Рабочая программа элективного курса по технологии «Портной-модельер» (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26



УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №26
____________М.В.Корягина
___________________2013г.
________________________







Рабочая программа элективного курса
по технологии «Портной-модельер»
для 9а,б классов
2013/2014 учебный год










Учитель Скоморохова Л.В.






РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Зам. директора по УВР
естественно-технического _______ Л.А. Симашина
цикла ______________ 2013 г.
Протокол от_______2013г.
№____Председатель ШМО
____________Н.В.Власова
Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса составлена на основе примерной программы элективных курсов по технологии Барылкина Л. П., Соколова С. Е. Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/ Сост. Л. П. Барылкина, С. Е. Соколова. -  М.: 5 за знания, 2006. -208 с.

Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 17

Элективный курс «Портной - модельер» предусмотрен для учащихся 9 классов и учитывает возможность продолжения изучения предмета технология в 10-11классах, а также направлен на формирование у учащихся компетенции в области современного швейного производства. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Цели курса:
ознакомление и дополнение содержания курса по технологии изготовления одежды, ее дизайну, отделке одежды и интерьера дома, конструированию и моделированию;
подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;
создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной деятельности.
Задачи курса:
на основании требований Государственного образовательного стандарта при изучении курса использовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы;
формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях;
воспитание трудолюбия, предприимчивости, ответственности у учащихся;
овладение учащимися трудовыми навыками, позволяющими самостоятельно изготавливать швейные изделия;
продолжить технологию творчества и формирование компетенций для выполнения различных технологических операций;
ознакомление с историей моды и основами современного дизайна, отделки одежды и интерьера дома;
помочь подростку на элективных курсах выявить способности и талант и направить его в нужное русло по выбору професси.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Программа разработана в соответствии требованиям Государственного стандарта по технологии. Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
В настоящее время изменились требования к жизни, ученик должен вписаться в эту жизнь. В рыночной системе учащийся отвечает сам за себя. Он сам должен находить себе работу, развязывать сложные жизненные и социальные узлы.
Навязывать человеку нельзя, то, что он не хочет или хочет, но не может. Должно быть призвание, пригодность человека к той или другой деятельности. Учащийся должен быть в гармонии со своими способностями к развитию самостоятельности. 
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся и углубляют знания о
При изучении раздела «Интерьер нашего дома» разрабатывают различные идеи, которые помогут украсить дом, а при изучении темы«История моды и закономерности ее развития» учащиеся учатся прогнозировать моду, знакомятся с методами творчества, применяемыми при проектировании одежды, знаменитыми Кутюрье.
Новизна программы заключается в расширении предметных компетенций по технологии за счет изучения разделов, активизирующих творческие способности учащихся за счет самостоятельного подбора цветовых и композиционных решений.
Понятие стиля и пластики в одежде изучается в разделе « Основы художественного проектирования одежды» где учащиеся создают свой авторский стиль, художественный образ. классификации одежды, знакомятся с понятиями цветовой гаммы.
При определении содержания программы элективного курса учитывались знания учащихся, полученные на уроках технологии в 5–8-х классах. Поэтому, в целях положительной мотивации обучения на планируемом профиле, особая роль в программе отводится углублению отдельных тем раздела «Технология обработки ткани» программы Технология («Конструирование швейных изделий», «Моделирование одежды», «Материаловедение», «Элементы машиноведения»).
Содержание программы предполагает обеспечение условий, которые должны повлиять на развитие творческих способностей и возможностей учащихся.
Курс выстроен таким образом, чтобы не только дать сумму знаний и умений, но и выработать, развить самостоятельность в принятии решений, инициативность, желание углублять и совершенствовать свои знания.
Изучение курса заканчивается изготовлением творческого проекта и его защитой.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- ассортиментные группы одежды в зависимости от назначения;
- особенности моделирования одежды разных возрастных групп;
- основные правила подбора цветового решения в одежде;
- основные правила отделки интерьера дома;
- общие сведения об истории моды;
- понятие стиля в одежде;
- правила организации рабочего места и трудового процесса;
- правила и приемы безопасного труда при выполнении ручных, машинных и влажно- тепловых работ.
Учащиеся должны уметь:
- подбирать одежду для разных возрастных групп;
- гармонично подбирать цветовые сочетания;
- подбирать материалы, декоративные отделки;
- выполнять отделочные работы;
- выполнять изделия украшающие интерьер;
- проектировать изделия, комплекты, ансамбли;
- правильно организовывать рабочее место и трудовой процесс;
- использовать безопасные приемы работы со швейными инструментами и оборудованием.

