Рабочая программа по русскому языку ( составлена на основе программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов, Москва, «Дрофа»


МКОУ « Песковская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО
Протокол №_________ «___» __________ 2016 г.
Руководитель МО
___________ Аксёнова Л.М.
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР
____________ В.М.Игнатова
«_____» ___________ 2016

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________ Е.А.Селиванова
Приказ № _____ от _______2016
Рабочая программа по предмету «Русский язык»
175 часов
7 класс
(УМК М.М.Разумовской)
Программу составила
Аксенова Л.М, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Песковская средняя общеобразовательная школа»
(высшая квалификационная категория)
2016 год
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии с нормативной базой преподавания предмета:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный компонент государственного стандарта  основного  общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2016-2017 учебный год;
- Учебный план МКОУ «Песковская СОШ» на 2016 – 2017 учебный год.
Программой, на основе которой разработана рабочая программа:
программа  разработана  на  основе  Программы  для общеобразовательных  учреждений «Русский  язык  5-9 классы». Авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов, Москва, «Дрофа»,
Соответствует положениям государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предполагает на изучение предмета – 4 часа в неделю, 140 часов в год (при 35 неделях). Настоящая программа рассчитана на 175 часов, из них на развитие речи - 33 часа.
Ориентирована на использование учебника:
М.М.Разумовская и др. Русский язык. 7 кл.: учебник / М.М.Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 317, [3]с.: ил., 8л. цв.вкл..
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Сроки реализации:
2016-2017 учебный год, в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 175 часов в год (5 час в неделю). В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
II. Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
III. Планируемые результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VII класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.В результате изучения русского языка ученик должен:
Знать определения основных изученных явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
Овладеть следующими умениями и навыками: производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе ;соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
           В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.
 
 
IV. Содержание программы
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевая деятельность
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
 
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ языковой и лингвистической (языковедческой) КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).
Морфемика (состав слова) и словообразование
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Грамматика
Морфология
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.
Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз )Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Синтаксис
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. (Повторение)
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Правописание гласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
-н- и –нн- в словах разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Пунктуация
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном.
 
 
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Язык и культура
Русский речевой этикет.
Изменяется ли язык с течением времени.
V.Тематический план
 
Содержание Количество часов Количество контрольных работ Развитие речи
О языке 1 Речь 42 Закрепление и углубление  изученного в 6 классе:
Фонетика, орфоэпия, графика
Словообразование
Правописание: орфография и пунктуация
25
1
1 ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфология. Орфография
Наречие
25 1
Служебные части речи:
Самостоятельные и служебные части речи
Предлог
Союз
Частица
44
10
12
22
4 1
1
1
1
1
2
4
6
2
Междометия и звукоподражательные слова 4 1 2
Трудные случаи разграничения языковых явлений 10 1 4
Резервные часы 19 Резерв 5 Итого 175 10 42
VII.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7класса.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Русский язык: учебник  для 7 класса общеобразовательных  учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.  – Дрофа, 2014.
2.Словари и справочники:
1)Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2)Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3)М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4)Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
5) Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
6)Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
7)Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
8)Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.АлександроваУчебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1.Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
2.Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
3.Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999
4.Ларионова  Л.Г. Сборник упражнений   по  орфографии.   7  класс.   Книга  для  учителя.-М:Просвещение,2001
5.Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов., Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.
 
 
 
 
 
 
 
 Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе
№ урока Дата проведения Тема урока, тип урока
Элементы
содержания Требования к уровню подготовки.
УУД Виды контроля, формы самостоятельной работы Межпредметные связи, наглядность, компьютерное сопровождение Повторение Домашнее задание
план факт 1 четверть (40 часов)
О языке (2 ч)
1. Изменяется ли язык с течением времени. §1 Комбинированный Знакомство с учебником русского языка для 7 класса
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени. Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» Основная мысль текста. ЗСП№1.
2 Этимология как раздел о языке§1 Комбинированный Этимология как раздел лингвистики. Этимологические словари. Порядок этимологического разбора. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики
Уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слова Работа с текстом, этимологиче-ским словарем; этимологиче-ский анализ слова как текст Упр.5
Язык и речь. Правописание. Культура речи. Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах
3-4 Р/р. Что мы знаем о стилях речи. §2
Повторительно-обобщающий Повторение и обобщение изученного о стилях. Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.ВинокураУметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану. Высказывание научного стиля.
Стилистический разбор небольшого текста
Рассказ об ученом- лингвисте Словарно-орфографическая работа Стили речи. Переносное значение. Упр.14(у),13
5 Р/р Что мы знаем о типах речи? §3 Повторительно-обобщающий
Повторить сведения о речи, её типах, тексте; формировать умение определять основные характеристики текста; формировать интерес к тексту как единице языка. Уметь правильно определять тип речи, строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем Работа со схемами. Их чтение. Упр.17
6,7,8,9 Фонетика и орфоэпия. Понятие о звукописи.§4 Повторительно-обобщающий Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8
Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма.
Звукопись. Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком. Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа. Фонетический анализ небольшого текста
Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант.
Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс). Индивидуальное задание
Упр.21
Упр.28
Упр.34
Упр.40
10 Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Разбор слова по составу. §5
Повторительно-обобщающий
Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. Знать способы образования
слов с помощью морфем.
Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком.
Словарный диктант по упр.51 схема Морфемы. Части речи. Орфограммы в корнях и приставках. Сложные слова. Сложносокращённые слова. Упр.45,51(у)
11 Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Словообразовательная цепочка
Повторительно-обобщающий Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразовательных цепочек, восстановление их звеньев. схема Морфемы. Части речи. Орфограммы в корнях и приставках. Сложные слова. Сложносокращённые слова. ЗСП-2
12-13 Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования
Повторительно-обобщающий
Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразовательных цепочек, восстановление их звеньев. схема Морфемы. Части речи. Орфограммы в корнях и приставках. Сложные слова. Сложносокращённые слова. Упр.72
14 Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.
Урок-игра Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. схема Морфемы. Части речи. Орфограммы в корнях и приставках. Сложные слова. Сложносокращённые слова. Упр.77
15 Р/р. Способы связи предложений в тексте. §6 Урок развития речи Повторение и обобщение изученного материала о тексте,
его теме, основной мысли.
Способы и средства связи предложений в тексте.
Знать средства связи и способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. Уметь
составлять небольшие тексты с последовательной связью. Аналитическая работа с текстом Последовательная, параллельная связь, синтаксический разбор предложения ЗСП-3
16 Контрольная работа по словообразованию и фонетике.№1 Задания по фонетике и словообразованию. Уметь делать фонетический, словообразовательныйморфемный разбор. Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии Повторить ЗСП-1,2,3
17 Правописание: орфография и пунктуация. §7 Повторительно-обобщающий Повторение вопросов правописания, повторение понятий терминов «орфография», «пунктуация», «орфограмма», «правописание», «знаки препинания»; учить различать дефис и тире по изображению на письме и по существу. Знать орфограммы и знаки
препинания, изученные в 5-6 классах
Уметь выполнять задание
на изученные правила орфографии и
пунктуации Словарный диктант Упр.84
18-19 Р /р.Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №81
Урок развития речи Подготовка к письменному изложению.
Проверка умения полно, подробно излагать текст, уровня орфографической и пунктуационной подготовки. Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №81 с.35 20-21 Правописание: орфография и пунктуация. Разделительные Ъ и Ь. §7 Повторительно-обобщающий Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка Владеть орфографическим словарем. Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. Объяснительный диктант Упр.89,90 Упр.94,95
22 Р/р. Публицистический стиль речи. §10 Урок развития речи Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты. Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте.
Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах.
Анализ текстов публицистического стиля. Стиль речи, тип речи Упр.191
23 Правописание: орфография и пунктуация. Буквы О и Ё после шипящих и Ц. §7 Повторительно-обобщающий Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы Упр.99
24-25 Правописание: орфография и пунктуация. Правописание приставок. §7 Повторительно-обобщающий Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор. Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками. Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы.
Распределительный диктант с взаимопроверкой.. Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст. Морфемный разбор 104 (2)
ЗСП-4
26-27 Правописание: орфография и пунктуация. Правописание корней слов. §7 Повторительно-обобщающий Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения. Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. Тематический тест. (15мин.)
Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. Упр.112(у)
Упр.113 до конца
28-29 Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов. §7 Повторительно-обобщающий Правила написания
гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий.
Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами Лингвистиче-ский рассказ с использованием интерактивной таблицы. Тренировочные упражнения по алгоритму. Упр.119
30 Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий §7 Повторительно-обобщающий Повторить правила правописания суффиксов; закрепить навык с помощью упражнений тренировочного характера Знать: орфограммы правописания суффиксов существительных, прилагательных, причастий.
Уметь: правильно выделять суффиксы в причастиях и прилагательных Списывание текста Иллюстрации в учебнике Причастный оборот Упр.127 до конца Упр.128 зад.2-5
31 Контрольный диктант по теме «Правописание корней, приставок, суффиксов» Проверка умения воспринимать текст на слух, безошибочно писать его под диктовку. Определить уровень знаний учащихся по повторенным темам Знать орфограммы, изученные в 5-6 классах, постановку знаков препинания Написание диктанта. Выполнение грамматических заданий. 32 Р/р. Языковые средства публицистического стиля речи. Работа над ошибками §10 Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты. Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте.
Сочинение миниатюра. Стиль речи. Тип речи. С.77 упр.193,195
33-34 Правописание: орфография и пунктуация. Правописание окончаний. §7 Повторительно-обобщающий Правила написания безударной гласной в
в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий,
применение их на письме Знать способ определения
написания окончаний слов разных частей речи.
Уметь свободно им пользоваться. Контрольное списывание Спряжение глаголов, глаголы-исключения Упр.132
Упр.134 до конца, ЗСП-5 (у)
35-37 Правописание: орфография и пунктуация. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. §7 Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм. Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные. Объяснительный диктант Части речи Упр.139
Упр.141 зад.2-4, 142(у)
Упр.144
38 Правописание: орфография и пунктуация. НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. §7 Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление. Словарный диктант Упр.148
39 Правописание: орфография и пунктуация. Употребление дефиса. §7 Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление. Лингвистический рассказ по таблице. Распределительный диктант.
Упр.152,
ЗСП-6
40 Резерв 2 четверть (38ч)
41 Р/р. Заметка в газету. §11
Обобщение знаний о публицистическом стиле; знакомство с одним из жанров – заметка в газету; обучение написанию сочинения данного жанра
Знать особенности публицистического стиля 42 Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация» Повторение изученного по теме. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Правописание: орфография и пунктуация» Знать изученные правила правописания и орфографии, уметь применять их при написании Объяснительный диктант Повторить правила, подготовиться к диктанту
43 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание: орфография и пунктуация»
Проверить усвоение правил слитного и раздельного
употребления не с разными частями речи, -Н- и –НН- в разных частях речи, правописания окончаний, суффиксов и приставок

