Эффект оздоровления на уроках физкультуры

Эффект оздоровления на уроках физкультуры
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям и подросткам, для которых процессы роста и развития являются тем морфофункциональным фоном, на котором воздействие адекватной двигательной активности особенно значимо. Кроме того, спортивная деятельность школьников служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их резистентность к наркогенному заражению и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды. Поэтому двигательная активность рассматривается в качестве одного из фундаментальных факторов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
Естественная биологическая потребность ребенка в движении может реализовывать и удовлетворяться в различных формах. Здесь решающую роль играют те социальные институты, с которыми сталкивается ребенок по мере своего взросления, и соответственно, те возможности, которые эти институты предоставляют.
Может быть предложено несколько различных классификаций двигательной активности, в зависимости от критерия, по которому эта классификация проводится. Во-первых, таким критерием может служить наличие и характер цели. Если двигательная активность бесцельна, то она может быть названа спонтанной. Такова двигательная активность новорожденного, однако и взрослый человек, порой, способен проявлять спонтанную двигательную активность, особенно если он чем-то возбужден, напуган, озабочен.
Если же цель двигательной активности четко просматривается, она должна быть отнесена к категории целенаправленной. К этой категории относится абсолютное большинство тех двигательных действий, которые мы совершаем в состоянии бодрствования.
Дальнейшая классификация может быть осуществлена на основании того, какова цель выполняемой двигательной активности. Наиболее типичными для ребенка и подростка вариантами в этом случае могут быть:
игровая двигательная активность - направленная на эмоциональное подкрепление (например, игра во дворе со сверстниками в подвижные игры);
учебная двигательная активность - направленная на обучение двигательным действиям и воспитание физических и моральных качеств (например, урок физкультуры);
оздоровительная двигательная активность - направленная на профилактику заболеваний и укрепление здоровья (например, утренняя гигиеническая гимнастика);
спортивная двигательная активность - направленная на достижение спортивного результата (например, спортивная тренировка в секции);
релаксационная двигательная активность - направленная на преодоление утомления (например, активная физкультминутка на уроке математики или литературы или подвижная перемена между уроками, или гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером и т, п.);
досуговая двигательная активность - направленная на активное проведение досуга (например - посещение танцевального кружка или велосипедная прогулка);
бытовая двигательная активность - направленная на реализацию бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами (например, мытье полов или обработка грядок на огороде);
производственная двигательная активность - направленная на освоение и применение профессиональных навыков (например, обучение профессии столяра или слесаря);
реабилитационная двигательная активность - направленная на восстановление временно утраченных или пониженных физических возможностей (например, после перенесенной травмы или болезни).
Любой из этих видов двигательной активности может быть реализован в различных формах. В частности, двигательная активность может быть организованной (под управлением преподавателя, тренера, родителя, старшего родственника или товарища) и неорганизованной (самостоятельной). В неорганизованных формах чаще всего проявляется досуговая, игровая и релаксационная двигательная активность.
Организованная двигательная активность может осуществляться в самых разнообразных формах. В школе это - урок, спортивная или оздоровительная секция, кружок по интересам. Могут быть реализованы клубные формы, индивидуальные и групповые занятия, а также разнообразные их сочетания.
Формы организации занятий физической культурой: урок; гигиеническая гимнастика, в том числе до уроков; специализированная зарядка; самостоятельные занятия; индивидуальные занятия с учащимися; физкультминутка; физкультпауза; подвижная перемена; спортивный час; спортивная секция; спортивные соревнования по отдельным видам; спортивный праздник; туристический поход, слет; день здоровья.
По своему содержанию любое занятие, включающее двигательную активность (или отдельные части занятия), может быть отнесено к обучающим, тренирующим и реализующим. Обучающее занятие призвано дать понятие о новых движениях, показать ребенку технику выполнения, научить технике безопасности. Тренирующее занятие обеспечивает адаптацию организма к новому виду физической нагрузки, позволяет довести технику его выполнения до автоматизма. Реализующим может быть как состязание (если речь идет о спортивной подготовке), так и систематическое выполнение (если речь идет о производственной или оздоровительной двигательной активности) хорошо освоенной двигательной задачи.
Организованная двигательная активность должна включать все эти три компонента в оптимальном сочетании, которое позволяет удерживать мотивацию к двигательной активности на достаточно высоком стабильном уровне - именно в этом залог оздоровительного успеха той или иной формы физической активности.
