Элективный курс Б.Н.Куликов – писатель, поэт донского края


\s
Б.Н.Куликов – писатель, поэт донского края.
Пояснительная записка
Одним из направлений современного образования является его гуманизация и гуманитаризация. Формирование читателя, умеющего видеть, ценить нравственно-эстетическое единство произведения, включиться в процесс сотворчества с автором - такова цель школьного литературного образования.
Современное образование не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона с его этнокультурными традициями.
Земля донская богата талантами, в творчестве которых нашли отражение судьба малой родины, её неразрывная связь с судьбой России, глубокое осмысление общечеловеческих, духовно-нравственных проблем.
Великие русские писатели, они же донские писатели, положили этому начало. Творчество Шолохова занимает особое место в литературе Дона, традиции которого нашли свое продолжение в творчестве писателей « шолоховского притяжения». Одно из видных мест среди писателей «шолоховского притяжения» занимает творчество Б.Н Куликова. Внимание к лучшим образцам творчества писателя-земляка позволяет молодому человеку лучше разобраться в изменяющемся социальном мире, познавать историю своего края, своей малой родины, способствует выработке мировоззренческой и нравственной позиции, формирует литературный вкус.
Творчество писателя пронизано гуманистическим пафосом, приобщение к которому способствует духовному становлению личности, ее толерантности, сыновней любви к родному краю.
В систему литературного образования учащихся Семикаракорской средней школы № 1 имени Б. Н. Куликова» включен спецкурс «Б.Н.Куликов- писатель, поэт донского края».
Изучение творчества поэта- земляка направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно- развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения и чувства патриотизма;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного, аналитического мышления, литературно- творческих способностей учащихся на основе произведений писателя- земляка, потребности в самостоятельном чтении произведений Б.Куликова, развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений Б.Куликова, расширение знаний о творчестве писателя, осмысление таких понятий, как «историческая и нравственная память», освоение художественной лаборатории писателя.
Ожидаемым результатом спецкурса является знание\ понимание:
важнейших фактов творческой биографии писателя;
нравственно- эстетической ценности произведения;
родо-жанровые особенности его художественного наследия;
наизусть 3- 5 стихотворений.
Умение:
аргументированно отстаивать собственную позицию в восприятии и оценке произведения;
за рамками курса предполагается умение школьников использовать приобретенные знания в практической деятельности и в повседневной жизни.
Ведение спецкурса определятся интересом к творчеству поэта- земляка, его неразрывной связью с судьбой малой родины, с жизнью донских казаков.
Публицистичность, жанровое многообразие творчества, яркость и выразителность языка произведений Б.Куликова служат многоплановым учебным материалом.
В содержание спецкурса предлагаются публицистические (очерки), художественные (повести, рассказы, новеллы) и лирические произведения.
Некоторые произведения рекомендуются для чтения и изучения, другие – для чтения и обсуждения.
Спецкурс предлагается учащимся 8-10 классов; отдельные темы спецкурса могут быть использованы на уроках для учащихся 5-7 классов. На курс отводится 17 часов.
Занятия по программе курса организованы в форме лекции, беседы, семинара, конференции и др.
Реализация содержания программы спецкурса возможна в нескольких вариантах:
автономное изучение спецкурса в выбранное учителем время учебного года (например, в конце первого полугодия или в конце учебного года);
системное приобщение учащихся к материалу курса в течение учебного года (например, 1 раз в неделю или 1 раз в две недели);
не исключается вариант диффузного включения отдельных произведений Б.Куликова в систему уроков по произведениям других писателей, связанных тематическим единством с произведениями Б.Куликова.
Конференция, подготовка докладов и выступлений на конференцию, разработка проектов для нее по творчеству Б.Куликова - формы итогового занятия по спецкурсу.

Содержание курса.
1. Введение. Донская литература - составная часть русской литературы, ее вклад в общенациональную культуру. Произведения донских писателей как один из источников знаний о культуре, обычаях, нравах казаков. Неповторимая индивидуальность донской литературы, отражающей особенности духовно- нравственных проблем жителей Дона. М.Шолохов и писатели «шолоховского притяжения»: творчество В.Закруткина, П.Лебеденко, А.Калинина. Место творчества Б.Н.Куликова в литературе Дона.
