Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного С.А.Есенину.


Сценарий литературного вечера «Лирика Сергея Есенина
 22.09. 2012  DmitriiСценарий литературного вечера, посвященный творчеству русского поэта Сергея Есенина, будет интересен творческим учителям литературы и их ученикам.  Судьба поэта в его стихах — так можно коротко сформулировать идею этого вечера. Такой вечер можно провести не только в 11 классе, когда  творчество С.Есенина  изучается по программе, но и в 9-10 классах, когда уже появляется интерес к стихам поэта.
Скачать:
Лирика Сергея Есенина — 79.5 КБ
                  Лирика  Сергея  Есенина.
 Литературно-музыкальная композиция  для  8-го класса.
Действующие  лица:
Ведущий – юноша
Ведущая – девушка
Поэт 1
Поэт 2
Поэт 3
Современник
Чтец 1
Чтец 2
Чтец 3
Чтец 4
Чтец 5
Маяковский
Николай Клюев
Академик
Жена  академика
    Ведущие,  Чтецы,  Современник  одеты  в  черное.  Поэты – в  простые  рубахи,  навыпуск.  Лучше,  если  рубахи  будут  разного  цвета:  у  первого – красная,  у  второго – голубая,  у  третьего – зеленая.  Это  может  создать  дополнительный  акцент.  Академик  одет  строго:  костюм,  возможно  с  бабочкой.  Жена  Академика – в  длинную  черную  юбку  и  белую  блузу.  Волосы  убраны.  Клюев – в  костюме.  Маяковский – костюм,  пиджак  на  распашку,  без  галстука,  ворот  расстегнут.  Общая  сценография – черное  и  белое.  Только  поэты  и  пейзажи – в  цвете.
   Фоном  спектаклю  служит  экран  с  пейзажами,  портретами  С.Есенина  разных  лет.
  На  средней  части  сцены  с  одной  стороны  место  для  ведущих (это  могут  быть  журнальный  столик  и  стулья);  с  двух  сторон – ширмы,  одна  из  которых  расписана  под  деревенскую  избу,   на  другой – интерьер  городской  квартиры.  Рядом  с  «избой»  стоит  лавка;  с  «квартирой» — стул  и стол,  покрытый  длинной  скатертью (сцена  в  квартире  Академика).  
    Музыкальным  сопровождением  может  служить  живое  пение  песен  и  романсов  на  стихи  Есенина,  а  так  же  их  записей.
    Лейтмотивом  спектакля  может  служить  мелодия  песни  «Не  жалею,  не  зову,  не  плачу…»
      Звучит  песня  на  стихи  С.Есенина  «Отговорила  роща  золотая…»
Ведущий.  
     1918 год,  3  ноября.  Канун  первой  годовщины  революции.  В  Москве  открываются  несколько  временных  памятников  литераторам.  У  гипсовой  скульптуры  Алексея  Кольцова  выступает  молодой  поэт.
Поэт 1.
     О,  Русь,  взмахни  крылами,
     Поставь  иную  крепь!
     С  иными  именами  
     Встает  иная  степь.
           По  голубой  долине,
           Меж  телок  и  коров,
           Идет  в  златой  ряднице           Твой  Алексей  Кольцов.
……………………………….
   А  там,  за  взгорьем  смолым,
   Иду,  тропу  тая,
   Кудрявый  и  веселый,
   Такой  разбойный – я!
Современник.
     И  тогда  не  я  один,  а  многие  почувствовали,  что  к  нам  пришел  новый Кольцов.
Ведущая.
    Современник  Есенина  писатель  Иван  Белоусов,  как  и  многие  другие  ошибались:  «новый  Кольцов»  не  пришел.  Пришел  другой.   Самобытный.  Звонкоголосый.
Ведущий.  
    Пришел  СЕРГЕЙ   ЕСЕНИН.
Звучит  песня  «Над  окошком  месяц…»  На  экране  (или  на  плакате) виды  села  Константинова.
Ведущая.
   В  самом  центре  России,  под  Рязанью,  на  высоком  правом  берегу  реки  Оки,  привольно  раскинулось  старинное  село  Константиново – родина  Сергея  Александровича  Есенина.
Чтец  1.
   Гой  ты,  Русь,  моя  родная,
   Хаты – в  ризах  образа…
   Не  видать  конца  и  края –
   Только  синь  сосет  глаза.
         Как  захожий  богомолец,
        Я  смотрю  твои  поля.
        А  у  низеньких  околиц
        Звонно  чахнут  тополя.
Ведущая.
       Лирический  герой  раннего  Есенина  необычайно  гармоничен.  Он  философ,  странник,  «захожий  богомолец»,  идущий в  «скуфье  смиренным  иноком».   Его  святыни – в  самой  русской  земле:
      Я  молюсь  на  алы  зори,
      Причащаюсь  у  ручья.
Ведущий.
     Его  храм – огромная  и  непостижимая  природа,  в  которой  все  закономерно  и  естественно.  И  понимание  этого  рождает  удивительное  сочетание  светлых,  радостных,  восторженных  интонаций  с  осознанием  бренности  земного  существования:
    Все  встречаю,  все  приемлю,
    Рад  и  счастлив  душу  вынуть.
    Я  пришел  на  эту  землю,  
   Чтоб  скорей  ее  покинуть.
Поэт 3.
   Край  любимый!  Сердцу  снятся
   Скирды  солнца  в  водах  лонных.
   Я  хотел  бы  затеряться
   В  зеленях  твоих  стозвонных.
           По  меже,  на  переметке
           Резеда  и  риза  кашки
           И  вызванивают  в  четки
           Ивы – кроткие  монашки.
  Курит  облаком  болото,
  Гарь  в  небесном  коромысле.
  С  тихой  тайной  для  кого-то
  Затаил  я  в  сердце  мысли.
           Все  встречаю,  все  приемлю,
           Рад  и  счастлив  душу  вынуть.
          Я  пришел  на  эту землю,
          Чтоб  скорей  ее  покинуть.
Ведущая.
   Две даты:  3  октября  1895 года  и  28  декабря  1925 года.  Первая – рождения,  вторая – смерти  Есенина.
Ведущий.
   Один  из  героев   Василия  Шукшина  говорит:  «Вот  жалеют – Есенин  мало  прожил.  Ровно  с  песню.  Будь  она  эта  песня  длинней,  она  не  была  бы  такой  щемящей.  Длинных  песен  не  бывает…»
    Звучит  мелодия  песни  «Не  жалею,  не  зову,  не  плачу…»
Поэт 2.
Жизнь  входит  в  берега.
Села  давнишний  житель,
Я  вспоминаю  то,
Что  видел  я  в краю.
Стихи  мои,
Спокойно  расскажите
Про  жизнь  мою.
Поэт 3.
Изба  крестьянская.
Хомутный  запах  дегтя,
Божница  старая,
Лампады  кроткий  свет.
Как  хорошо,  
Что  я  сберег  те
Все  ощущенья  детских  лет.
Поэт 2.
Под  окнами
Костер  метели  белой.
Мне  девять  лет.
Лежанка,  бабка,  кот…
И  бабка  что-то  грустное
Степное  пела,
Порой  зевая
И  крестя  свой  рот.
Поэт 3.
Метель  ревела.
Под  оконцем
Как  будто  бы  плясали  мертвецы.
Тогда  империя
Вела  войну  с  японцем,
И  всем  далекиеМерещились  кресты.
Поэт 2.
Тогда  не  знал  я
Черных  дел  России.
Не  знал,  зачем
И  почему  война.
Рязанские  поля,
Где  мужики  косили,
Где  сеяли  свой  хлеб,
Была  моя  страна.
Поэт 3.
