Конспект урока на тему Биологические полимеры. Нуклеиновые кислоты


Конспект урока.
Тема: Биологические полимеры. Нуклеиновые кислоты.
Задачи:
Сформировать знания об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе;
Охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров;
Раскрыть механизм комплементарности, сформировать умения схематически изображать этот процесс.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Средства обучения: пространственная модель ДНК, карточки с заданиями, задачи, компьютер.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний об органических веществах клетки.
На предыдущих уроках мы изучали химический состав клетки, т. е. какие вещества входят в состав клетки, их строение, функции, значение. Для того чтобы проверить, как вы усвоили материал, я предлагаю вам выполнить следующую работу.
Вам необходимо из лепестков ромашки, на которых написано свойство или функция, составить характеристику вещества входящего в состав клетки. Представитель от команды должен объяснить, почему вы взяли именно этот «лепесток».
1 команда-белки.
2-команда-жиры и липоиды.
3 команда-углеводы.
Учащиеся отвечают, поясняя свой выбор.
Изучение нового материала.
-А сейчас посмотрим на доску, скажите какое название вещества вам незнакомо?
Учащиеся отвечают.
Задачи нашего урока познакомиться со структурой и функцией нуклеиновых кислот, узнать какую роль они играют в живой природе.
-Термин «нуклеин» (от лат. «Nucleus»)- ядро.Нуклеин впервые был выделен швейцарским биохимиком И.Ф. Мишером в 1868 г из ядер лейкоцитов, полученных из гноя. Позже (1868) он провёл элементарный химический анализ нуклеина из сперматозоидов лосося и установил его кислотные свойства.
Термин «нуклеиновая кислота» был введён 1899.
Нуклеиновые кислоты- это биополимеры, состоящие из мономеров называемых нуклеотидами.
(Опираясь на таблицу-незаполненную).
Нуклеиновые кислоты -характеризуются :
Видом –их 2 типа дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК)
Локализацией в клетке, т.е где они находятся.
Строением нуклеотида, а он состоит из углевода, азотистого основания и остатка фосфорной кислоты.
Числом цепочек.
Функциями.
Прочитав статью в учебнике на странице 106 и 109 вам необходимо заполнить таблицу.
Учащиеся заполняют таблицу в тетради.
Виды нуклеиновых кислот Локализация в клетке Нуклеотиды Число цепочек функция
углевод Азотистое основание Остаток фосфорной кислоты ДНК Ядро, митохондрии,
Хлоропласты ДезоксирибозаАденинГуанин
ЦитозинТимин Остаток Две Хранение и передача наследственной информации
РНК Ядро, рибосомы, цитоплазма, митохондрии, хлоропласты рибоза АденинГуанин
Цитозин
урацилостаток одна И-РНК и т-РНК принимают участие в синтезе белка, р-РНК входит в состав рибосом

-Если посмотреть на модель ДНК, которую создали Д. Уотсон и Ф. Крик в 1953 г., то увидим, что каждая цепь соединена между собой.
Объединяются две цепи в единую молекулу при помощи водородных связей, возникающих между азотистым основанием разных цепей, т.е. азотистому основанию Аденин по принцыпу комплементарности соответствует азотистое основание Тимин, Гуанину соответствует Цитозин.
А-Т
Г-Ц
Комплементарность-способность к избирательному соединению нуклеотидов.
А в и-РНК, которая строится комплементарно одной из нитей ДНК , будет выглядеть так: А-У Г-Ц.
Выполним задание в тетради, а один ученик у доски.
Задача. Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующий состав : -А-А-А-Т-Т-Ц-Ц-Г-Г-Г. Достройте вторую цепь.
А сейчас я раздам задачи и вы самостоятельно должны решить их.
Ключ к задачам написан на доске».
Закрепление знаний по теме.
Давайте обратимся к таблице и составим рассказ о нуклеиновых кислотах.
Домашнее задание.
П.3.2.4 до генетического кода. Решить задачу.