Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение современных технологий на уроках физики


Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение современных технологий на уроках физики
Автор: Попова Людмила Леонасовна,
учитель физики МБОУ «СОШ №14»
имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол.
Методическая тема: Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение современных информационно - коммуникативных технологий
Цель: совершенствование образовательного процесса, формирование образовательной среды, способствующей наиболее полной реализации реальных учебных возможностей обучающихся на уроках физики, повышение качества образования через внедрение информационно – коммуникационных технологий.
Задачи:
Изучение опыта работы использования информационных и коммуникационных технологий на уроках физики.
Апробация ИКТ на уроках физики.
Вовлечение учащихся в атмосферу поиска, решения научной задачи.
Внедрение методик и инновационных технологий к успешной реализации предпрофильной подготовки обучающихся.
Использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
Создание новых форм работы с учащимися, направленных на выявление наиболее способных детей.
Изучая современные технологии, я обратила свое внимание на использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. В настоящее время меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Поэтому научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.
Преимущества использования ИКТ:
Для меня, как учителя:
Экономия учебного времени (до 30%), т.е. увеличение плотности урока, обогащение урока новым содержанием;
Возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации.
Включение учащихся в активную деятельность
Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке - коммуникативно-речевые способности, речевое развитие, владение технологией составления текста, умение анализировать текст;
Позволяет работать с учеником дифференцированно и индивидуально;
Рационально использовать различные формы, методы и приемы работы (групповые, парные и фронтальные);
Освобождение от рутинной бумажной работы:
Создание отчётов, планов, конспектов уроков;
Отслеживание успеваемости по различным параметрам (контрольные работы, самостоятельные и лабораторные работы, домашние задания, тесты и прочее)
Обеспечить положительный эмоциональный фон урока:
Возможность эмоционально и образно подать материал;
Постоянный контакт учителя с классом (учитель не отворачивается к доске, видит реакцию учеников, может вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию);
На уроке устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимопомощи между учителем и учеником.
Преимущества использования ИКТ:
Для учащихся:
Доступность информации (изображение на экране дает возможность рассмотреть подробно устройство и принцип действия приборов);
Урок приближен к мировосприятию современного ребенка (так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств);
Позволяет ученику работать в своем темпе;
Развивает нестандартное мышление;
Воспитывает самостоятельность, способность принимать решения;
Формирует уверенность в своих возможностях, способностях.
В своей практической работе использую различные виды применения ИКТ в образовательном процессе:
1. Урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, флипчарты, а так же презентации, созданные им с помощью программы Power Point. Ученики так же могут создавать и защищать свои презентации.
2. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.
3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).
4. Урок с применением интерактивного оборудования
Остановлюсь более подробно на своих уроках с применением интерактивного оборудования. Применение ИКТ на уроках физики заставило меня посмотреть на мои уроки с другой точки зрения. При подготовке к уроку я продумываю степень и время интерактивной поддержки (они могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла). Заранее решаю, на каком этапе урока буду использовать мультимедиа – презентации или презентации учащихся.
Ядром интерактивного класса является, интерактивная доска предоставляет преподавателям и ученикам прекрасную возможность наилучшего взаимодействия с учебным материалом и друг с другом.
Обычно урок длится 40-45 минут и это не так уж много, вместо того чтобы без конца листать записи, переставлять видео диски в поисках нужной информации учителю достаточно открыть один файл и все необходимое тут же появится на экране. Это улучшает процесс восприятия, учеников можно заинтересовать с самого начала урока. Учащиеся признают, что работать с такой доской очень интересно, так как учебный процесс становится разнообразным благодаря огромному спектру учебных пособий.