Я  помню  только  то,
Что  мужики роптали,
Бранились  в  черта,
В  бога  и  в  царя.
Но  им  в  ответ
Лишь  улыбались  дали
Да  наша  жидкая
      Лимонная  заря.
      Тогда  впервые
      С  рифмой   я  схлестнулся.
      От  сонма  чувств
      Вскружилась  голова.
      И  я  сказал:
      Коль  этот  зуд  проснулся,
      Всю  душу  выплещу  в  слова.
Поэт 2.
Года  далекие,
Теперь  вы  как  в  тумане.
И  помню,  дед  мне
С  грустью  говорил:
«Пустое  дело…
ну,  а  если  тянет –
пиши  про  рожь,
но  больше  про  кобыл».
       Тогда  в  мозгу,
       Влечением  к  музе  сжатом,
       Текли  мечтанья
       В  тайной  тишине,
       Что  буду  я
       Известным  и  богатым
       И  буду  памятник
      Стоять  в  Рязани  мне.
Ведущий.
   В  17  лет  Есенин  уезжает  в  Москву  к  отцу.
Чтец 2.
Я  покинул  родимый  дом,
Голубую  оставил  Русь.
В  три  звезды  березняк  над  прудом
Теплит  матери  старой  грусть.
     Золотою  лягушкой  луна
     Распласталась  на  тихой  воде.
     Словно  яблонный  цвет,  седина
     У  отца  пролилась  в  бороде.
Чтец 4.
Я  не  скоро,  не  скоро  вернусь!
Долго  петь  и  звенеть  пурге.
Стережет  голубую  Русь
Старый  клен  на  одной  ноге.
      И я  знаю,  есть  радость  в  нем
      Тем,  кто  листьев  целует  дождь,
      Оттого  что  тот  старый  клен
      Головой  на  меня  похож.
Ведущая.
   С  какого  стихотворения  начался  поэт  Сергей  Есенин?  Речь  идет  не  о  тех  первых  строчках,  которые  появлялись  у  Есенина  еще  в  8-9 лет.
Ведущий.
   По  мнению  многих  критиков,  юноша  из  рязанского  села  заявил  о  себе,  как  о  самобытном  художнике  стихотворением  «Выткался  на  озере…»
Поэт 1.
Выткался  на  озере  алый  свет  зари.
На  бору  со  звонами  плачут  глухари.
        Плачет  где-то  иволга,  схоронясь  в  дупло.
        Только  мне  не  плачется – на  душе  светло.
Знаю,  выйдешь  к  вечеру  за  кольцо  дорог.
Сядем  в  копны  свежие  под  соседний  стог.
         Зацелую  допьяна,  изомну,  как  цвет,
         Хмельному  от  радости  пересуду  нет.
Ты  сама  под  ласками  сбросишь  шелк  фаты,
Унесу  я  пьяную  до  утра  в  кусты.
         И  пускай  со  звонами  плачут  глухари,
         Есть  тоска  веселая  в  алостях  зари.
Ведущая.
  В  этих  двенадцати  строчках  впервые  сверкнуло  золото  той  поэзии,  которую  теперь  мы  с  любовью  называем  есенинской.  Весной  1915 года  Есенин  приедет  в  Петроград.  В его  стихи  будет  вслушиваться  Александр  Блок.  Его  отзыв: «..стихи  свежие,  чистые,  голосистые».
Чтец 3.
Сыплет  черемуха  снегом,
Зелень  в  цвету  и   росе.
В  поле,  склоняясь  к  побегам,
Ходят  грачи  в  полосе.
     Никнут  шелковые  травы,
     Пахнет  смолистой  сосной.
     Ой,  вы,  луга  и  дубравы, –
     Я  одурманен  весной!
Чтец 4.
Я  по  первому  снегу  бреду,
В  сердце ландыши  вспыхнувших  сил.
Вечер  синею  свечкой  звезду
Над  дорогой  моей  засветил.
     Я  не  знаю,  то  свет или  мрак?
     В  чаще  ветер  поет  иль  петух?
     Может,  вместо  зимы  на  полях
     Это  лебеди  сели  на  луг.
Чтец 1.
Хороша  ты,  о  белая  гладь!Греет  кровь  мою  легкий  мороз!
Так  и  хочется  к  телу  прижать
Обнаженные  груди  берез.
      О,  лесная  дремучая  муть!
      О,  веселье  оснеженных  нив!..
      Так  и  хочется  руки  сомкнуть,
      Над  древесными  бедрами  ив.
Ведущая.
Есенинская  береза,  есенинская  черемуха,  есенинский  клен.  Эти  образы  давно  вошли  в  народное  сознание.
Исполняется  песня   «Клен  ты  мой  опавший».
Ведущая.
   Есенин – достойный  преемник  Пушкина,  Тютчева,  Фета – поэтов,  сказавших  много  удивительных,  проникновенных  слов  о  русской  природе.  Она,  со  своими  неповторимыми  красками  неотделима  от  переживаний  поэта;  вплетена  в  саму  ткань  есенинской  лирики.
Ведущий.
   Из  записей  Александра  Серафимовича  о  Есенине:  «Такой  чудовищной  способности  тончайших  переживаний,  самых  нежных,  самых  интимнейших  нет  ни  у  одного  из  современников…»
Поэт 1.
 Не  бродить,  не  мять  в  кустах  багряных
Лебеды  и  не  искать  следа.
Со  снопом  волос  своих  овсяных
Отоснилась  ты  мне  навсегда.
          С  алым  соком  ягоды  на  коже,
          Нежная,  красивая,  была
          На  закат  ты  розовый  похожа          И,  как  снег,  лучиста  и  светла.
Зерна  глаз  твоих  осыпались,  завяли,
Имя  тонкое  растаяло,  как  звук,
Но  остался  в  складках  смятой  шали
Запах  меда  от  невинных  рук…
Ведущая.
    Есть  в  стихах  Есенина  огромная  смелость  эпитетов,  сравнений,  выражений.  Он  находит  их  сам.  Никого  не  спрашивая,  никому  не  подражая.
Поэт 3.
   Все  они  так  думают:  вот  рифма,  вот – образ,  и  дело  в  шляпе…  Черта  лысого!  А  ты  сумей  улыбнуться  в  стихе…
    Дай,  Джим,  на  счастье  лапу  мне,
    Такую  лапу  не  видал  я  сроду.
    Давай,  с  тобой  полаем  при  луне
   На  тихую,  бесшумную  погоду.
   Дай  Джим,  на  счастье  лапу  мне.
Пожалуйста,  голубчик,  не  лижись!
Пойми  со  мной,  хоть  самое  простое.
Ведь  ты  не  знаешь,  что  такое  жизнь,
Не  знаешь  ты,  что  жить  на  свете  стоит.
   …………………………………
Поэт 2.
Мой  милый  Джим,  среди  твоих  гостей
Так  много  всяких  и  невсяких  было.
Но  та,  что  всех  безмолвней  и  грустней,
Сюда  случайно,  вдруг,  не  заходила?
     Она  придет,  даю  тебе  поруку.
     И,  без  меня,  в  ее  уставясь  взгляд,
     Ты  за  меня  лизни  ей  нежно  руку
     За  все,  в  чем  был  и  не  был  виноват.
Ведущий.
   Есенинские  стихи  о  животных  тоже  особенные.  «Для  зверей  я  приятель  хороший», –  полушутя,  полусерьезно  обронил  он  в  одном  из  стихотворений.
   Чтец 5.
Утром  в  ржаном  закуте,
Где  златятся  рогожи  в  ряд,
Семерых  ощенила  сука,
Рыжих  семерых  щенят.
     До  вечера  она  их  ласкала,
     Причесывала  языком,
     И  струился  снежок  подталый     Под  теплым  ее  животом.
