Особенности процесса обучения взрослых в условиях работы в учреждениях закрытого типа

Статья
"Особенности процесса обучения взрослых
в условиях работы в учреждениях закрытого типа"

Современное понимание обучения как направленного информационного взаимодействия человека с миром, окружающими людьми, самим собой делает очевидным необходимость его продолжения на протяжении всего периода жизни.
Обучение и самообразование взрослого человека определяют возможности его развития как личности мобильной, компетентной, самореализующейся, творческой, способной ориентироваться в изменяющейся ситуации и эффективно решать практические задачи.
И.А. Колесникова [2] считает, что взрослость можно определить как качество жизнедеятельности, воплощающее способность к воспроизводству всей полноты бытия. Это не просто определенный период в жизни, но и особое состояние, сущностными признаками которого выступают осмысленность и ответственность за свои деяния. Существенную роль в обретении такого состояния играет образование.
Взрослого обучающегося характеризует пять основных особенностей:
Взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью.
Он накапливает все больший запас жизненного опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег.
Его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей.
Он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков.
Его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
Обучение взрослого связывается, прежде всего, с овладением системой базовых научных представлений, необходимых для получения общего образования. Оно должно ориентироваться на их способность к самостоятельному мышлению, толкать к самостоятельному поиску решения тех или иных вопросов. Главное в обучении взрослых – включить человека в активную мыслительную деятельность, которая в свою очередь заставит действовать познавательные мотивы учения.
И.А. Колесникова [2] выделяет следующие функции образовательной деятельности в учреждениях закрытого типа:
решение проблем перевоспитания, занятости;
обеспечение успешности социальной адаптации;
профессиональное самоопределение.
Для понимания роли обучения как одного из средств исправления важнейшее значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических умений и способов творческой деятельности.
По мнению А.Е. Марона [3] знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи).
Естественно, что при правильно поставленном обучении обучающиеся овладевают всеми этими тремя сторонами изучаемого материала, то есть усваивают теорию (понятия, правила, выводы, законы), вырабатывают умения и навыки применять их на практике, а также способы творческой деятельности. Это означает, что в процессе обучения одновременно происходит обогащение личности научными знаниями и развитие ее творческих способностей, что делает обучение весьма важным средством исправления.
По нашему мнению, процесс обучения и получения образования в учреждениях закрытого типа имеет некоторые особенности и несет ряд дополнительных социальных задач, связанных с дальнейшей социальной адаптацией в обществе.
А.Е. Марон [3] выделяет следующие основные принципы построения учебного процесса в учреждениях закрытого типа:
Гуманизм и научность обучения.
Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых.
Наглядность обучения.
Систематичность, последовательность и комплексность в обучении.
Обучение на высоком, но доступном уровне трудности.
Прочность овладения знаниями, умениями и навыками.
Групповой и индивидуальный подход в обучении.
Также можно выделить некоторые общие педагогические и предметные принципы:
воздействие только учитель-ученик, но ученик взрослый, достойный уважения;
избегать по возможности обращаться к администрации по вопросу плохого поведения;
как можно больше словесных поощрений;
ставить на уроке немногочисленные проблемы и требования, но добиваться неукоснительно исполнения;
урок должен нести и некоторую сверхзадачу, проблему творческого характера;
яркое образное объяснение нового материала с привлечением примеров бытового жизненного опыта;
демонстрация готовности помочь.
В учреждениях закрытого типа в целях исправления и подготовки обучающихся к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс.