Разные формы двигательной активности обладают неодинаковым оздоровительным эффектом, причем это зависит не столько от объема и интенсивности выполняемой нагрузки, сколько от эмоционального настроя, сопровождающего двигательную деятельность. Так, даже большой объем производственной физической активности не ведет к увеличению продолжительности жизни и укреплению здоровья. Видимо, работа эмоционально воспринимается человеком не как фактор оздоровления, а лишь как необходимое условие поддержания благосостояния. Даже сельскохозяйственный труд, потенциально более здоровый, чем промышленный, реального оздоровительного эффекта не оказывает. Не выражен оздоровительный эффект и у бытовой двигательной активности.
На другом полюсе - спортивная двигательная активность. Когда речь идет о массовом спорте и о нагрузках, характерных для обладателей массовых спортивных разрядов, оздоровительный эффект статистически подтверждается результатами многочисленных социально-медицинских исследований. Однако для спортсменов, достигших уровня высшего спортивного мастерства, их колоссальная двигательная активность оборачивается множественными заболеваниями, которые обрушиваются нередко еще в расцвете спортивной формы, но еще чаще - после окончания спортивной карьеры. Продолжительность жизни лучших спортсменов мира в среднем намного меньше, чем людей, ведущих гораздо менее подвижный уровень жизни. И это не случайно - организм имеет пределы возможностей, за которые безнаказанно заходить нельзя. Так, в самый разгар спортивного сезона, на «пике» спортивной формы большинство спортсменов страдают от иммунодефицита (значительного снижения сопротивляемости организма), связанного с перетренированностью. Поэтому столь часты случаи, когда в самый ответственный момент тот или иной ведущий спортсмен неожиданно заболевает и проигрывает или пропускает по болезни наиболее важное состязание.
Неорганизованная двигательная активность обладает слабым оздоровительным эффектом. Этому есть целый ряд причин: нерегулярность, отсутствие систематичности, контроля за нагрузками, несоблюдение оптимальных физиологических параметров и т.п. В частности, сопоставление уровня здоровья и двигательной подготовленности городских и сельских школьников показало, что, несмотря на более двигательно-активный образ жизни, сельские школьники не только не здоровее городских, но также уступают им в развитии важнейших двигательных качеств, таких как выносливость, сила и быстрота.
Организованные формы, такие как урок физкультуры, занятия в школьной спортивной секции или спортивного клуба, а также некоторые виды кружковых занятий, наиболее благотворно влияют на состояние здоровья и двигательный потенциал детей школьного возраста. Однако и здесь есть ряд условий и ограничений, которые следует учитывать при организации занятий.
Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является традиционный урок физической культуры. Его несомненные преимущества: регулярность, систематичность, профессиональный контроль нагрузки со стороны преподавателя, возможность реализации наиболее перспективных и продуктивных методов обучения и тренировки, научно обоснованная последовательность решения задач и планирования учебного материала, комплексный охват широкого круга аспектов физического воспитания, эмоциональная насыщенность и широкие возможности поддержания высокой мотивации. В то же время урочная форма не позволяет решать некоторые специфические задачи оздоровления, она мало привлекательна и недостаточно эффективна для наиболее хорошо и наиболее плохо физически подготовленных учащихся. Первым больше нравятся (по вполне объективным причинам) спортивные секции, вторым - специальные занятия оздоровительной направленности. Кроме того, урок хорош лишь в том случае, если его проводит профессионально грамотный педагог (впрочем, это касается всех форм организованной физической активности).
Большое значение имеет объем нагрузки, которую выполняют дети в ходе уроков. Научные исследования и практический опыт педагогов показывают, что как чрезмерно большой, так и недостаточный уровень нагрузки негативно сказываются на оздоровительной эффективности занятий.
Бытует мнение, что физкультурой следует заниматься как можно чаще, а если нет возможности проводить уроки часто, то хотя бы 1 урок в неделю лучше, чем ничего. Однако объективные данные говорят, что и то и другое - неверно.
Специальными исследованиями доказано, что оптимальная продолжительность урока - 40-45 мин, сдвоенные уроки неэффективны, так как ведут к резкому снижению моторной плотности занятия.
Абсолютно неэффективен и даже вреден для здоровья режим, при котором проводится 1 спаренное занятие в неделю. При таком режиме не наступает истинной адаптации к физической нагрузке, организм каждый раз как бы начинает все заново, и в результате ни с точки зрения оздоровления, ни с точки зрения развития физических качеств и навыков прогресса не наблюдается, а порой отмечается стрессогенное воздействие, усугубляющее ситуацию, особенно на фоне зимне-весеннего авитаминоза.