2. Б.Н.Куликов - писатель донского края, поэт- гражданин.
2.1. Обзор жизни и творчества Б.Куликова. Основные периоды жизни и творчества писателя. Разнообразие жанров; тематика и проблематика произведений; гуманистический пафос и нравственно-эстетические ценности.
2.2. Повесть «Память сердца» - утверждение духовной памяти человека как высшей нравственной ценности. (Чтение и изучение). Новелла «Василиса Прекрасная и Борис Годунов». Интерес к истории семьи, рода – основа нравственности человека. Психологизм произведения. Милосердие, сострадание, проявленные в годы Великой Отечественной войны к беженцам, людям другой веры.
2.3. Новелла «Тётя Катя». ( Чтение и изучение).
Тема войны в новелле (оккупация Семикаракорска немецко-фашистскими захватчиками). Соотношения жизненной правды и художественного вымысла в произведении.
Система женских образов в новелле: Тёти Кати, бабы Груши, бабушки Василисы Васильевны. Доброта, чувство юмора, душевная щедрость, чувство достоинства - отличительные черты характера героинь. Отражение трагической судьбы русской женщины в судьбе главной героини, тёти Кати.
2.4. Новелла «Наши пришли!» (Чтение и изучение).
Доброта, сострадание – основа гуманных поступков героев.
Образ рассказчика. Авторская позиция. Решение общечеловеческих проблем: милосердия, сострадания.
2.5. Рассказ «Ты и всё живое…» (Чтения и изучения). Любовь к родной донской, семикаракорской земле – основа творчества Б.Куликова. (Выборочное чтение и изучение, гл. 2 - 4). Тревога за судьбу родной земли. Экологические проблемы в рассказе. Пейзажные зарисовки семикаракорской земли. Художественные средства создания образа донской земли.
2.6. Стихотворения, посвящённые донскому краю: «Откуда я?», «Зимняя рыбалка» (Чтение, изучение). Художественная зоркость поэта в изображении родной земли. Мир природы и душа человека. Лирический герой произведений. Эмоциональная искренность поэзии Б.Куликова.
2.7. Рассказ «Бездомная». (Чтение и изучение). «Братья наши меньшие» в творчестве Б.Куликова. Человек и природа в художественном мире писателя. Сострадательное, любовное, заботливое, чуткое отношение к животным - отличительная черта положительного героя произведений Б.Куликова. Нравственная проблематика произведения: взаимоотношения человека и природы. Образы животных.
2.8. Стихотворение: «Душа народа моего», «Славяне», «Врагам». (Чтения и изучения). Гражданский, патриотический пафос поэзии Б.Куликова. Лирический герой произведения. Своеобразие художественного мира Б.Куликова.
2.9. Рассказ «Леночка» (или «Зачем живут медузы».) Мир детей и мир взрослых. (Для чтения и изучения).
Образы детей в рассказе. Мотивация поведения и поступки героини в сложной ситуации. Психологизм рассказа. Изображение внутреннего мира ребёнка, его чувств и переживаний. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя.
2.10. Стихотворения: «Ах, какие холодные в августе росы…», «Элегия», «Что мне надо в этом мире?».
Философичность поздней лирики поэта. (Для обязательного чтения и изучения).
Представление поэта о сущности творчества. Особенности поэтического языка Б.Куликова. Открытость человеческих чувств лирического героя в стихотворении.
2.11. Публицистика. «Радуга жизни. Памяти В.А.Закруткина». Образ писателя-земляка в произведении. Документальная точность и художественный вымысел в произведении. Авторская позиция и способы её выражение.
2.12. Публицистика. «Пухляковские маки. К 70-летию А.В. Калинина».
Образ писателя-земляка в творчестве Б.Куликова. Сюжет и образы в рассказе. Авторская позиция и способы её выражения. Документальная точность и художественный вымысел в общей канве произведения. Оценка личности и творчества А.Калинина.
2.13. Влияние творчества Б.Куликова на творчество писателей-земляков. Особенности поэтического языка, система образов, проблематика произведений поэтов-земляков Б.Куликова.
3. Итоги изучения творчества Б.Куликова. Конференция по творчеству писателя-земляка.