Он направлен на формирование законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, повышение образовательного и культурного уровня.
Единство учебно-воспитательного процесса определяется тем, что воспитательная и учебная работа предполагает достижение одних и тех же целей. Кроме того, та и другая работа дополняют друг друга. Воспитательная работа, наряду с формированием нравственных качеств, прививает им потребность получения общего образования. В свою очередь учебная работа способствует закреплению в сознании таких способов разрешения жизненных проблем, которые не противоречат общественным интересам.
Организация обучения определяется спецификой учреждений закрытого типа. Отмечается большое движение обучающихся в течение года, что требует дифференциации и индивидуализации обучения.
Принципиальный подход в организации обучения – внутренняя дифференциация, которая предполагает создание условий обучения, соответствующих учебным возможностям обучающихся. Для определения индивидуальных возможностей обучающихся проводится следующая работа.
Психолог определяет уровень развития психических процессов (память, внимание, мышление и др.), что является основой для определения учебных возможностей обучающихся.
Учителя-предметники определяют уровень обучаемости, используя методики определения учебных возможностей, наблюдая за деятельностью на уроках, диагностируя общеучебные умения, навыки, уровень самостоятельности, мотивацию.
Задачей педагогов является оказание помощи в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства, вселении уверенности в завтрашнем дне. В процессе учебы у обучающихся формируется чувство ответственности, поскольку успехи в учебе повышают их престиж, укрепляют положение в коллективе, способствуют легитимному самоутверждению.
Практика показывает: эта помощь молодыми людьми востребована, поскольку любому человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, присуще ожидание поддержки. 3алог успеха – педагогический такт, деликатность, вера педагогов в своих воспитанников. Доброжелательный тон, приветливая улыбка – все эта снимает напряженность, неуверенность, вызывает желание отвечать на вопросы учителя, не опасаясь, что ответ будет неправильным.
Для того, чтобы добиться положительных результатов, педагоги должны заранее проектировать ожидаемую реакцию на учебно-воспитательные требования; уметь мобилизовать на достижение цели; мотивировать предстоящую учебную деятельность; знать особенности обучающихся.
Свою главную миссию педагогический коллектив определяет так: создание благоприятных условий (в соответствии с возможностями школы), обеспечивающих реализацию конституционного права на получение образования, а также способствующих ресоциализации, социальной реабилитации и адаптации к жизни в социуме.
Учебный процесс усложняется и многими условиями. Среди них – ограниченный набор стимулов к учебной деятельности; индивидуализм, эгоцентризм; уверенность в неадекватности наказания; отсутствие взаимодействия с родителями и общественностью; редкие и случайные поощрения за хорошее поведение, преобладание карательных мер воздействия.
В таких сложных условиях обучения мотивация познания сводится, в основном, к выстраиванию позитивного отношения обучающихся к личности преподавателя, словесного поощрения в ходе уроков, справедливых оценок.
Разумеется, личность преподавателя важна в любой образовательной среде, но здесь же критерии отличаются особой строгостью и широтой. Учитель оценивается как носитель и полномочный представитель преподносимых им ценностей. Любое несоответствие, фальшь, ложь или непрофессионализм отторгают ученика от учителя и предмета.
Для обучающихся учреждений закрытого типа характерны: крайне узкий кругозор, дефицит знаний, интересов; дурные вкусы и пристрастия. Высшей ценностью для многих выступает материальное благополучие, достигать которого они готовы любыми средствами. Степень искажение морали всегда индивидуальна, но всегда происходи
·т под воздействием искушения.
Низкий общекультурный уровень вновь поступивших в школу обучающихся коррелирует с низким языковым развитием. Некоторые из них с трудом подбирают нормативную лексику для выражения своих мыслей, многие не умеют четко и грамотно построить фразу; речь их засорена жаргонизмами.