Предполагаемые результаты:
1.Поддержание мотивации обучающихся к изучению предмета технологии.
2. Расширение круга знаний и умений учащихся по тематике данного курса.
3.Ознакомление учащихся с многообразием мира профессий.
4. Обогащение их жизненного опыта, позволяющего применять полученные знания и умения на практике, в повседневной жизни.

Основные формы организации занятий:
 - лабораторно-практические работы;
 - семинарские занятия с элементами лекций;
 - урок-презентация;
- тестирование;
- экспресс-маркетинг; - проектная деятельность.
Методы и приемы обучения
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. Предполагается также использование таких методов обучения, как рассказ, объяснение, беседа, проблемное изложение учебного материала, организация поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблемных ситуаций, демонстрация объектов и процессов труда.
Средства обучения рассматриваются как источник получения знаний, формирование умений и навыков. В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы изделий.
Применение информационных технологий при выполнении проектов, графических редакторов для презентации и выполнения дизайн-проектов (слайд-шоу).

Виды используемого контроля: текущий, периодический, итоговый.
Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения.
Выполнение учащимися практической работы на текущих занятиях позволяет проверять и оценивать результаты данного урока.
Периодический контроль помогает установить степень усвоения материала по определенному разделу программы курса. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме защиты проекта.
Оценивание результатов производится по выполнению учащимися практических работ и дизайн-проектов по пятибальной системе.
Основными критериями оценивания работ являются: новизна, оригинальность решения, аккуратность исполнения, качество работы, функциональность изделия, умение представить свой проект.

Учебно-тематический план


Наименование темы
Количество часов



Всего
Лекции
Практи-ческие занятия

1
Понятие ассортимента. Классификация одежды
1
0,5
0,5

2
Декоративные и отделочные материалы. Цвет и цветовые решения
3
1
2

3
Интерьер нашего дома
3
1
2

4
История моды и закономерности ее развития
1
1
-

5
"Большая мода" от кутюр, прет-а-порте. Знаменитые кутюрье
1
0,5
0,5

6
Основы художественного проектирования одежды
5
1,5
3,5

7
Учебный дизайн-проект
3
0,5
2,5


Всего:
17
6
11



Содержание тем

1. Понятие ассортимента. Классификация одежды
Определение понятий «одежда» и «костюм». Возникновение одежды. Определение некоторых понятий одежды. Ассортимент швейных изделий. Влияние моды на развитие костюма. Классификация современной одежды.
Творческий проект "Составление мини-коллекции ассортимента швейных изделий"

2. Декоративные и отделочные материалы. Цвет и цветовые решения
Знакомство с понятиями цветовой гаммы. Закономерности составления гармоничных сочетаний цветов. Свойства цветов и их использование в моделировании. Цвет в композиции одежды.
Виды современных отделок. Использование отделочных элементов в моделях по одной основе. Перегрузка композиции отделкой. Подбор ниток, декоративных отделок, материалов, фурнитуры для выполнения вышивки, аппликации. Практическое выполнение отделочных работ по выбору.
Тест "Что говорит о вас ваш любимый цвет?"
Мини-проект "Секретные приемы "авральной" неотразимости"Оформление вышивки и аппликации.
Экспресс-маркетинг. Маленькие хитрости: приемы умелого дизайна

3. Интерьер нашего дома
Понятие об интерьере. Современный интерьер. Украшение интерьера. Сведение о шитье постельного белья, занавесок, портьер, чехлов для подушек, покрывал. Интересные идеи, которые помогут украсить дом.
Практические работы (изготовление диванных подушек, штор, портьер, чехлов для подушек и других работ по выбору).
Экспресс-маркетинг. Сколько стоит приличный интерьер
Творческий проект "Декоративная подушка"
Творческий проект "Уютный дом своими руками"

4. История моды и закономерности ее развития
Возникновение одежды. Развитие производства готовой одежды и возникновение высокой моды. Закономерности развития моды. Прогнозирование моды. Методы творчества, применяемые при проектировании одежды.
Экспресс-маркетинг. Сколько стоит хороший женский костюм.