Наиболее благоприятен режим, при котором школьники имеют 3-4 урока физкультуры в неделю. Это требует значительных финансовых и организационных затрат, однако дает заметный оздоровительный эффект. Попытки в некоторых школах ввести ежедневные уроки физкультуры также неэффективны, поскольку организм не успевает полностью восстановиться после предыдущего занятия, либо оно становится мало интенсивным и не обеспечивает нужный тренировочный эффект.
Типичными формами организации физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются физкультминутки, подвижные перемены и краткие тренинги в процессе уроков по общеобразовательным дисциплинам. Поскольку эти формы не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер, их реальную эффективность оценить крайне трудно. В ряде случаев они бывают хорошо и грамотно организованы, и тогда можно прогнозировать положительный оздоровительный эффект. В то же время нередко они проводятся формально, нарушая логику урока и сбивая детей с налаженного учебного процесса. В этом случае, даже если и может быть выявлен некоторый оздоровительный эффект, он теряет свою ценность, поскольку обеспечивается за счет снижения эффективности учебного процесса.
Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему. Если таких логических блоков в уроке нет, то и места для физкультминутки тоже нет. Ведь любая двигательная активность, даже такая незначительная, как во время физкультминутки, требует переключения нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, других систем организма. На это переключение необходимо время, положительный эффект может быть достигнут только через 3-4 мин. Но за это время ученики отвлекаются от темы занятия, забывают, о чем шла речь, теряют логику работы на уроке. Это особенно характерно для тех детей, у которых хуже организовано внимание, хотя именно им, казалось бы, небольшая пауза в занятии была бы полезна, чтобы предотвратить утомление. Однако потом им потребуется еще 3-4 мин на то, чтобы вновь «вработаться» в тематику и материал урока.
Значительно сложнее прогнозировать оздоровительный эффект секционных и кружковых занятий. В целом, в большинстве случаев, они полезны. Однако это в том случае, если соблюдаются множество условий. И главное из них - высокая квалификация ведущего занятия педагога, знание им возрастных и половых особенностей детей и подростков, умение применять адекватные средства воспитания и обучения. Нередко эти условия не соблюдаются. Некоторые школьные администраторы полагают, что если у взрослого человека есть спортивный разряд - то это достаточная квалификация для того, чтобы работать детским тренером в обычной школе. На самом деле это совершенно не так. Наличие спортивного разряда означает лишь то, что этот человек достиг определенного уровня спортивной подготовки, но вовсе не то, что он знает, как надо работать с детьми. Даже наличие общего педагогического образования не может дать настоящей гарантии качества, так как только выпускник физкультурного вуза изучал в студенческие годы основы спортивной физиологии, морфологии, антропологии, психологии, теорию и методику тренировки и другие дисциплины, без которых грамотный тренировочный режим построить невозможно.
В современной российской школе только 4-5 % детей занимаются в спортивных секциях, по этой причине их роль в формировании здорового образа жизни учащихся сегодня весьма ограниченна.
Оздоровительные задачи урочных и внеурочных форм физического воспитания и способы их решения
Сколь бы ни был широк арсенал двигательных действий, которые осваивает ребенок за время обучения в школе, какова бы ни была организационная форма занятий, во всех случаях организованная двигательная активность решает комплекс задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактику определенного круга заболеваний, Важнейшие из этих задач и основные способы их решения представлены в таблице 2.
Эти задачи традиционно решаются в рамках урока физической культуры, а также - при правильной постановке дела - в рамках секционных занятий избранным видом спорта. Корректность и адекватность методов решения этих задач может служить критерием доброкачественности организации рационального двигательного режима школьника. Рациональным может быть назван такой двигательный режим, который наряду со специфическими задачами физкультурно-спортивной подготовки, обеспечивает решение перечисленных в таблице оздоровительных задач.
Оздоровительные задачи и способы их решения


п/п
Оздоровительная задача
Способы решения

1
Профилактика
гипокинезии
Нормализация двигательного режима за счет увеличения объема динамических физических нагрузок

2
Профилактика
нарушений осанки
Использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника и мышц свода стопы

3
Профилактика травматизма
Обучение технике выполнения физических упражнений и правилам техники безопасности во время занятий физическими упражнениями

4
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний
Тренировка аэробного и анаэробного характера, направленная на повышение адаптационных возможностей вегетативных систем организма

5
Профилактика простудных заболеваний
Использование в занятиях физическими упражнениями водных процедур и других компонентов закаливания

6
Основы безопасности жизнедеятельности
Обучение двигательным действиям прикладного характера, позволяющее использовать полученные знания и практический опыт в реальных жизненных ситуациях


15