Формирование творческой активности учащихся на занятиях ИЗО


Формирование творческой активности учащихся на занятиях ИЗО
Автор-составитель: Белошицкая И.А.
Формирование творческой активности учащихся на занятиях ИЗО
Чем  больше  мастерства в  детской  руке, тем умнее ребенок
 
В.А.Сухомлинский.
     Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения определяется,   прежде  всего,  реализацией  педагогического творчества самого преподавателя.  Назначение    его   деятельности состоит         в управлении  активной и сознательной  познавательной    деятельностью детей. Преподаватель ставит перед обучаемыми задачи, постепенно усложняя  их  и тем  самым  обеспечивая поступательное  движение   их мысли по пути познания. Он  же  и создает  необходимые условия     для успешного протекания обучения; отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов,    при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
       Управление  процессом  обучения  предполагает прохождение  определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования, контроля, оценки и анализа результатов.
       Организация учебного процесса   не рациональная конструкция, а творческое произведение педагога. В нем  должны быть заложены его авторская идея, замысел, выявляться индивидуальный стиль. Обстоятельства обучения в рамках предметов эстетического цикла разнообразны и многогранны, что точно учесть их заранее невозможно, поэтому, опираясь на основные факты, примерные правила и алгоритмы, необходимо составить творческий сценарий занятия, предвосхитить планируемые ситуации обучения. Иными словами, педагогические принципы, схемы, методы и технологии оживают, обретая силу, только преломившись через личность учителя, его стремления, мысли, чувства, творческое вдохновение, когда не меньшее значение, чем знания и опыт, имеют фантазия, интуиция, умение увидеть проблемы и предвосхитить          результаты.
           Сам процесс выбора тех или иных методов и приемов не сводится к строгой, заранее известной пооперационной технологии, а включает необходимость оценки бесконечного разнообразия ситуаций, опоры на догадку и интуицию. Педагог нередко оригинально компонует, по своему использует известные элементы, придает своеобразную окраску педагогическому общению,  модернизирует, усовершенствует известные ему средства и способы обучения.       
        Если же все известные варианты учителя не устраивают  и возникает проблемная педагогическая ситуация, он ищет свое оригинальное ее решение. Вот почему  педагогические   ситуации  в  известном  смысле   всегда   проблемны, а педагогическая деятельность по своей  сущности    всегда  являетсятворческой.                                                                                                             
         Хорошо известно, что строгого алгоритма творчества, формулы изобретения никому придумать не удалось. Скорее всего, таковые вообще предложить невозможно. Их не существует, так же как и философского камня. Можно вести речь только о примерных процедурах поиска, принятия и воплощения  в жизнь творческого педагогического решения.
       Процедура  педагогического творчества не сводится, как это часто считают, к выбору оптимальных вариантов обучения. Сначала нужно оценить ситуацию, затем нередко необходимо  провести  поиск  удовлетворяющих цели и условиям ситуации вариантов. В таком случае выбор выступает лишь заключительным этапом поиска.
        Выделяют стратегический и тактический уровни проектирования и планирования и обучения. Стратегия связана с формированием целей, выработкой идей и замыслов, определением общей логики изучения. На этом уровне определяются ведущие мировоззренческие и педагогические идеи преподавания предмета, глубина их раскрытия, степень требуемого овладения материалом со стороны обучаемых, способы связи теории с практикой, логика связи фактов и обобщений.
         Тактический уровень проектирования и планирования позволяет применительно к конкретным ситуациям обучения представить его вариативную логику, систему методов и приемов, в том числе приемы общения, установления интеллектуальных и эмоциональных контактов с классом и отдельными учащимися, способы   коррекции и контроля.
   В принципе педагогическое творчество может быть связано как со стратегией, так и с тактикой обучения. Но продуцирование и воплощение новых стратегических идей, выливающихся в педагогическое новаторство, требуют большой смелости, самостоятельности и проблемности мышления, Стратегия более органично связана с социальными целями образования и воспитания, ведущими педагогическими идеями, спецификой изучаемого, а поэтому относительно менее подвижна. Творческие же решения тактического характера более динамичны, вариативны, они необходимы в повседневной работе при подготовке и проведении каждого занятия, ибо в большей степени связаны со спецификой состава обучаемых, с особенностями педагогической ситуации. Педагогическое  творчество осуществляется как в процессе проектирования знаний по предмету, разделу,   теме, так и в ходе воплощения намеченного, Основу педагогического творчества на занятиях и других формах занятий  составляют  заранее заложенные в педагогический       проект   идеи   и решения.          
 Педагогическое   проектирование  обычно  сводят  к постановке   целей, отбору содержания, методов, форм учебно-воспитательной работы,   выбору  рациональной структуры     занятий    на   основе   принципов   оптимизации.
    Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания; нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
        Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций  эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Искусство -  ядро   и     гениальное средство эстетического    воспитания,
которое однако, ведется с помощью изобразительного искусства.                       
 Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает  трудовое и нравственное  воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер изобразительности и установки     и  так далее. 
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами    воспитания. 
Взаимосвязь    эстетического    и    нравственного     воспитания    и     развития   
Раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека.
           В процессе художественно-творческой деятельности  совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети  отражают то, что хранится в их зрительной памяти.
В  процессе эстетической и  художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции;  синтез, анализ, сравнение,      развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.