А  вечером,  когда  куры
Обсиживают  шесток,
Вышел  хозяин  хмурый,
Семерых  всех  поклал  в  мешок.
      По  сугробам  она  бежала,
      Поспевая  за  ним  бежать…
      И  так  долго,  долго  дрожала
      Воды  незамерзшей  гладь.
А  когда  чуть  плелась  обратно,
Слизывая  пот  с  боков,
Показался  ей  месяц  над  хатой
Одним  из  ее  щенков.
      В  синюю  высь  звонко
      Глядела  она,  скуля,
      А  месяц  скользил  тонкий
      И  скрылся  за  холм  в  полях.
И  глухо,  как  от  подачки,
Когда  бросят  ей  камень  в  смех,
Покатились  глаза  собачьи
Золотыми  звездами  в  снег.
Ведущая.
  Максим  Горький,  прочитав  это  стихотворение,  написал:   «Есенин – словно  орган,  созданный  природой  исключительно  для  поэзии,  для  выражения  неисчерпаемой  «печали  полей»,  любви  ко  всему  живому  в  мире…»
Ведущий.
   Но  где  это  понять  салонной  публике,  перед  которой  Есенин  поначалу  появлялся  в  русской  поддевке,  вышитой  рубахе,  олицетворявшей,  по  их  мнению,  деревянную,  лапотную  Русь.
Современник.
  Случилось  мне  быть  его  спутником  в  очень  аристократическом  доме,  где  все  было  чопорно  и  строго.  Его  позвали  прочитать  стихи  старому,  весьма  почтенному  академику,  знатоку  литературы.
   За  столом   Академик,  Поэт2, Жена  Академика,  которая  с  умилением  смотрит  на  Есенина. Поэты 1 и 3  стоят  поодаль – словно  незримо  присутствуют.
Жена  Академика.
    (мужу  на  ухо)  Ах,  какой  чистенький,  какой  воспитанный,  хоть  рубаха  на  нем  простая.  И  ложку  держит  правильно.
Академик.
    Ну-с,  молодой  человек,  что  же  вы  нам  прочтете?
Поэт 2.
Тихо  в  чаще  можжевеля  по  обрыву
Осень – рыжая  кобыла –чешет  гриву.
     Над  речным  покровом  берегов
     Слышен  синий  лязг  ее  подков.
Схимник-ветер  шагом  осторожным
Мнет  листву  по  выступам  дорожным.
      И  целует  на  рябиновом  кусту
      Язвы  красные  незримому  Христу.
Академик.
  Недурно,  недурно.  Но  не  слишком  ли  грубо?  «Рыжая  кобыла».  Ну-ну,  не  робейте,  еще!
     Выходит  Поэт 3.
Поэт  3.
Запели  тесаные  дороги,
Бегут  равнины  и  кусты.
Опять  часовни  на  дороге
И  поминальные  кресты.
           Опять  я  теплой  грустью  болен
           От  овсяного  ветерка.
           И  на  известку  колоколен
           Невольно  крестится  рука.
О,  Русь – малиновое  поле
И  синь,  упавшая  в  реку, –
Люблю  до  радости  и  боли
Твою  озерную  тоску.
Академик.
    Милый  друг,  а  Пушкина  вы  читали?  Поэт  кивает  головой.  Ну  так  вот,  подумайте  сами,  мог ли  сказать Пушкин,  что  его  рука  крестится  на  «известку  колоколен»?  во-первых,  на  известку  колоколен  креститься  нельзя,  а  во-вторых,  крестится  не  рука  ваша,  а  вы  сами.
    Выходит  Поэт  1.
Поэт 1.
Россия…  Царщина…
Тоска…
И  снисходительность  дворянства.
Ну  что  ж!
Так  принимай  Москва,
Отчаянное  хулиганство!
        Посмотрим –
        Кто  кого  возьмет!
        И  вот  в  стихах  моих
        Забила
        В  салонный  вылощенный
        Сброд        Мочой  рязанская  кобыла!
Не  нравится?
Да – вы  правы –
Привычка  к  ЛориганИ  к  розам…
Но  этот  хлеб,
Что  жрете  вы, –
Ведь  мы  его  того-с…
Навозом…
     Звучит  мелодия  песни  «Не жалею,  не  зову,  не  плачу…»   все расходятся.
Чтец 1.
Дождик  мокрыми  метлами  чистит
Ивняковый  помет  по  лугам.
Плюйся,  ветер,  охапками  листьев –
Я  такой  же  как  ты хулиган.   
Ведущая.
   Вопреки  пословице  «дурная  слава  бежит,  а  хорошая  лежит»,  за  ним  вперегонки  бежали  обе  славы:  слава  его  необыкновенных  стихов  и  слава  о  его  эксцентрических  выходках.
Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея
Елена Фокина2 «Мои стихи, спокойно расскажитепро жизнь мою…»С. Есенин  Звучит музыка.  Демонстрируется портрет Есенина. 1 ведущий:                        В этом имени слово «есень»,Осень, ясень, осенний цвет.Что-то есть в нём от русских песен –Поднебесье, тихие веси,Синь берёз и синий рассвет.Что-то есть в нём и от весенней грусти,Юности и чистоты…Только скажут – «Сергей Есенин»Всей России встают черты… Уважаемые гости, сегодня мы собрались в нашем литературном салоне, чтобы вспомнить творчество С. Есенина.  Мы с вами поговорим о великом русском поэте, прочитаем его стихи…, стихи авторов, наших земляков, посвященные Есенину, послушаем песни на стихи С. Есенина.Творчество клуба Шестая струна 2 ведущий:  рассказ о С. Есенине (одновременно демонстрируется фотографии поэта и его родных и друзей.) Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда, Рязанской губернии. Этот день был отмечен историческим для России событием. 20 21 сентября 1895 года Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещен в Константиновской церкви иконы Казанской Божией Матери и наречен Сергеем в честь Сергия Радонежского. 3 ведущий: Старинное русское село Контантиново, раскинувшееся вдоль холмистого правого берега Оки, насчитывало несколько сот дворов. Оно пролегло широкой прямой улицей, которая тянулась на не¬сколько километров, потому что к ней примыкали деревня Волокна и большое село Кузьминское. Дом Есениных находился в самом центре села Константиново. Родители Есенина поженились очень рано, когда отцу было восемнадцать, а матери шестнадцать с половиной лет. Отец Есенина Александр Никитич Есенин, с детства был известен по всей округе своим прекрасным голосом. Он слыл немного чудаковатым, потому что не пил и любил читать книги. Когда пришло время жениться, его выбор пал на первую красавицу и лучшую в селе песенницу Татьяну Федоровну Титову. Сыграв свадьбу, Александр Никитич вернулся в Москву, где он работал мясником, а мать осталась жить в доме свекрови, Аграфены Панкратьевны, которая была полной хозяйкой в семье. Основной доход Аграфена Панкратьевна получала от жильцов: художников, работавших в церкви, и монахов, ходивших по деревням с чудотворны¬ми иконами. Для постояльцев нужно было готовить, стирать, носить воду и убирать, поэтому молодой жене Александра Никитича приходилось много помогать свекрови.Творчество клуба Шестая струнаЧЕРЕЗ ГОДЫ (Е.Фокина)Не забудет «голубая Русь»Светлых глаз с осенней поволокой.В них застыла талой льдинкой грусть,Точно неизбежность злого рока.Светлый месяц, яблоневый дым.Клен опавший.золотые нивы.Им Сергуху помнит молодым,Светлым, окрыленным и счастливым.Вспоминает родина шафранаОбраз светлокудрого поэта,Что воспел Саади и Хайяма,Персия в стихах его воспета.Нет уж милой, что могла сказать:Он за мной ходил в заоблачные дали.Может за чертой Земли, как знать,,В Вечности они едины стали.Что ж душа не ведает покоя? Все поэты на Земле одной породы.В прошлое ступив одной ногою,Он другой прорвался через годы.1 ведущий:Сережа Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался и учил его, как надо драться. Как кулак держать. В зрелые годы, оглядываясь на свой путь, Есенин признал, что никто не имел для него такого значения, как его дед, Федор Андреевич. Читать поэт научился в 5 лет под руководством дяди. С тех пор чтение стало одним из самых любимых занятий. «Насколько я себя помню, помню и толстые книги, в кожаных переплетах», вспоминал он. По собственным словам, стихи начал складывать рано, лет восьми-девяти. Друзья детства позже вспоминали, что это были строки о природе.                                                                                                 Года далекие,         Теперь вы как в тумане.         