Учебный план:
№ п/пТема Количество часов
I Введение. Донская литература - составная часть русской литературы, ее вклад в общенациональную культуру. 1
II Б.Н.Куликов – писатель донского края, поэт-гражданин. 13
III Итоги изучения творчества Б.Куликова 2
ИТОГО: 16
Учебно- тематический план:
№ п/пТема Количество часов
1. Введение. Вклад литературы Дона в общенациональную культуру. Произведения донских писателей как один из источников знаний о культуре, обычаях нравах казаков. Неповторимая индивидуальность донской литературы, отражающей особенности духовно-нравственных проблем жителей Дона. М.А.Шолохов и писатели «шолоховского притяжения». Творчество В.Закруткина, А.Калинина, П.Лебеденко. Место творчества Б.Н.Куликова в литературе Дона. 1
2. Б.Н.Куликов – писатель донского края, поэт- гражданин. 14
2.1. Обзор жизни и творчества писателя Б.Куликова: основные факты его жизненной и творческой биографии. Связь творчества художника со своим временем, с современностью и традициями русской классики. Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведений писателя. «Сквозные темы» и проблемы творчества Б.Куликова. 1
2.2. Утверждение духовной памяти человека как высшей нравственной ценности. Повесть «Память сердца». Три новеллы повести: «Тетя Катя», «Василиса Прекрасная и Борис Годунов», «Наши пришли!» Характеристика композиции повествования.
1
2.3. Страницы донской истории и история одной семьи в новелле «Василиса Прекрасная и Борис Годунов». Система образов в произведении. Автобиографические элементы в новелле. 1
2.4. Тема милосердия в произведениях Б.Куликова. Образ автора-повествователя в автобиографическом произведении. Новелла «Тётя Катя». Роль диалектных, просторечных слов в создании образов.
1
2.5. Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателя-земляка. Соотношение конкретно-исторического и общечеловеческого в произведении. Новелла «Наши пришли!».
1
2.6. Любовь к родной донской, семикаракорской земле – основа творчества Б.Куликова. Рассказ «Ты и всё живое…». Смысл названия произведения. Языковые особенности прозы Б.Куликова. Эпитеты, используемые для создания образа семикаракорской земли. 1
2.7. Художественная зоркость поэта в изображении родной земли, в пейзажной лирике. Проникновенный лиризм поэзии. Стихотворения, посвящённые донскому краю: «Зимняя рыбалка», «Откуда я?», «Густой настой травы и солнца». Языковые средства создания картины природы в поэзии Б.Куликова. 1
2.8. «Братья наши меньшие» в творчестве Б.Куликова. Рассказ «Бездомная». Средства создания образа собаки в рассказе. 1
2.9. Гражданский, патриотический пафос поэзии Б.Куликова. Стихотворения: «Душа народа моего», «Славяне», «Врагам». Система образов стихотворения Б.Куликова «Врагам». 1
2.10. Мир детей и мир взрослых в творчестве Б.Куликова. Рассказ: «Леночка» (или «Зачем живут медузы»). Роль внутреннего монолога в раскрытии образа девочки. 1
2.11. Философская лирика поэта. Стихотворения: «Кто я такой?», «Ах, какие холодные в августе росы…», «Что мне надо в этом мире?». Художественное осмысления собственного жизненного и духовного опыта в поэзии. Нравственные и эстетические искания, характерные для позднего периода творчества поэта. 1
2.12. Образы писателей-земляков в творчестве Б.Куликова: «Радуга жизни». Памяти В.А. Закруткина». Диалогический характер текста. Портрет В.А.Закруткина как средство раскрытия внутреннего мира героя. 1
2.13. Образы писателей-земляков в творчестве Б.Куликова. «Пухляковские маки». К 70-летию А.В.Калинина». Творчество писателей-земляков в историческом контексте. 1
2.14. Традиции Б.Куликова в творчестве писателей- земляков. Анализ языковых особенностей поэтических текстов. 1
III Практическая конференция по творчеству по творчеству Б.Н.Куликова. 2
Тематическое планирование:
№ п/пТематика
занятий Цели и задачи Кол-во
часов Форма урока Виды деятельности уч-ся
1 Введение. Вклад литературы Дона в общенациональную культуру. Произведения писателя донского края как источник знаний о культуре, нравах, обычаях казаков. Отражение в литературе донского края общих и специалистических духовно-нравственных и социальных проблем. Место творчества Б.Н.Куликова в литературе Дона. 1. Познакомить учащихся с творчеством донских писателей, с богатством жанров, тем, проблематики произведения.