Невозможно обеспечить должное качество обучения без учета психологических закономерностей познавательной деятельности обучающихся и управления ею.
В основе концепции обучения лежат следующие утверждения:
личность должна в активной форме, посредством деятельности усвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры;
получение знаний происходит в процессе деятельности обучающихся при условии выполнения ими определенной системы действий, предусматриваемой образовательными программами.
Специфика усвоения знаний обучающимися в учреждениях закрытого типа имеет свои особенности:
обучающиеся – люди взрослые, они имеют жизненный опыт и соответствующие знания, умения и навыки;
у многих обучающихся сложились стереотип мышления и навыки умственной деятельности;
часть обучающихся имеет ошибочные, неверные представления, понятия и убеждения, особенно в области нравственности и права;
многие обучающиеся обладают профессиональным опытом, знаниями, в том числе криминальными.
В процессе обучения у них должны быть сформированы мотивы-стимулы, побуждающие к овладению знаниями, дающие возможность освоить новые виды деятельности.
Знания, умения и навыки – это формы и результаты отражательных и регулятивных процессов в психике человека, возникающие только в результате его собственной активной деятельности, и если ее нет, то никаких знаний, умений и навыков у него не появится.
Обучение как активный процесс приобретения знаний, умений, навыков зависит от трех факторов: чему обучают, кто и как обучает, кого обучают.
Следовательно, характер учения зависит:
от материала, который усваивается, его содержания и системы его подачи;
от методического уровня учителей, их личностных особенностей, конкретных методик обучения;
от особенностей обучающихся, их индивидуальных характеристик и степени развития, сложившегося отношения к учению.
Отношение к учению является чрезвычайно важным фактором для ресоциализации и позитивной адаптации.
Поскольку обучение рассматривается как определенная деятельность, то необходимо психологически обосновать учебную деятельность обучающихся в учреждениях закрытого типа, которая порождается теми или иными мотивами и протекает в тех или иных условиях. Мотивы могут быть внешние и внутренние.
К внешним мотивам относятся все стимулы и побудители, которые толкают к цели извне: требования близких, похвала учителей, ожидание будущих благ и пользы. Знания, умения, навыки при этом служат лишь средством для достижения основных целей (личный успех, удовлетворение требований определенных лиц и др.). Иногда цель обучения может быть безразличной и даже отталкивающей.
К внутренним мотивам обучения относят такие, которые служат достижению определенной цели, например, получение интересной и хорошо оплачиваемой профессии, поступление в среднее или высшее учебное заведение, а также интерес к знаниям. Такие мотивы являются оптимальными с педагогической точки зрения, а их формирование – важнейшая задача учителя.
Итак, на процесс обучения влияют особенности личности. Отношение к обучению складывается в зависимости от того, как обучающиеся понимают и осознают значимость получения образования, в каком психическом состоянии находятся, были у них или нет перерывы в учении, имеют или не умеют навыки учебной работы, какова степень деавтоматизации навыков, развиты или не развиты у них познавательные потребности и тому подобное. Выявление особенностей личности требует проведения соответствующей психодиагностики.
Выделяют следующие группы обучающихся: положительно, безразлично и отрицательно относящихся к получению образования.
Обучающиеся, положительно относящиеся к учению, руководствуются следующими мотивами: приобрести знания и повысить свой образовательный уровень; продолжить свое обучение в среднем или высшем учебном заведении, получить хорошую профессию.
Обучающиеся, безразлично относящиеся к учению, учатся под давлением администрации.
Лица, которые не желают учиться в школе, составляют значительную часть. Их мотивами являются следующие: убеждение, что учеба на заработок не влияет; солидный возраст; большие перерывы в учении; лень; беспричинный отказ от учебы.
Таким образом, среди причин, по которым обучающиеся не хотят учиться, главными, как считают А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожков [1], являются:
отсутствие перспектив в жизни и искаженная ценностная ориентация;
боязнь трудностей учебы;
отсутствие умения учиться.
Главной задачей учителя, по мнению К. Роджерса [1], является облегчение и одновременно стимулирование процесса учения для обучающегося, то есть умение создавать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки.
К. Роджерс считает, что нужную атмосферу можно создать, если учитель будет руководствоваться следующими принципами:
с самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать доверие к окружающим;
помогать обучающимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым обучающимся в отдельности;
исходить из того, что у обучающихся есть внутренняя мотивация учения;
выступать для обучающихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью при трудностях;
развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы, принимать его и быть активным участником группового взаимодействия;
открыто выражать в группе чувства;
стремиться к достижению эмпатии, способствующей пониманию чувств и переживаний обучающихся;
хорошо знать самого себя.
То или иное стимулирование учителем обучающегося – определенное словесное воздействие.
Ю.А. Дмитриев [1] выделяет три вида словесного воздействия на обучающихся:
организующее (инструктирование, наставление, совет, предупреждение и др.);
оценочное (похвала, критическое поучение, товарищеская насмешка, осуждение и др.);
дисциплинирующее (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.).
Воспитывающее обучение предполагает постановку воспитательных целей на каждом занятии. Это процесс превращения усвоенного в свойства личности, когда знания становятся убеждениями, а их объем – эрудицией.
Однако появление положительных психических свойств, состояний и процессов возможно только при обучении, постоянно требующем проявления этих свойств. При обучении, пренебрегающем целью воспитания, не заботящемся о формировании личности, у обучающихся вместо положительных личностных качеств могут развиваться безответственность, стяжательство, недисциплинированность, халатность.
Обучение воспитывает положительные личностные качества у обучающегося при следующих психологических условиях:
если обучающиеся не только усваивают знания, навыки и умения, но и на деле убеждаются в их важности и полезности;
обучение осуществляется в совместной учебной деятельности с другими обучающимися, при обоюдной заинтересованности;
педагог своим примером содействует стремлению обучающихся к самосовершенствованию, развитию нужных им личностных качеств.
Учителя должны создать хороший социально-психологический климат в учебной группе и постоянно осуществлять психолого-педагогическое воздействие через формирование нужных мотивов и отношений в практическом решении учебных задач.
В общеобразовательном обучении в учреждениях закрытого типа ведущими выступают задачи воспитательные, поэтому оно и рассматривается как одно из основных средств исправления и перевоспитания.


Список литературы

1. Дмитриев, Ю. А. Пенитенциарная психология [Текст] / Ю. А. Дмитриев, Б. Б. Казак. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 681 с. : ил.
2. Основы андрагогики [Текст] / под редакцией И. А. Колесниковой. – М. : ACADEMA, 2007. – 167 с.
3. Практическая андрагогика. Методическое пособие. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых [Текст] / под ред. д.п.н., проф. В. И. Подобеда, д.п.н., проф. А. Е. Марона. – СПб. : ГНУ «ИОВ РАО», 2008. – 406 с.















Заголовок 1 Заголовок 215