И помню, дед мне         С грустью говорил:         «Пустое дело…         Ну, а если тянет-         Пиши про рожь,         Но больше про кобыл…Когда Сергею исполнилось 10 лет, родилась его сестра Екатерина. Бабушка распорядилась, что крестить и помогать ее растить будет Сергей. Свою ответственность за воспитание сестры брат ощущал постоянно и в будущем во многом заменил ей и младшей сестре Шуре (род. в 1911 г.) мать и отца. Есенин всегда был очень привязан к своей семье, постоянно помогал родным материально. В 1924 году им было написано известное стихотворение «Письмо матери».Письмо матери Ты жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет.Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне,Что ты часто ходишь на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.И тебе в вечернем синем мракеЧасто видится одно и то ж:Будто кто-то мне в кабацкой дракеСаданул под сердце финский нож.Ничего, родная! Успокойся.Это только тягостная бредь.Не такой уж горький я пропойца,Чтоб, тебя не видя, умереть.Я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш дом.Я вернусь, когда раскинет ветвиПо-весеннему наш белый сад.Только ты меня уж на рассветеНе буди, как восемь лет назад.Не буди того, что отмечталось,Не волнуй того, что не сбылось,— Слишком раннюю утрату и усталостьИспытать мне в жизни привелось.И молиться не учи меня. Не надо!К старому возврата больше нет.Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет.Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.Не ходи так часто на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.19242 ведущий:С.Есенин народный поэт. И дорог, и люб был ему народ, и страдала душа  за него.Народные творчество занимало значимое место в творчестве Есенина. Сказалось то, что в долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни.Под окнамиКостер метели белой,Мне девять лет.Лежанка, бабка, кот…И бабка что-то грустное,Степное пела,Порой зеваяИ крестя свой рот.Народ является неотделимой частью своей страны. И,  вот это главное и  выделяет Сергей Есенин в своей поэзии.  «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве» – Полевая Россия! ДовольноВолочиться сохой по полям!Нищету твою видеть больноИ березкам и тополям.Звени Есенинская Русь!Елена Фокина2Звени Есенинская Русь!Гори заря, ропщите воды,Сияйте звезды небосвода.И, я тобой не надышусь!Жива! Жива, Святая Русь!Блаженство обитает здесь,На необъятнейших просторах.В полях, горах, долах, озерах,Твоих красот не перечесть.И, счастью место тоже есть.Тончайшей паутинкой нить,Посредством гимнов и сонетовСвязала накрепко поэтов,Чтобы навек объединить.Ну, как Россию не любить!      3 ведущий: В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград. Одним из первых, с кем он встретился, был Александр Блок, на его квартире Есенин читал свои стихи. Здесь в Петрограде Есенин знакомится со многими известными писателями: Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Николаем Гумилёвым, Анной Ахматовой, Андреем Белым, Алексеем Толстым. Всего двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в свет в начале 1916 года. «Радуница» – восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в ней свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.Творчество клуба Шестая струнаС названием сборника связаны многие стихи, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда и по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики.Я вижу – в просиничном плате,На легкокрылых облакахИдет возлюбленная матьС пречистым сыном на руках...В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона. Однако подобные стихи гораздо чаще идут у Есенина не от Евангелия, не от канонической церковной литературы, а как раз от тех источников, которые отвергались официальной церковью, от так называемой «отрешенной» литературы – апокрифов, легендТворчество клуба Шестая струна1 ведущий:Его призвали на военную службу шла I Мировая война. Он послан в Царско-Сельский военно-санитарный поезд санитаром. Летом этого года читал свои стихи на встрече с императрицей и членами царской фамилии. Творчество клуба Шестая струнаС лета 1917 года по лето 1920 года Есенин пишет много. Написаны поэмы «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Кобыльи корабли», вышли сборники стихов «Голубень», «Трерядница» и книги «Сельский часослов», «Ключи Марии». В январе 1921 года выходит сборник «Исповедь хулигана». Творчество клуба Шестая струна2 ведущий:Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая: Снова пьют здесь, дерутся и плачут / Под гармоники желтую грусть...Творчество клуба Шестая струнаНЕТ УЖ ПРАВДЫ НА ГРЕШНОЙ ЗЕМЛЕ (Е.Фокина)Месяц выплеснул белую стынь.По степи бродит призрак тумана.И кругом, куда глазом ни кинь,Все опутали сети обмана.Веселится распутная ложь,Ей раздольно гуляется в поле.Толи плачет душа, толи дождь,По загубленной правде и воле.Из широких, бескрайних равнинГолос жалобно будто взываетЖуравлям, растянувшимся в клин.Как кулик на болоте рыдает.Нет, уж, правды на грешной Земле,Да и воли, увы, не найдешь.Лишь хохочет, в туманной во мгле,Надрываясь, проклятая ложь.3 ведущий:Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. Разочарование в любви, разочарование в окружающей действительности. Вылились в разочарование в жизни. Обладая взглядом провидца и ясным умом, восхвалять Советскую власть, кривить душой  Есенин не мог. Сочинять ей гимны, даже из чувства собственного самосохранения не считал нужным, и не писать вовсе тоже не мог. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Сам себе он пытался объяснить свое состояние таким образом:Быть поэтом - это значит то же....(С.Есенин)Быть поэтом - это значит то же,Если правды жизни не нарушить,Рубцевать себя по нежной коже,Кровью чувств ласкать чужие души.Быть поэтом - значит петь раздолье,Чтобы было для тебя известней.Соловей поет - ему не больно,У него одна и та же песня.Канарейка с голоса чужого -Жалкая, смешная побрякушка.Миру нужно песенное словоПеть по-свойски, даже как лягушка.Магомет перехитрил в Коране,Запрещая крепкие напитки,Потому поэт не перестанетПить вино, когда идет на пытки.И когда поэт идет к любимой,А любимая с другим лежит на ложе,Благою живительной хранимый,Он ей в сердце не запустит ножик.Но, горя ревнивою отвагой,Будет вслух насвистывать до дома:"Ну и что ж, помру себе бродягой,На земле и это нам знакомо".Август 1925Творчество клуба Шестая струна1 ведущий:Характерны черты стиля Сергея Есенина. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Примером тому могут быть и более ранние произведения на исторические темы: «Песнь о Евпатии Коловрате», « Марфа Посадница», «Ус» и др. Целый ряд фольклорных жанров: былины, частушки, загадки, обрядовые, лирические, исторические песни, сказки и т.д – получали свою собственную жизнь в его стихотворениях. Это сказалось и в осмыслении им философских проблем, в частности народного понимания красоты и добра. Этими качествами народные герои наделяются значительно чаще, нежели отрицательными. То же можно сказать и об отношении Есенина к природе; он не только наделяет человеческими чувствами окружающий мир, но и одушевляет его. Творчество клуба Шестая струна Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери , Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать... И, наконец, стихотворение «Отговорила роща золотая», в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от "изящной словесности.Отговорила роща золотая (С, Есенин)Отговорила роща золотаяБерезовым, веселым языком,И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком.Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.О всех ушедших грезит конопляникС широким месяцем над голубым прудом.Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветром в даль,Я полон дум о юности веселой,Но ничего в прошедшем мне не жаль.Не жаль мне лет, растраченных напрасно,Не жаль души сиреневую цветь.