2. Раскрыть неразрывную связь литературы Дона с русской литературой. 3.Ознакомить с обычаями, нравами, культурой народов, населяющих донскую землю.
1 Лекция с элементами беседы. Слушание и составление плана лекции учителя; выразительное чтение стихотворений русских писателей, посвящённых Дону.
2 Б.Н.Куликов – писатель донского края, поэт-гражданин.
Слово писателя к «Другу-читателю»
(вступление к повести «Память сердца») 1.Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества писателя.
2.Определить жанрово-родовую специфику произведения. 1 Лекция с элементами беседы. Комментарий к вступлению «Другу-читателю»; чтение, анализ отрывка;
3 Утверждение духовной памяти человека как высшей нравственной ценности. Повесть «Память сердца» - тематика и проблематика повести, её нравственные ценности. Художественные своеобразия повести, особенности композиции. Новелла «Василиса Прекрасная и Борис Годунов».
Исторические события и судьбы людей. 1. Установить связь произведения с биографией писателя;
2. Определить идейное содержание новеллы;
3. Раскрыть композиционную структуру произведения.
1 Урок-дискуссия Аналитическое чтение новеллы; Словесное рисование (портрет бабушки); пересказ с изменением лица, сжатый пересказ; утверждение и доказательство своей точки зрения.
4 Тема милосердия в произведениях Б.Н.Куликова - новелла «Тётя Катя».
Роль лирических отступлений в новелле. 1. Раскрыть гуманистический пафос произведения.
2.Определить роль лирических отступлений в раскрытии авторской позиции.
3.Показать роль детали в создании образа главной героини. 1 Беседа Овладение навыками дискуссии; выборочный пересказ; выразительное чтения; чтение по ролям; обсуждение проблемного вопроса.
5 Сострадание, толерантность как основа гуманных поступков героев. Новелла
«Наши пришли!». Б.Куликова и эпизод из романа «Война и мир» Л.Толстого. 1.Раскрыть патриотический пафос произведения.
2.Определить авторскую позицию и способов её выражения. 1 Беседа Выразительное чтение; сжатый и выборочный пересказ; cопоставление и сравнение эпизодов; анализ и интерпретация фрагментов текста.
6 Любовь к родной, семикаракорской земле - основа творчества Б.Куликова. Экологические проблемы, поднятые в рассказе «Ты и всё живое…».
1.Определить место произведений на данную тематику в творчестве Куликова.
2.Раскрыть актуальность темы в современной литературе.
3. Показать роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии авторского замысла. 3.Расширить представление о композиции эпического произведения малой формы. 1 Беседа Выразительное чтение; анализ эпизода (глава 4); работа с толковым словарём, словарём донских говоров; составление словарных статей к диалектным словам, употребленным в произведении; создание словаря писателя; письменный ответ на вопрос: «Роль второй главы в раскрытии идеи произведения».
7 Художественная зоркость поэта в изображении родной земли. Стихотворения, посвящённые донскому краю: «Откуда я?», «Зимняя рыбалка», «Кто я такой? Казак донской…» 1.Познакомить учащихся с поэтическим наследием художника. 2.Раскрыть гражданский, нравственный пафос произведения.
3.Определение приёмов выражения авторской позиции.
1 Беседа Анализ; выразительное чтение, чтение наизусть; интерпретация поэтического текста; сопоставление стихотворений Куликова и других поэтов на данную тематику.
8 «Братья наши меньшие», в творчестве Б.Куликова. Сопоставление рассказа Л.Андреева «Кусака» и рассказа «Собака» Б.Куликова. 1. Раскрыть основы миросозерцания писателя и художественный метод Б.Куликова.
2.Определить приёмы создания образа животного. 1 Беседа Выразительное чтение, сопоставление рассказов; выявление авторской позиции; раскрытие средства создания образа животного.