5. "Большая мода" от кутюр, прет-а-порте. Знаменитые кутюрье
Кто создает "Большую моду". Типы коллекций одежды. Проектирование единичных изделий, комплектов и ансамблей. Методы творчества, применяемые при проектировании одежды. Знаменитые кутюрье.
Творческий проект "Составление мини-коллекции от кутюр"

6. Основы художественного проектирования одежды
Стиль и мода в одежде. Современный стиль одежды. Индивидуальный стиль. Создание художественного образа. Комплектование костюма дополнительными аксессуарами, прической.
Краткие сведения о композиции одежды. Композиция костюма. Силуэт конструктивные и декоративные линии. Пропорции. Цвет и зрительные иллюзии в одежде. Понятие стиля в одежде (классический, спортивный, романтический, молодежный, фольклорный, Шанель, ретро, джинсовый).
Художественное оформление одежды.
Тест "Проводим тест и узнаем свой стиль"
Экспресс-маркетинг. Фасоны, в которых ваша фигура будет выглядеть идеально
Мини-проект "Композиция костюма в эскизах"Принципы моделирования.
Практическая работа: "Разработка нового фасона, создание и изменение выкроек нанесением конструктивных и фасонных линий, дополнительных деталей и отделок"
Мини-проект "Создание рационального гардероба"

7. Учебный дизайн-проект
Выбор объекта проекта и его выполнение. Этапы разработки и изготовления творческого проекта. Мини-маркетинговые исследования. Выполнение технологических операций, с самоконтролем своей деятельности. Экономическое обоснование и экологическая оценка проекта. Защита творческого проекта.

Методическое обеспечение курса

Нормативные документы:
Примерные программы элективных курсов по технологии Барылкина Л. П., Соколова С. Е. Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/ Сост. Л. П. Барылкина, С. Е. Соколова. -  М.: 5 за знания, 2006. -208 с.
Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие /Сост.: Л. Н. Бобровская, Т. В. Озерова,
Е. А.Сапрыкина. – М.: Издательство «Глобус», 2008.
Настольная книга учителя технологии: справ.-метод. пособие / сост. А.В.Марченко. - М.: Астрель, 2005.
Методическая литература для учителя:
методические пособия:
Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности /авт.-сост. О.А. Нессонова и др. Волгоград: "Учитель",2009.
Обучение технологии в средней школе 5-11 классы, Л.В.Байбородова. - М.: 2004.
Барылкина Л.П. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 классы. – М.: 5 за знаниями, 2006.
Бобровская Л.Н. Технология 10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.
Карачевцева Л.Д. Технология 5-9 классы. Дополнительные и занимательные материалы. – Волгоград: Учитель,2009.
Нессонова О.А. Технология 5-9.Организация проектной деятельности. Волгоград: Учитель, 2009.
Криксунова И. Наденьте это немедленно! Книга-тренинг. - М.: АСТ:ХРАНИТЕЛЬ; Спб,: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - (Школа успеха).
дополнительная литература:
Учебное пособие Основы швейного производства" под ред. А.Т.Трухановой. - М.: изд. "Просвещение", 1989.
Учебное пособие "Обработка тканей" под ред. Л.В.Мельниковой. - М.: изд. "Просвещение", 1987.
Каминская Н.М. История костюма: Учебное пособие для техникумов. - М.: Легпромбытиздат, 1986.
Литвинова Л.М., Леонидова И.С., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. - М.: "Легкая индустрия", 1972.
Технология. Уроки с использованием ИКТ. Внеклассные мероприятия 5-9 классы, Л.В.Боброва. - Волгоград: Учитель, 2009.
Технология 5-11классы. Предметные недели в школе, Е.Д.Володина, - Волгоград: Учитель, 2009.
Основы технологии швейного производства / А.Т.Труханова. - М.: Высшая школа, 1987.
Литература для учащихся:
Мельникова Л.В. Обработка тканей 9-10 классы. – М.: Просвещение,1986.
Труханова А.Т. Технология женской и детской одежды. – М.: высшая школа, 2005.
Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 7-9кл.– М.: Просвещение, 2003

Оборудование:
машины, инструменты и приспособления для работы с тканью:
Швейные машины с электрическим приводом Brother, Astralux,
Промышленные универсальные швейные машины 97-А кл. ОЗЛМ
Бытовой оверлок,
Шпульки, иглы, лапки к швейным машинам,
Комплект ножниц для работы с тканью,
Нитки швейные – в ассортименте,
Сантиметровые ленты, масштабные линейки, угольники, лекала,
Иглы для ручных работ, булавки, наперстки,
Гладильная доска, электрический утюг,
Модель учебного манекена,