В саду горит костер рябины красной,Но никого не может он согреть.Не обгорят рябиновые кисти,От желтизны не пропадет трава,Как дерево роняет тихо листья,Так я роняю грустные слова.И если время, ветром разметая,Сгребет их все в один ненужный ком...Скажите так... что роща золотаяОтговорила милым языком. В «Персидских мотивах» у героя «в душе звенит тальянка», и «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».Творчество клуба Шестая струна2 ведущий:Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С.Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное...". И, от этого настроение приподнятости и надежд сменилось у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушился, голод и разруха шествовали по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, пришла весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.Творчество клуба Шестая струнаМы не будем сегодня говорить о Есенинском «Черном человеке», о его проблемах, как принято думать сегодня со здоровьем. О его конфликтах с Советской властью. Мы, ведь, не для того здесь собрались. Наша цель – освежить в памяти поэзию нашего русского поэта С.Есенина, который так рано ушел из жизни, может быть, не допев своей самой важной, самой главной песни.Улетел, растаял...Елена Фокина2Улетел, растаял с белых яблонь дым,И, поэт остался вечно молодым.Кто же напророчил? Или, может, сам,Коль, звездой вознесся к светлым Небесам.Здесь, живой  как прежде, в песнях и стихах,В звездах, в алых зорях, в белых облаках.Ну, а там, в далекой, призрачной стране,Скачет на игривом Розовом коне.Ни тоски, ни боли там, конечно, нет,Кружевом вплетает звуки лунный свет,В ноты главной песни, той, что не допел,Чтобы его голос до сих пор звенел.Творчество клуба Шестая струнаИстинная поэзия всегда глубоко человечна. Она покоряет наши сердца любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души; она помогает человеку в самые трагические минуты его жизни. Поэзия ведет вечный бой за Человека! Великие художники – всегда великие гуманисты. Как негасимый огонь, проносят они через века свою неколебимую любовь и веру в человека, в то, что будущее его светло и прекрасно. По своей творческой сути, по своим убеждениям и идеям они великие мыслители и революционеры духа; они постоянно и настойчиво вслушиваются в биение народного сердца, в могучее дыхание своей родины, чутко улавливая при этом нарастающие раскаты новых революционных бурь и потрясений. Глубоко национальная основа поэзии Есенина всегда волновала Алексея Толстого. После смерти Есенина он написал: «Умер великий национальный поэт. Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину». ПАМЯТИ ЕСЕНИНА (Е.Фокина)Плачет Муза в беде неутешная,Завывает гармоника грешная,Колокольчик хохочет вдали,Да, летят над Землей журавли.Что ж ты, власть «дорогая советская»,Удаль русскую, молодецкую,С озорством кабака перепутала,Птице крылья веревкою спутала.Травы пахнут полынью, да мятою.Но увяла их зелень примятая.Там гуляет стреноженный конь,Да тоскует тальянка-гармонь.Не скакать уже ранью на Розовом,На коне по тропе,  меж березами.И, не спеть, и не жить, не греша.Улетела поэта душа.Не поправить того, что уж сделано.Жизнь, как тройка коней оголтелая,Пронеслась и исчезла вдали,За пределами русской земли.Лишь щемящий, знакомый до боли,Голос чистых, рязанских раздолий,Что летит от полей и до гор,Душу русскую рвет до сих пор.
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
Цель урока:
 Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». 
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есенина; - почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества;
-отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- развивать образное и эстетическое мышление;
-воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.

У: Сегодня у меня с утра чудесное настроение! И у вас думаю тоже. Что вы увидели утром, выходя из дома?
Д:….
У: Чем поражают дерево?
Обратите внимание на цвет.
Д: Белые, серебряные, закат.
Чудо как хорошо,
У: Мне хочется поделиться с вами строчками из одного стихотворения.
У: Музыка.
Чтение стихотворения Белая береза. Кто автор этого стихотворения.
Д: Сергей Есенин
У: Здорово выражать свои чувства и эмоции с помощью слова. А хотелось бы вам так же?
Д: да…
У: Это и будет одна из задач сегодня на уроке.
Сегодня мы побываем в творческой мастерской С. Есенина. А может нам не надо это?……….
И сегодня нас вновь ждёт встреча с его творчеством. Проанализируем, какие приемы использует этот поэт, чтобы донести до нас интимные чувства в изображении Родины и родной природы.
Мы будем говорить об отношении поэта к родному краю, родному дому.(тема урока на слайде)
Ведь он говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве» (слайдлайдн говорил: "ством этого з Сного поэта 20 века С. ).
У: Послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» и попытайтесь прочувствовать настроение этого произведения. (Читает учитель, музыка (слайд изба)).
Замечательно… У вас на партах лежат эскизы. Попробуем с помощью цвета передать настроение этого стихотворения. Раскрасьте изображение дома теми красками, которые соответствуют настроению стихотворения. (Дети рисуют)
-Покажите. Голубой, жёлтый, зелёный, белый…Да, вы молодцы.
Где эти цвета мы с вами уже встречали? В каком стихотворении? У: Когда речь идет о природе. Пирода и крестьянская родина для поэта неразделимы.
Почему именно такие цвета? Конечно, когда речь заходит о нашем доме, нашей маленькой родине, у нас только тёплые чувства, (светлые тона), но здесь присутствует грусть по дому, поэтому есть и тёмные тона.
У:Обратите внимание, что стих-ие написано в 1918 году. Прошло 6 лет как поэт покинул Константиново. Вы передали с помощью цвета, ту ностальгию, ту грусть по родным местам.
У: Прочитайте 1 строчку стихотворения.
Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных «родной и родимый»?
Почему в качестве эпитета к слову дом, Есенин использует прилагательное «родимый», а не родной? (слайд)
Д: «Родной» - прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.
У: Поэт пишет, что он оставил Русь. Как вы думаете он уехал из России?
- Какую Русь он покинул?
У: Да, действительно, в 1918 году поэт не уезжал из России. Русь для него \ это родимая деревня Константиново рязанской земли.
У: Перед нами открылось 2 образа. Это образ родного дома и образ Руси. (слайд)
У: Читаем дальше и попытаемся представить ту картину, которую хотел передать автор. Со слов «В три звезды..»Д: Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.
Д: Конечно же, это образ отца. Сейчас я вам зачитаю эти строчки, и вы скажите, что вы представляете. Нам кажется, будто мы видим постаревшего мужчину, который с грустью вспоминает сына, он тоже ждет сына.
У: Значит добавляются ещё два образа: матери и отца. (слайд) У Есенина сливается все воедино. Родной дом это и родители, и вера, которую привили с детства, и природа, которая так же дорога как и край родной.
У: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какие цвета встречаются в первых 2 четверостишиях?
Д: Голубой, золотой, белый.
У: Символ голубого цвета? (небо, вода, верность, бесконечность, таинственность – например, необозримые голубые дали)Золотого? (нарядность, солнце, тепло)
Белого? (чистота, гармония, миролюбие)
У: Это цвета использовали в старинных русских иконах. Они действительно означали то, что мы сейчас назвали.
У.: А послушайте еще раз: Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Какое еще художественное средство использует Сергей Есенин? Да, это «переносное значение», скрытое сравнение - метафора. Это яркое и таинственное сравнение.
