Разработка урока по истории Казахстана Каменный век на территории Казахстана


История Казахстана
Дата:
Класс: 5
Учитель:
Тема: Каменный век на территории Казахстана.
Цель: Ознакомить учащихся с древнекаменным веком-палеолитом,мезолитом,неолитом.
Задачи:
Образовательная:Дать знания о самом продолжительном периоде в истории человечества периоде – каменном веке. О развитии орудий труда древнего человека, об изменении в природе Казахстана
Развивающая: Уметь сравнивать достижения древних людей в развитии материальной и духовной культуры, делать выводы. Развить способности работы с картой
Воспитательная: Воспитать человеколюбие, трудолюбие, а также чувство необходимости сохранения памятников древности.
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия: Карта «Казахстан в древности», карточки.
Ход урока
І.Организационный момент:
-проверка наличия учащихся на уроке;-создание благоприятного психологического климата
ІІ. Опрос домашнего задания
1 вариант
1.Что называется тотемизмом – система традиционных представлений людей при родовом строе, кот связывает..
2. Когда и где жили самые первые человекоподобные существа.-(Азия и Африка 2,5-3)
3. В каком году и как был назван человек, которого нашли археологи в Восточной Африке- (австролопитек)
4. Что означает синантроп и что он умел делать
5. Объем мозга австролопитека-(600-650)
6. Где был найден неандерталец и когда он жил
7. На территории Казахстана когда появились первые люди-(1 млн лет назад)
8. Где был найден кроманьонец-(Франция)
2 вариант
1. Что называется тенгрианством- культ – вера в различные верования
2. Работы каких исследователей вы знаете -(таблица)
3. Как называли самых первых людей на Земле- (гоминиды)
4. Что означает понятие «хомо хабилис»- (чел умелый)
5. Где был найден питекантроп и как назвали- (острове Ява, прямоходящий чел)
6. Объем мозга синантропа и питекантропа-(1000 м)
7. Какой академик и где нашел скелет неандертальского мальчика-(Окладников, в пещере Тешикташ)
8. Где был найден кроманьонец-(Франция)
ІІІ. Объяснение нового материала.
План:
1.Палеолит
2. Каменные орудия труда
3.Среднекаменный век (мезолит)
4. Новокаменный век(неолит)
5. Достижения древнейших людей в эпоху неолита
Палеолит происходит от 2 слов палео-древний и литос-камень.
Каменные век 3 периода:древнекаменный(палеолит), среднекаменный(мезолит), Новокаменнный век(неолит).
Палеолит-2,5млн. лет до н.э до 12 тысячелетия до н.э.---- 3 периода: 1. древний палеолит-2,5-140тыс лет до н.э. 2. средний пал или мустье(140-40 тыс лет до н.э. 3. поздний палеолит(40-12 тыс лет. До н.э.)
Все орудия изготавливались из камня, а в частности резцы, скребла, рубила. Оттачивая камень, получали острое зубило-чоппер. Чтобы изготовлять ножи использовали тонкие камни.В среднекам .веке использовали орудия из округлых нуклеусов(ядрищ). Каменные шары, привязанные друг к др.с пом. веревки наз-сь боласами.
Примерно 100-80 тыс лет назад похолодало, льдом покрылась часть суши. Это б/началом ледникового периода. Около 12 тысяч лет назад ледник нач.таять, начали формироваться растительный и животный мир. Из животных распространены носороги, дикие лошади, мамонты.
После палеолита начался мезолит.(12-5 тысячелетия до н.э). – самый слабоизученный период в истории. Очень мало памятников этого периода. В это время полностью вымерли мамонты, носороги. Люди больше занимались охотой, стали использовать лук и стрелы. Возникли новые приспособления для охоты и ловли зверей это бумеранги-изогнутые палки для кидания в животных. Изобрели капканы. Начали заниматься рыболовством, изобретены лодки, плоты. Усовершенствовалась техника обработки камня.Появилось спец. приспособление для расщепления камня. В эпоху мезолита происходит массовое освоение территорий-вошли Дальний восток Евразия, Америка.
Последний период камня-это неолит(5-3 тысячелетия до н.э) Люди стали заниматься скотоводством, земледелием., высокого уровня достигла техника обработки камня. Неолитические орудия изготавливали из нефрита, кварцита и яшмы. Камни начали сверлить Из кости и рогов делали гарпуны, копья, стрелы, иглы. Культуру обработки камня называют «микролитической культурой»(микро-малый и литос-камень). Важным было изготовление глиняной посуды, которую украшали геометрическим узором. Найдены глиняные сосуды яйцевидной формы+зернотерки. Древние люди стали разводить скот, выращивали зерновые культуры. Начали приручать диких животных. Первым б/приручена дикая собака, позже овцы, козы, коровы. Появились зачатки металлургии, выплавляли из руд металлы, что доказывается археологами. Кроме, того возникает производящее хозяйство. Все эти изменения получили название в науке как «неолитическая революция».
ІҮ.Рефлексия.
1.На какие периоды делится древнекаменный век и палеолит
2.Чем характерна эпоха мезолита
3.Какие достижения происходят в охоте
4.Отличительные признаки эпохи неолита
Ү.Домашнее задание: пересказ. Повторить новые слова и запомнить их.
выучить все периоды
Оценки за урок