Наглядные материалы:
учебные таблицы:
Серия "Технология обработки швейных изделий";
Серия " Конструирование и моделирование одежды";
коллекция по материаловедению:
Коллекция натуральных волокон растительного и животного происхождения;
Коллекция тканей из химических волокон;

Раздаточный материал:
Журналы периодической печати:
Серия "Бурда". - М.: Издательский дом "Бурда".;

Дидактический материал для дополнительной работы по темам:
диски CD по темам:
Швейные машины фирмы Brother;
Вышивальные швейные машины;
Выкройки под ключ;
Современная вышивка крестом;



































Пояснительная записка
Содействие профессиональному самоопределению учащихся всегда составляло одну из важнейших задач образования. Профессиональная ориентация приобретает особое значение в условиях профильного обучения, так как одной из главных причин создания профильной школы является необходимость осознанного выбора учащимися будущей профессии. В связи с этим особенно актуальным становится расширение возможностей социализации учащихся, создание условий для их практической ориентации в особенностях будущей профессиональной деятельности.
Настоящая программа предназначена для профильного обучения учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа.
Основной целью курса является ознакомить учащихся с историей развития костюма и моды, дать представление о современном интерьере дома, обучить приемам художественного оформления одежды, повысить творческий потенциал учащихся, а также создать оптимальные условия для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
В соответствии с данной целью в программу курса включена информация, способная вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющая для них несомненную ценность вне зависимости от выбора профессии.
Цель достигается посредством выполнения следующих задач:
- познакомить учащихся с историей развития костюма, моды и стиля;
- ознакомить с источником творчества – народной вышивкой в России;
- применять декоративные и отделочные материалы для художественного оформления одежды;
- овладевать общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для изготовления штор, портьер, чехлов для подушек;
- развивать познавательный интерес, творческие способности;
- развивать способность применять полученные знания в новых социально-экономических условиях;
- воспитывать трудолюбие, предприимчивость, усидчивость;
- воспитывать культуру труда;
- воспитывать художественный вкус.
В результате прохождения курса учащиеся должны знать:
- историю костюма и закономерности его развития;
- ассортиментные группы одежды в зависимости от назначения;
- понятие стиля в одежде;
- свойства цветов и их использование в моделировании;
- виды современных отделок;
- искусство народной вышивки в России;
- основные правила отделки интерьера дома;
- правила и приемы безопасного труда при выполнении ручных, машинных и влажно-тепловых работ.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- гармонично подбирать цветовые сочетания;
- выбирать индивидуальный стиль;
- подбирать материалы, декоративные отделки;
- выполнять изделия украшающие интерьер;
- изготавливать изделия, соблюдая технологическую последовательность;
- правильно организовывать рабочее место и трудовой процесс;
- использовать безопасные приемы работы со швейными инструментами и оборудованием.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. В процессе обучения используются такие формы проведения занятий, как рассказ, объяснение, беседа с элементами визуализации. Для реализации содержания обучения основные теоретические положения дополняются и закрепляются практическими занятиями, продуктивного, творческого характера, чтобы учащиеся на практике, в конкретных жизненных ситуациях могли применять полученные знания.
Средства обучения рассматриваются как источник получения знаний, формирования умений и навыков.
Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения.

Тематическое планирование


Наименование темы
Количество часов



Всего
Лекции
Практические
занятия

1
Одежда и костюм. Классификация одежды
3
3
-

2
История костюма от Античности до наших дней
6
6
-

3
Закономерности развития моды. «Большая» мода от кутюр, прет-а-порте. Знаменитые кутюрье
3
3
-