У: Какие согласные звуки чаще всего встречаются во 2 четверостишии? Работаем в парах. Посчитайте, чья пара будет внимательнее.
Д: л и н.
У: Подсчитайте их количество.
Д: л встречается 9 раз, а н 5 раз.
У: Для чего поэт использует такое количество сонорных согласных, еще раз прочитаем. Как звучит стихотворение? (мягко, плавно)
Д: Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания.
У: Как называется такой прием в литературе, когда повторяются согласные звуки.
Д: Аллитерация.
У: Мы поработали с 2 четверостишиями, какое время года изображено в них?
Д: Это лето, нет это весна!
У: А как нам узнать, лето это или весна?
Д: Там говорится про яблонный цвет, про тихую воду. А яблоки цветут в конце мая, река уже чиста ото льда, вода спокойна.
У: Перейдем к третьему четверостишие, прочтём первые две строчки : какое время года там?
Д: Там пурга, значит это зима.
У: Почему поэт создает перед нами образ пурги? Обратите внимание на год создания стихотворения – 1918 и вспомните историю нашей Родины(отвечают….)
А потому, что образ пурги связан с войной и революцией в России- очень трагическим событиями.
У: Сломится ли Русь под этой пургой? На этот вопрос нам ответят последние строки стихотворения ( со слов «Стережет голубую Русь…» до конца)
У: Так сломится ли Русь под пургой?
Д: Нет, ее охраняют сказочные неведомые силы.

У.: Давайте подведем итог всей нашей работе со стихотворением: каким видится вам то место, где родился С.Есенин? Его родина. Составим синквейн.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Это тема Родна
Какая она
Как воздействует
Ваше отношение к теме
Слово-синоним к теме

У.: Давайте вернемся к эпиграфу нашей встречи с есенинскими строками: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве» (слайдлайдн говорил: "ством этого з Сного поэта 20 века С. ).
А пишется ли слово родина по иному? Почему, как вы думаете, одно и тоже слово пишется то с большой, то с маленькой буквы?
У каждого из нас есть своя родина – это место где мы родились, это наша малая родина. А есть Родина и для всех она одна, это Русь у Есенина, у нас - это Россия!
У: Перед вами четыре цвета: голубой, белый, золотой, серый, и дом. Наполните его тем цветом, или цветами, которые передают образ родного дома после прочтения стихотворения «Я покинул родимый дом…»
Совпали ли ваши ассоциации с есенинскими чувствами?
Речь на уроке шла о доме, о родине, о семье. Продолжите фразу… «Я хочу, чтобы мой дом был наполнен…»
А я хочу вам пожелать, чтобы ваш дом был наполнен теплом, любовью, счастьем, добротой и был для вас таким же родимым, как для Сергея Александровича Есенина
У: В 1924 году Есенин написал еще одно стихотворение посвященное Родине. Прошло уже шесть лет с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом..» Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
У:Давайте вслушаемся в стихотворение «…» (Читает учитель).
С помощью цвета передать настроение этого стихотворения. (Дети рисуют)(Почему именно такой цвет)
У:Сравните настроение 2-х стихотворений.
Д: Стихотв. «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – « Низкий дом с голубыми ставнями…».
У: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какие цвета встречаются ?Д: Голубой и серый. Это тусклые, грустные, бедные тона. Показана бытоописательность.
У: Какие 2 эпитета повторяются и в том и в другом стихотворении? К каким существительным они относятся?
Д: «Голубая Русь» - «голубые ставни».
У: Используется голубой, светлый цвет. Для чего наряду с серыми тонами Есенин использует голубой цвет, возвышенный.
Д: Чтобы противопоставить романтический образ Руси с бытовым.
У: «Родимый дом» - «родимая выть». Что такое выть?
Выть - вспаханное поле. Вновь эпитет «родимый», а не родной.
Это уже не только та изба в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русских люд и полита крестьянским потом, земля на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть».
У: Какой он образ родного дома теперь для Есенина? Восторгается он сейчас красотой своей Родного края.
Д: Нет, восторга уже нет.
У: Посмотрим на композицию. Как начинается и заканчивается стихотворение?
Д: Строчки одинаковые.
У: Как называется такая композиция?
Д: Кольцевая.
У: Для чего Есенин использует такую композицию?
Д: Поэт показывает, чтобы не случилось, его любовь к родине никогда не угаснет!!!!!
Cлово «Родина» Есенин мог бы написать с одинаковым правом и с прописной буквы, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время было не только Константиново – это была вся Русь.





 
<получить код>   
HYPERLINK "http://doc4web.ru/uploads/files/13/3b7d0d4bc92a07929dde702716430215.doc" скачать материалНравится материал? Жми!Ещё документы из категории литература: HYPERLINK "http://doc4web.ru/literatura/metodicheskaya-razrabotka-uroka-uroksud-po-povesti-m-e-saltikova.html" Методическая разработка урока «Урок-суд по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» HYPERLINK "http://doc4web.ru/literatura/plankonspekt-uroka-literaturi-po-teme-ubiyca-ili-spasitel.html" План-конспект урока литературы по теме «Убийца или спаситель» HYPERLINK "http://doc4web.ru/literatura/polugodovaya-kontrolnaya-rabota-po-literature-v-klasse.html" Полугодовая контрольная работа по литературе в 5 классе HYPERLINK "http://doc4web.ru/literatura/razdatochniy-material-k-integrirovannomu-uroku-literatura-obzh-n.html" Раздаточный материал к интегрированному уроку литература + ОБЖ «Наводнения в Санкт-Петербурге» HYPERLINK "http://doc4web.ru/literatura/integrirovanniy-urok-literatura-obzh-navodneniya-v-sanktpeterbur.html" Интегрированный урок литература + ОБЖ: Наводнения в Санкт-Петербурге HYPERLINK "http://doc4web.ru/literatura/urok-dlya-klassa-po-teme-rol-molodezhi-v-razvitii-selskoy-mestno.html" Урок для 8 класса по теме: "Роль молодежи в развитии сельской местности" HYPERLINK "http://doc4web.ru/literatura/syuzhet-i-povestvovanie-v-stihah-i-proze.html" Сюжет и повествование в стихах и прозеПРОКОММЕНТИРУЙДля комментирования авторизуйтесь HYPERLINK "http://doc4web.ru/info/abuse.html" Правообладателям HYPERLINK "http://doc4web.ru/info/about.html" О нас HYPERLINK "http://doc4web.ru/contact.html" Обратная связь2014-2015  HYPERLINK "http://doc4web.ru/" Хостинг документов HYPERLINK "http://infourok.ru/konkurs" \t "_blank" ОЛИМПИАДЫ по 25 ПРЕДМЕТАМ  HYPERLINK "http://infourok.ru/videouroki" \t "_blank" ВИДЕОУРОКИ на USB  HYPERLINK "http://infourok.ru/webinar" \t "_blank" ВЕБС. А. Есенин. Библиографический указатель
Статьи в журнале "Литература в школе"
(2001 – 2012 гг)
 
1. Боброва Л. И. Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству С. Есенина / Л. И. Боброва // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 47–48. (Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству Сергея Есенина)
2. Боброва Л. И. Христианская символика на примере анализа стихотворения С. А. Есенина "Осень" / Л. И. Боброва // Литература в школе. – 2012. – N 2. – С. 15–18. (Христианская символика в стихотворении Есенина)
