. 
Выполнять колорирование волос.


П.К.3.4
Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.


ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.


ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.


ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).






3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка )
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов





Всего,
часов
в т.ч. практические занятия, л. р.
часов




1
2
3
4
5
6
7
8

ПК 3.1 – 3.4


164
112
50
52
54
72

ПК 3.1
Организация подготовительных работ по обслуживанию клиентов;


4
2
-



ПК 3.2
Выполнение окрашивания и обесцвечивания волос.


96
42
26



ПК 3.3
Выполнение колорирования волос.


10
6
26



ПК 3.4
Выполнение заключительных работ по обслуживанию клиентов;


2
-
-




Уч. и пр. практика
126



54
72


Всего:
290
112
50
52
54
72









3.2. Содержание обучения профессионального модуля (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Пм03 «Выполнение окрашивания волос»




МДК.03.

112





2


Тема8.Окраска волос





Тема8.1Правила обслуживания посетителей.
Содержание
4



1
Подготовительные работы по обслуживанию клиентов при выполнении окрашивании волос.
1



2
Инструменты и принадлежности для окрашивания волос
1



3
Организация рабочего места при выполнении окрашивания волос.
1



4
Заключительные работы при окрашивании волос
1



Практические занятия:
2



№1 (стр.37-39 рабочая тетрадь Плотникова И.Ю.)
2


Тема 8.2. Общие сведения об окраске волос.

Содержание
2



5
Общие сведения об окраске волос.
1
2


6
Виды окрашивания волос. Группы красителей
1



Практические занятия:
4



№2Таблица8.1 (стр.56 рабочая тетрадь)
2



№3Таблица8.2 (стр.56 рабочая тетрадь)
2


Тема 8. 3Окисление. Виды обработки волос

Содержание
2



7
Окисление
1
2


8
Виды обработки волос
1



Практические занятия:
2
2


№4 Окисление. Виды обработки волос (стр.57 рабочая тетрадь)
2


Тема8.4Теория цвета. Цветовой состав волос.
Содержание
3



9
Теория цвета. Основные и вторичные цвета
1



10
Хроматический круг
1



11
Законы цвета
1



Практические занятия:
1



№5Таблица 8.4(стр.59 рабочая тетрадь)

1


Тема8.5Выбор красителя для волос Общие правила окрашивания волос
Содержание
2



12
Правила нанесения красителя на волосы
1



13
Коррекция овала лица с помощью цвета
1



Практические занятия:
2



№6(стр.59-61 , рабочая тетрадь)
2



Контрольная работа по теме 8
2







Тема 9. Красители первой группы
Содержание
8



1
Искусство обесцвечивания волос.
1



2
Правила нанесения красителя на волосы..
1



3
Первичное и повторное обесцвечивание волос
1



4
Особенности обесцвечивания волос препаратами различных фирм
1



5
Ошибки при выполнении окрашивания красителями первой группы.
1



6
Уход за волосами после обесцвечивания волос.
1



Контрольная работа по теме 9
2



Практические занятия:
4



№7(стр.62-63 , рабочая тетрадь)
2



№8(стр.64-65 , рабочая тетрадь)
2



Самостоятельные работы:
Рефераты на темы:
«Окрашивание волос»
«Обесцвечивание волос»
«Мелирование волос»
«Колорирование волос»
«Балаяж»
«Осветление волос»

12



Учебная практика:
1.Организация подготовительных работ по обслуживанию клиентов при окрашивании волос.
2.Окрашивание волос красителями 1 группы.

10


Тема10. Красители второй группы




Тема10. 1
Содержание
6



1
Характеристика красителей второй группы
1



2
Первичная и вторичная окраска
1



3
Особенности окраски красителями второй группы
1


Тема10. 2
4
Глубина и направление цвета.
1



5
Составление номера красителя
1



6
Красители различных фирм
1



Практические занятия:
4



№9(стр.66 , рабочая тетрадь)
2



№10(стр.67-68 , рабочая тетрадь)
2


Тема10. 3
Содержание
6



6
Технология окрашивания волос химическими красителями. Подготовительный этап.
1



7
Технология окрашивания волос химическими красителями. Основной этап.
1



8
Технология окрашивания волос химическими красителями. Заключительный этап.
1



9
Способы приготовления красящих веществ.
1



10
Зависимость интенсивности оттенка от цвета и структура волос. Время выдержки красителя на волосах.
1