4
Основы художественного оформления одежды
8
6
2

5
Декоративные и отделочные материалы. Цвет и цветовые решения
6
3
3

6
Интерьер нашего дома
5
2
3

7
Учебный дизайн-проект
3
1
2


Итого:
34
24
10


Содержание тем
Одежда и костюм. Классификация одежды
Определение понятий «одежда» и «костюм». Возникновение одежды. Определение некоторых понятий одежды. Основные виды одежды первобытного общества. Влияние стиля и моды на развитие костюма. Классификация современной одежды.
История костюма от Античности до наших дней
От Античности до наших дней. Костюм Древнего мира: Египта, Греции, Рима, Византии. Западноевропейский костюм V-XX вв.: костюм периода Средневековья, костюм эпохи Возрождения, костюм XVII века, костюм XVIII века, костюм XIX века. Европейский костюм XX в. (1900-1970гг.): костюм начала XX века, Одежда второй половины XX века. Русский костюм. Тайны русского сарафана.
Закономерности развития моды. «Большая мода» от кутюр, прет-а-порте. Знаменитые кутюрье
Развитие производства готовой одежды и возникновение высокой моды. Закономерности развития моды. Прогнозирование моды. Методы творчества, применяемые при проектировании одежды. Типы коллекций одежды. Проектирование единичных изделий, комплектов и ансамблей. Кто создает «Большую моду». Знаменитые кутюрье.
Основы художественного оформления одежды
Стиль и мода в одежде. Стили характеризующие исторические эпохи: древнегреческий стиль, готический, стиль эпохи Возрождения (Ренессанс), стиль барокко, рококо, классицизм (конец XVIII в.), стиль ампир(XIX в.), романтизм (XIX в.), стиль модерн (конец XIX нач. XX в.). Современный стиль одежды.
Краткие сведения о композиции одежды. Композиция костюма. Силуэт конструктивные и декоративные линии. Пропорции. Цвет и зрительные иллюзии в одежде. Понятие стиля в одежде (классический, спортивный, романтический, молодежный, фольклорный, Шанель, ретро, джинсовый).
Работа над формой отдельных частей одежды (наколка на манекене и фигуре). Рукава. Историческая справка. Воротники («мельничный жернов», «жабо» и «козырь»). Индивидуальный стиль. Создание художественного образа.
Декоративные и отделочные материалы. Цвет и цветовые решения
Знакомство с понятиями цветовой гаммы. Закономерности составления гармоничных сочетаний цветов. Свойства цветов и их использование в моделировании.
Виды современных отделок. Использование отделочных элементов в моделях по одной основе. Перегрузка композиции отделкой. Народная вышивка в России. Золотое шитье. Шитье жемчугом, бисером, перламутром, камнями. Подбор ниток, декоративных отделок, материалов, фурнитуры для выполнения вышивки, аппликации. Практическое выполнение отделочных работ по выбору.

Интерьер нашего дома
Понятие об интерьере. Современный интерьер. Сведение о шитье постельного белья, занавесок, портьер, чехлов для подушек, покрывал. Интересные идеи, которые помогут украсить дом. Практические работы (изготовление диванных подушек, штор, портьер, чехлов для подушек и других работ по выбору).
Учебный дизайн-проект
Выбор объекта проекта и его выполнение.

Литература
Для учителя
Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс /Сост. Л. П. Барылкина, С. Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006.
Технология 10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие /Сост.: Л. Н. Бобровская, Т. В. Озерова,
Е. А.Сапрыкина. – М.: Издательство «Глобус», 2008.
Технология. 5-9 классы: дополнительные и занимательные материалы /авт.-сост. Л.Д. Карачевцева, О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель,2009.
Нессонова О.А. Технология 5-9.Организация проектной деятельности. Волгоград: Учитель, 2009.
Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
Мода: мини-энциклопедия /Ж.-Л. Бессон; Пер с фр. Е. Батыревой. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002.
Каминская Н.М. История костюма: Учебное пособие для техникумов. – М.: Легпромбытиздат, 1986.
Литвинова Л. М., Леонидова И.С., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. – М.: «Легкая индустрия», 1972.
Журналы: «Бурда», «Шторы», «Валентина», «Золушка», «Лена» и буклеты.
Для учащихся
Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды: Учебник. – М.: Высшая школа, 2005.
Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб. для 7-9кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2003.
Труханова А. Т. и др. Основы швейного производства: Проб. учеб. пособие для учащихся 8-9кл. сред. шк. /А.Т.Труханова. В.В. Исаев, Е. В. Рейнова – М.: Просвещение, 1989.
Мельникова Л.В. и др. Обработка тканей: Учеб. пособие для учащихся 9-10 кл. сред. общеобразоват. шк. / Л.В. Мельникова, М. Е. Короткова, Н. П. Земганно. – М.: Просвещение,1986.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




ђ Заголовок 215