3. Бондаренко М. А. "А душу можно ль рассказать?": Поэзия Сергея Есенина в школе: XI класс / М. А. Бондаренко // Литература в школе. – 2003. – N 10. – С. 24–27. (Структура уроков по творчеству Сергея Есенина для 11 класса. Урок первый "Нежным дается печаль..." с подробным литературным анализом стихотворения "Не жалею, не зову, не плачу...")4. Бондаренко М. "А душу можно ль рассказать?": Поэзия Сергея Есенина в школе / М. Бондаренко // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 25–29. (Структура уроков по творчеству Сергея Есенина для 11 класса. Урок второй "Я последний поэт деревни" с подробным литературным анализом стихотворения)5. Бондаренко М. "А душу можно ль рассказать?": поэзия Сергея Есенина в школе / М. Бондаренко // Литература в школе. – 2004. – N 2. – С. 26–30. (Структура уроков по творчеству Сергея Есенина для 11 класса. Урок третий "Я душой стал желтый скелет" с подробным литературным анализом стихотворения)6. Бондаренко М. "А душу можно ль рассказать?": поэзия Сергея Есенина в школе: XI класс / М. Бондаренко // Литература в школе. – 2004. – N 6. – С. 30–34. (Структура уроков по творчеству Сергея Есенина для 11 класса. Урок четвертый "По-смешному я сердцем влип..." с подробным литературным анализом стихотворений, написанных в период знакомства с актрисой Камерного театра Августой Миклашевской)7. Бондаренко М. "А душу можно ль рассказать?": поэзия Сергея Есенина в школе / М. Бондаренко // Литература в школе. – 2004. – N 9. – С. 25–31. (Структура уроков по творчеству Сергея Есенина для 11 класса. Урок пятый "Только горько видеть жизни край... " с подробным литературным анализом стихотворений, написанных в 1924 и 1925 гг.)8. Влащенко В. И. "Ой ты, Русь, моя Родина кроткая... ": песня и плач, радость и боль в лирике Есенина / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2005. – N 11. – С. 19–22. (Русский национальный характер, таинственные стихии русской души, духовный архетип русского человека в его класическом выражении, православное мироощущение русского народа в творчестве С. А. Есенина)
9. Воропаева Н. А. "... Мой край, задумчивый и нежный" / Н. А. Воропаева // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 45–46. (Урок-экскурсия в село Константиново, на родину русского поэта Сергея Есенина)
10. Голышева Г. Э. "... Мне в душу грусть вошла...": стихотворение С. А. Есенина "Песнь о собаке". VII класс / Г. Э. Голышева // Литература в школе. – 2004. – N 2. – С. 35–37. (Урок-анализ поэтического текста)
11. Гулин А. В. "В сердце светит Русь...": духовный путь Сергея Есенина / А. В. Гулин // Литература в школе. – 2001. – N 5. – С. 8–12. (Необычная судьба поэта, исключительная широта его внутреннего диапазона. О влиянии выпавших на долю России испытаний на формирование личности и поэтического дарования Сергея Есенина)12. Гулин А. В. "В сердце светит Русь...": духовный путь Сергея Есенина // Литература в школе. – 2001. – N 6. – С. 16–19. (Необычная судьба поэта, исключительная широта его внутреннего диапазона. О влиянии выпавших на долю России испытаний на формирование личности и поэтического дарования Сергея Есенина)13. Друг Т.  Бабушкины сказки: урок по стихотворению Сергея Есенина "Бабушкины сказки". V класс / Т. Друг // Литература в школе. – 2006. – N 9. – С. 34–36. (Урок-анализ стихотворения. Образ бабушки в стихотворении)14. Журавлев В. П. "Лесных ключей и сосен звон...": материалы к обзорной теме "Новокрестьянская поэзия". XI класс / В. П. Журавлев // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 27–30. (Поэзия Сергея Есенина, Николая Клюева, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца, Петра Орешина как представителей группы "новокрестьянской поэзии")
15. Занковская Л. В. Характерные черты стиля Сергея Есенина / Л. В. Занковская // Литература в школе. – 2003. – N 10. – С. 8–13. (В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Есенин доказывал, что источником настоящей художественности для поэта должен быть народный язык. Обзор творчества поэта)16. Занковская Л. В. Характерные черты стиля Сергея Есенина / Л. В. Занковская // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 18–21. (В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Есенин доказывал, что источником настоящей художественности для поэта должен быть народный язык. Обзор творчества поэта)17. Занковская Л. В. С. Есенин и Б. Пастернак в контексте русской литературы ХХ века / Л. В. Занковская // Литература в школе. – 2005. – N 12. – С. 13–19. (Творческие судьбы двух поэтов С. А. Есенина и Б. Л. Пастернака и их особое место в истории русской и мировой литературы)
18. Захаров А. Н. Эволюция есенинского имажинизма ("органической образности") / А. Н. Захаров // Литература в школе. – 2005. – N 11. – С. 2–7. (Обзор творчества С. А. Есенина как последователя литературного поэтического направления имажинизм. Анализируется особая метафорическая образность его поэзии. Содержится текст раннего стихотворения Есенина "Ночь", 1912)19. Захаров А. Н. Художественно-философский мир Есенина / А. Н. Захаров // Литература в школе. – 2004. – N 2. – С. 7–11. (Об особом скрытом смысле есенинской поэзии, художественно-философской концепции человека, несущего в себе разные начала, о концептуальном образе Пути в есенинской историософии, всеобщем метаморфизме есенинского мира)20. Казимирова Н. А. "Радуница" С.А. Есенина / Н. А. Казимирова // Литература в школе. – 2012. – N 2. – С. 12–15. (В центре внимания статьи – место "Радуницы" в поэтическом творчестве С. Есенина и духовном наследии России. В основе работы – история публикации книги "Радуница", сопоставительный анализ её изданий, их композиционных и жанрово-стилистических решений)21. Малофеева Г. А. Тема дома в лирике Сергея Есенина: Х класс / Г. А. Малофеева // Литература в школе. – 2004. – N 2. – С. 31–32. (Ход урока на указанную в заголовке тему, его цели и необходимое оборудование)
22. Мешков Ю. А. "Радуница" Сергея Есенина / Ю. А. Мешков // Литература в школе. – 2006. – N 11. – С. 15–18. (История создания и литературный анализ сборника стихов "Радуница" С. А. Есенина)
23. Мирошников В. М. "Черный человек" С. Есенина и "мелкий человек" Л. Леонова / В. М. Мирошников // Литература в школе. – 2009. – N 5. – С. 20–22. (Сопоставительный анализ поэмы С. А. Есенина "Черный человек" и повести Л. М. Леонова "Конец мелкого человека": идеи, герои, символы, отношение человека с миром, восприятие жизни)
24. Михаленко Н. В. Образ небесного града в творчестве С. А. Есенина / Н. В. Михаленко // Литература в школе. – 2009. – N 3. – С. 6–9. (Образ Небесного Града – это созданный в творчестве поэта образ земного мира, отражающего мир небесный)