Контрольная работа по темам10.1-10.3
1



Практические занятия:
4



№11(стр.68-69 , рабочая тетрадь)
2



№12(стр.70 , рабочая тетрадь)
2


Тема10. 4
Содержание
2



11
Микстоны
1



12
Решение задач по применению микстонов
1



Практические занятия:
2



№13(стр.70-71 , рабочая тетрадь)
2


Тема10. 5
Содержание
5



13
Окрашивание волос в светлые тона
1



14
Окрашивание светлых волос в светлые тона
1



15
Окрашивание темных волос в светлые тона
1



16
Окрашивание волос в светлые тона в два этапа
1


Тема10. 6
17
Подтемнение пористых волос
1



Практические занятия:
4



№14(стр.72-73 , рабочая тетрадь)
2



№15(стр.73-74 , рабочая тетрадь)
2


Тема10. 7
Содержание
2



18
Окраска седых волос
1



19
Приготовление красителя с учетом процента седины волос
1



Практические занятия:
2



№16(стр.74-75 , рабочая тетрадь)
2


Тема10. 8
Содержание
2



20
Профессиональные красители
1


Тема10. 9
21
Дефекты окраски волос
1



Практические занятия:
12



№17(стр.75-76 , рабочая тетрадь)
2



№18(стр.77-78 , рабочая тетрадь)
2



№19(стр.79 , рабочая тетрадь) Решение задач
2



№20(стр.79 , рабочая тетрадь)Составление инструкционной карты
2



№21(стр.80-81 , рабочая тетрадь)
2



Контрольная работа по темам10.4-10.9
2



Учебная практика:
Содержание:
1.Организация подготовительных работ по обслуживанию клиентов при окрашивании волос.
2.Окрашивание волос красителями 2 группы.


30


Тема11.Красители третьей группы
Содержание
4



1
Технология окрашивания волос красителями третьей группы
1



2
Препараты для тонирования
1



3
Полуперманентные красители
1



4
Временно-тонирующие красители
1



Практические занятия:
1



№22(стр.82-83 , рабочая тетрадь)
1


Тема12.Красители четвертой группы
Содержание
2



1
Особенности окрашивания волос красителями четвертой группы
1



2
Растительные красители
1



Практические занятия:
2



№23(стр.84-85 , рабочая тетрадь)
2



Учебная практика:
1.Организация подготовительных работ по обслуживанию клиентов при окрашивании волос.
2.Окрашивание волос растительными и оттеночными красителями.

6


Тема12.Современные методы окраски волос
Содержание
6



1
Мелирование. Классическое мелирование на фольге
1



2
Мелирование на шапочке
1



3
Балаяж: техника «пальмочки», «окрашенные пряди»
1



4
Метод окраски волос «отдельные пряди»
1



5
Цветное градуирование
1



6
Колорирование
1



Практические занятия:
4



№24(стр.86-87 , рабочая тетрадь)
2



№25(стр.88-90 , рабочая тетрадь)
2



Итоговый зачет
2




·Самостоятельные работы:
Цветовая гамма современных химических красителей; характеристика цветовых групп.
Технологические особенности тонирования волос.
Группы красителей; их значение и правила выбора для волос клиента.
Особенности окрашивания седых волос.
Виды красителей их характеристика.
Технология окрашивания волос красителями одного вида тон в тон.
Способы окрашивания волос.
Рецептура и правила приготовления красящих составов.
Обесцвечивание. Технология обесцвечивания.
Выбор цвета краски с подбором окислителя.
Выбор красителей в зависимости от индивидуальных особенностей клиента.
20



Итого:
164



Учебная практика:
1.Организация подготовительных работ по обслуживанию клиентов при окрашивании волос.
2.Окрашивание волос современными способами.

6



Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ:
1.Окрашивание волос
2.Мытье головы
3.Обработка волос после окрашивания.
4. Стрижка волос.
5. Укладка волос.

72




4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
Кабинеты:
медико-биологических дисциплин;
специального рисунка;
безопасности жизнедеятельности.
Мастерские:
парикмахерская - мастерская, оборудованная парикмахерскими креслами, зеркалами, столиками для инструментов и препаратов, мойками для мытья волос, стерилизаторами, бактерицидной лампой, кондиционером, водонагревателем, профессиональными препаратами, манекен – головками.

Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места в количестве посадочных мест
- рабочее место преподавателя
- комплект учебно-наглядных пособий

Технические средства обучения:
-инструменты и приспособления для стрижки волос
-инструменты для укладки волос
- инструменты и приспособления для окрашивания волос
-телевизор
-DVD