9 Гражданский, патриотический пафос зрелой поэзии Б.Куликова. Стихотворения: «Душа народа моего», «Врагам», «Славяне». 1.Раскрыть гражданский пафос лирики поэта. 2.Определить авторскую позицию и способы её выражения.
3.Оределить место стихотворений в творчестве художника. 1 Беседа Выразительное чтение; анализ и интерпретация стихотворения; выявление авторской позиции; аргументированные ответы на проблемные вопросы; экскурсия в районный краеведческий музей.
10 Мир детей и мир взрослых. Рассказ «Леночка». 1.Определить нравственную проблематику, гуманистический пафос рассказа.
2.Показать роль изобразительно-выразительных в раскрытии образа ребёнка, его душевных переживаний.
1 Беседа Показать роль внутреннего монолога в раскрытии образа ребёнка; выразительное чтении; анализ; сжатый пересказ.

11 Философичность поздней лирики поэта. Стихотворения: «Ах, какие холодные в августе росы…», «Элегия», «Кто я такой?..», «Что мне надо в этом мире?..» 1.Определение патриотического, гуманистического пафоса лирики поэта.
2.Раскрыть особенности авторской позиции. 3.Определение особенностей поэтического языка Б.Куликова 1 Беседа Выразительное чтение стихотворений наизусть; анализ и интерпретация стихотворения. Письменный ответ на вопрос: «Каким представляется вам лирический герой поэзии Куликова?».
12 Публицистика. «Радуга жизни. Памяти В.А.Закруткина». 1.Выявить восприятие и оценку творчества В.Закруткина в произведении Б.Куликова.
2.Раскрыть конкретно-историческое содержание публицистики.
3.Показать способы выражения авторской позиции. 1 Беседа Выборочный пересказ; аргументированный ответ на проблемный вопрос;
Рецензия на произведение.
13 Образ писателя-земляка в творчестве Б.Куликова. «Пухляковские маки. К 70-летию А.В.Калинина». 1.Показать связь произведений Куликова со своим временем.
2. Раскрыть широту охвата событий в публицистике.
3.Определить особенности публицистического стиля писателя 1 Беседа Чтение, анализ эпизода; выборочный и подробный пересказ; анализ газетных штампов синтаксиса и сравнений, используемых в тексте произведения; рецензия на произведение.
14 Влияние творчества Б.Куликова на творчество поэтов-земляков. Куликовская осень. Б.Куликов и «Клуб любителей поэзии». 1.Сопоставить произведения Б.Куликова и П.Чумакова.
2. Определить взаимосвязь творчества Куликова и поэтов земляков. 1 Беседа Подготовка сообщений, рефератов.
Выразительное чтение наизусть стихов поэтов-земляков.
15-16 Итоги изучения творчества Б.Куликова. 1.Раскрыть многообразие проявления таланта Б.Куликова.
2. Определить место творчества Б.Куликова среди писателей Дона. 2 Урок-конференция Выступление с рефератами, докладами, сообщениями. Встреча с людьми, знавшими поэта.
Посещение школьного музея.
Представление проекта по творчеству писателя.
Возможные темы рефератов:
Творчество Б.Куликова в контексте литературы Дона и о Доне;
Б.Куликов – певец Семикаракорской земли;
Творческая индивидуальность Б.Куликова;
Своеобразие творчества Б.Куликова;
Художественный мир писателя Б.Куликова.
Список используемой литературы:
Куликов Б.Н. Круговерть. Повести. Рассказы. Очерки. – Ростов Н/Д: Ростовское книжное издательство, 1987.
Куликов Б.Н. Поле Куликово. Стихи. – М; «Молодая гвардия», 1973.
Кто я такой? Казак донской… Сборник фотографий. – Ростов – на – Дону; отпечатано в ООО КП «Старый друг», 1997.
Пётр Чумаков. Чем мой хутор знаменит? Стихи. – Ростов – на – Дону; издательство АО «Цветная печать», 1993.
Литература Дона и о Доне. Сборник программ элективных курсов/ Под редакцией В.Я. Рыбниковой. – Ростов – на – Дону: издательство РО ИПК и ПРО, 2007.
Сборник нормативных документов. Литература/сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: «Дрофа», 2007.