25. Павлов Ю. М. О поэме Сергея Есенина "Пугачев" / Ю. М. Павлов // Литература в школе. – 2003. – N 10. – С. 14–15. (Анализ поэмы, образа ее главного героя Емельяна Пугачева. Сравниваются есенинская и пушкинская версии Пугачева. Тема бунта и бунтовщиков)26. Серегина С. А. "Пророк несбывшихся упований": творчество С. А. Есенина в свете философско-эстетических исканий Серебряного века / С. А. Серегина // Литература в школе. – 2008. – N 11. – С. 26-28. (Методические рекомендации к изучению творчества С. А. Есенина в школе. Автор предлагает изменить подборку изучаемых стихов Есенина, включив революционные поэмы 1917-1918 годов; актуализировать литературные и философско-религиозные контексты. Примерный ход урока по изучению поэмы Есенина "Пантократор")27. Серегина С. А. Андрей Белый и Сергей Есенин: мифология революции / С. А. Серегина // Литература в школе. – 2009. – N 4. – С. 6–8. (Образ России как Мессии грядущего дня, миф о крестном пути русской революции в творчестве Андрея Белого. Тема преображения крестьянского бытия в рай, евангельские сюжеты в поэзии Сергея Есенина)28. Соловей Т. Г. "Потому, что я с севера, что ли...": анализ поэтического цикла "Персидские мотивы" С. Есенина. XI класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2005. – N 11. – С. 23–29. (Материал для проведения урока литературы по циклу стихов "Персидские мотивы" С. Есенина. Образы востока и Руси. В приложении к статье даны "Палитра есенинской Персии" и "Палитра есенинской Руси", где собраны цитаты с красочным описанием этих мест)29. Сычев Б. П. Поэма С. А. Есенина "Черный человек": XI класс / Б. П. Сычев // Литература в школе. – 2006. – N 9. – С. 29–30. (Цель описываемого урока: знакомство с идейно-художественным содержанием поэмы С. А. Есенина "Черный человек", эмоциональное воздействие средствами художественного слова, неустроенность жизни великих людей как плата за талант)
30. У Даньдань  Жанр элегии в творчестве С. Есенина 1920-х годов / У Даньдань // Литература в школе. – 2011. – N 12. – С. 7–8. (Жанр элегии в творчестве Есенина; традиции русской элегии XIX века, воспринятые Есениным)
31. Шубникова-Гусева Н. И. Творчество С. А. Есенина в школе / Н. Н. Шубникова-Гусева // Литература в школе. – 2004. – N 2. – С. 12–17. (Проблемы изучения жизни и творчества Есенина и формирования навыков выразительного чтения и интерпретации текста)
32. Шубникова-Гусева Н. И. О поэме Есенина "Анна Снегина" / Н. И. Шубникова-Гусева // Литература в школе. – 2004. – N 9. – С. 8–16. (История создания поэмы. О прототипах ее героев. Биографические данные о С. А. Есенине)33. Шубникова-Гусева Н. И. "Пришел в этот мир поэт... " / Н. И. Шубникова-Гусева // Литература в школе. – 2005. – N 11. – С. 8–14. (Обзор творчества С. А. Есенина. Биографические сведения о поэте. Народные идеалы и истоки его поэзии, религиозные мотивы, образ Руси)34. Шубникова-Гусева Н. И. "Моцарт и Сальери" Пушкина и "Черный человек" Есенина / Н. И. Шубникова-Гусева // Литература в школе. – 2009. – N 3. – С. 2–5. (Творчество А. С. Пушкина вдохновило С. А. Есенина на создание "Черного человека". На пушкинском "Моцарте и Сальери" сходятся основные литературные источники в есенинской поэме)Сергей Есенин: стихи
1 маяАлый мрак в небесной черни...Анна СнегинаАх, как много на свете кошек...БерезаБрату человекуВеснаВ хатеВ этом мире я только прохожий...Вечер черные брови насопил...Вечер, как сажа...Вечером синим, вечером лунным...Видно, так заведено навеки...Вижу сон. Дорога чёрная...Возвращение на родинуВоспоминаниеВот оно, глупое счастье...Вот уж вечер. Роса...Все живое особой метой...Выткался на озере алый свет зари...Глупое сердце, не бейся!..Гляну в поле, гляну в небо...Годы молодые с забубенной славой...Гой ты, Русь, моя родная...Голубая кофта. Синие глаза...Гори, звезда моя, не падай...Грубым дается радость...Да! Теперь - решено без возврата...Далекая веселая песняДень ушел, убавилась черта...До свиданья, друг мой...Дорогая, сядем рядом...Дымом половодье зализало ил...За горами, за желтыми долами...Заглушила засуха засевки...Задымился вечер, дремлет кот на брусе...Заиграй, сыграй...Закружилась листва золотая...Заметался пожар голубой...Запели тесаные дроги...Заря окликает другую...Зашумели над затоном тростники...Зеленая прическа...Золото холодное луны...Издатель славный! В этой книге...Исповедь самоубийцыИсповедь хулиганаК покойникуКаждый труд благослови, удача!..Какая ночь! Я не могу...КаликиКантатаКапитан землиКаплиКлен ты мой опавший, клен заледенелый...КороваКрай любимый! Сердцу снятся...Край ты мой заброшенный...КузнецМатушка в Купальницу по лесу ходила...Мелколесье. Степь и дали...МетельМиколаМир таинственный, мир мой древний...Мне грустно на тебя смотреть...Мне осталась одна забава...Мои мечтыМы теперь уходим понемногу...На КавказеНа плетнях висят баранки...Над окошком месяц...Не бродить, не мять в кустах багряных...Не ветры осыпают пущи...Не жалею, не зову, не плачу...Не криви улыбку, руки теребя...Не напрасно дули ветры...Не ругайтесь. Такое дело!..Несказанное, синее, нежное...Неуютная жидкая лунность...Нивы сжаты, рощи голы...Никогда я не был на Босфоре...Ну, целуй меня, целуй...О Русь, взмахни крылами...О товарищах весёлых...Опять раскинулся узорно...ОсеньОтговорила роща золотая...Памяти БрюсоваПасхальный благовестПеснь о собакеПеснь о хлебеПисьмо к женщинеПисьмо материПлачет метель, как цыганская скрипка...ПлясуньяПо дороге идут богомолки...По селу тропинкой кривенькой...По-осеннему кычет сова...Под венком лесной ромашки...Подражанье песнеПоет зима - аукает...Пой же, пой. На проклятой гитаре...Пойду в скуфье смиренным иноком...ПорошаПоэтам ГрузииПрощай, Баку! Тебя я не увижу...Прячет месяц за овинами...Пускай ты выпита другим...ПушкинуРазбуди меня завтра рано...Руки милой - пара лебедей...Русалка под Новый годРусь бесприютнаяС добрым утром!Свет вечерний шафранного края...Свищет ветер, серебряный ветер...Синий май. Заревая теплынь...Синий туман. Снеговое раздолье...Слушай, поганое сердце...Слышишь - мчатся сани...Снежная замять дробится и колется...Снежная замять крутит бойко...Снова пьют здесь, дерутся и плачут...Собаке КачаловаСохнет стаявшая глина...Сочинитель бедный, это ты ли...Спит ковыль. Равнина дорогая...Сторона ль моя, сторонка...Сукин сынСыплет черемуха снегом...Сыпь, гармоника! Скука... Скука...Там, где капустные грядки...Тебе одной плету венок...Темна ноченька, не спится...Тихий ветер. Вечер сине-хмурый...Весенний вечер...Троицыно утро, утренний канон...Туча кружево в роще связала...Ты запой мне ту песню, что прежде...Ты меня не любишь, не жалеешь...Ты плакала в вечерней тишине...Ты такая ж простая, как все...У могилыУлеглась моя былая рана...Упоенье - яд отравы...Устал я жить в родном краю...Хороша была Танюша...Хорошо под осеннюю свежесть...ХулиганЦветы мне говорят - прощай...ЦветыЧеремухаЧерная, потом пропахшая выть...Черный человекЧую радуницу божью...Шаганэ ты моя, Шаганэ!..Шел Господь пытать людей в любови...Эта улица мне знакома...Этой грусти теперь не рассыпать...Эх вы, сани! А кони, кони!..Я зажег свой костер...Я иду долиной. На затылке кепи...Я красивых таких не видел...Я обманывать себя не стану...Я пастух, мои палаты...Я по первому снегу бреду...Я покинул родимый дом...Я положил к твоей постели...Я помню, любимая, помню...Я последний поэт деревни...Я спросил сегодня у менялы...Я усталым таким еще не был...