4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Технология парикмахерских работ: Учеб. пособие для нач. проф. образования/И.Ю.Плотникова,Т.А.Черниченко.-6-е изд., перераб.- М. :Издательский центр : «Академия», 2011.-192 с.,[24]c.цв. ил.
2. «Санитария и гигиена парикмахерских услуг»: учебник для студ.ср. проф.образования/ЧаловаЛ.Д., ГалиеваС.А., Кузнецова А.В.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия»,2010.-160с.
3.«Основы физиологии кожи и волос»: учеб.пособие для нач. проф. образования/Е.А.Соколова.-М.: Издательский центр «Академия»,2010.-176с.
4.«Материаловедение для парикмахеров»:учебник для нач.проф. образования/Е.И.Безбородова.- Издательский центр «Академия»,2011.-256с., [8]с.цв.ил.
Дополнительные источники:
Стрижки. Прически. Макияж. Маникюр/ Т.Барышникова-Издательство: Эксмо, 2006. ,608 стр.
2.Парикмахер-стилист/сост. Н.Б.Шешко, Н.В.Леванова -Минск: Современная школа,2009.-288с.-(Серия «Профессиональное образование»)
Модные стрижки и стильные укладки/пер. КовалёваТ. -серия «Мастер-класс».-Ростов н/Д:Феникс,2003.-224с.
Стрижка, окраска, и укладка волос. Секреты парикмахерского искусства/ Мартин Гэннон .Ричард Томпсон: -Издательская группа «Контэнт»,2008.-143с.
Школа красоты: учебное пособие для будущих парикмахеров, косметологов, стилистов и визажистов./пер. с англ.Э Алексеевой,С. Шестерневой-М.:КРОН-ЭКПРЕСС,2000.-384с.
Internet ресурсы по профессии: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
DVD диски: «Великолепные прически»(приложение мастер -класс к книге «Великолепные прически»Изд-во:ЭКСМО,М.:2011г., «Плетём косы и косички »(приложение мастер-класс к книге «Плетём косы и косички» Ленинградское издательство 2012г., «Свадебные прически»(журнал Салон-интернейшнл),Your Hair Trends(учебный курс для парикмахеров, зима 2009г.), «Мастер-класс Гении Розен»М.,Ул.Бауманская,20,стр.2),You Professional Show(международные мастер-классы для парикмахеров от создателей трендов)intercharm2010г., «СистемаAxiom, авторская система создания техник окрашивания Александра Кувватова,ч.1,ч.2,ч.3)

Журналы : «Долорес», «Парикмахер - стилист-визажист», «Стильные прически», «НАIR S» и.т.д.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Выполнение окрашивания волос» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение окрашивания волос».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу и педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.



5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

 ПК3.1Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.
Организовывает рабочее место для выполнения стрижки, для выполнения укладки в соответствии требованиям СанПиНа и безопасным условиям труда;
Диагностирует состояние кожно-волосяного покрова головы с учетом индивидуальных особенностей клиента и заполняет карту

Наблюдение за действиями обучающихся во время выполнения практических работ;
Оценка процесса организации рабочего места на соответствие требованиям СанПиНа и безопасным условиям труда;
Оценка аналитической деятельности при выполнении диагностики состояния кожно-волосяного покрова головы и проверка карты клиента.

ПК3.2Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.

Подбор препаратов для окрашивания волос;
Пользование парикмахерским инструментом;
Выполнение всех видов окрашивания в соответствии с инструкционно-технологической картой;
Коррекция выполненной работы;


Наблюдение за действиями обучающихся во время выполнения практических работ;
Оценка аналитической деятельности при выполнении окрашивания волос;
; проверка карты клиента;
Оценка процесса выполнения окрашивания волос
в соответствии с технологическим процессом, требованиями СанПиНа и безопасными условиям труда.


ПК3.3Выполнять колорирование волос.

Подбор препаратов для окрашивания волос;
Пользование парикмахерским инструментом;
Выполнение всех видов окрашивания в соответствии с инструкционно-технологической картой;
Коррекция выполненной работы;



ПК3.4Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

Выполняет заключительные работы по обслуживанию клиентов в соответствии требованиями СанПиНа и безопасными условиям труда;
Наблюдение за действиями обучающихся во время выполнения практических работ;
Оценка процесса организации и выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов на соответствие требованиям СанПиНа и безопасным условиям труда;


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.



Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Понимает цели и задачи своей профессиональной деятельности
Принимает участие в конкурсах профессионального мастерства, в выставках, в профориентационных мероприятия
Психологическое анкетирование, наблюдение, собеседование, ролевые игры, конкурсы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели способов ее достижения, определенных руководителем
Организовывает собственную деятельность в стандартной ситуации
Наблюдение за организацией деятельности в стандартной ситуации

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять
текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

- Анализирует рабочую ситуацию, с учетом запросов потребителей
- осуществляет текущий и
итоговый контроль собственной деятельности,
осуществляет оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы
Наблюдение за
процессом аналитической деятельности, формирование самооценки и аналитической
оценки

ОК 4. Осуществлять поиск и информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Использует различные информационные источники, в том числе интернет-ресурсы, для эффективного выполнения профессиональных задач
Наблюдение за организацией работы с информацией, за соблюдением технологии изготовления продукта, за организацией коллективной деятельности, общением с клиентами, руководством

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
- организует конструктивное общение с клиентом;
- применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
Наблюдение за организацией работы с информацией, за соблюдением технологии изготовления продукта, за организацией коллективной деятельности, общением с клиентами, руководством

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности
- соблюдать правила профессиональной этики
Наблюдение за организацией работы с информацией, за соблюдением технологии изготовления продукта, за организацией коллективной деятельности, общением с клиентами, руководством

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией
Наблюдение за организацией работы с информацией, за организацией коллективной деятельности



















Заголовок 1юђ Заголовок 215