Знать правила
слитного и раздельного
употребления не с разнымичастями речи, -Н- и –НН- в разных частях речи, правописание окончаний, суффиксов и приставок и уметь применять их при написании
Диктант «Картины Левитана», УМК, стр. 111 44-47 Словарное богатство русского языка. §8
Работа над ошибками Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала.
Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.УшаковаЗнать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.УшаковаСловарный диктант Лексика Упр.155
Упр.159
Упр.166
Упр.173,174
Упр.159
Упр.166
Упр.173,174
48 Развитие речи .Контрольная работа №3.Сочинение в форме заметки в газету (домашнее сочинение «Человек и природа в родном крае»).Урок развития речи Работа по упр.197 стр.80 Признаки публицистического стиля текста. Памятка «Как писать заметку в газету». Знать отличительные признаки заметки в газету Уметь создавать самостоятельно публицистический текст Написание черновика сочинения Написать сочинение
49-50 Грамматика: морфология и синтаксис. §9 Повторительно-обобщающий Работа по интерактивной таблице «Части речи» и схеме-таблице «Члены предложения» Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения. Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. Стиль и тип речи. Озаглавливание текста Упр.179
Упр.185, ЗСП-7
51 Контрольная работа №4 Диктант
по теме «Грамматика: морфология и синтаксис». Проверка навыков
правильного написания частей речи и разграничение частей речи и членов предложения. Уметь правильно писать части речи и разграничивать части речи и члены предложения. Диктант 52 Анализ контрольного диктанта Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками Уметь классифицировать
ошибки и производить пунктуационный
разбор предложения. Работа над ошибками Повторить ЗСП-4,5,6,7
Наречие 53 Какие слова являются наречиями. §12 Урок изучения нового материала Дать понятие о наречии; формировать умение отличать наречия от других частей речи, определять их синтаксическую роль. Знакомство с теоретическим материалом. Исследование текста с целью «узнавания» наречий. Знать общее грамматическое значение,
морфологические признаки и
синтаксическую роль наречий
Уметь находить наречия
в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, находить в тексте
слова-состояния Объяснительный диктант Сложное предложение. Деепричастный оборот. Упр.199
54 Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. §13 Урок изучения нового материала Научить отличать наречие от созвучных форм других частей речи; закрепить умения определять наречия в тексте. Сопоставление и различие наречий и омонимичных форм. Статья об А.Н. Гвоздеве. Знать общее грамматическое значение,
морфологические признаки и
синтаксическую роль наречий
Уметь находить наречия
в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, находить в тексте
слова-состояния Упр.202
55 Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. §13 Урок изучения нового материала Закрепить умения отличать наречие от созвучных форм других частей речи и определять наречия в тексте. Сопоставление и различие наречий и омонимичных форм. Знать общее грамматическое значение,
морфологические признаки и
синтаксическую роль наречий
Уметь находить наречия
в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, находить в тексте
слова-состояния тест Репродукция картины В.К. Нечитайло «Материнство» Упр.204
56 Разряды наречий по значению. §14 Урок изучения нового материала Закрепить умение определять наречие в предложении; определять разряды наречий по значению; введение понятия о категории состояния. Знать способы образования сравнительной
и превосходной степени наречия,
синтаксическую роль в предложении.
Уметь отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной
степени Объяснительный диктант. Употребление наречий. Паронимы. Фразеологизмы. Упр.206-2
57 Разряды наречий по значению. §14 Урок изучения нового материала Дать понятие о степенях сравнения наречий; формировать умение находить степени сравнения наречий, отличать эти формы от степеней сравнения имен прилагательных Знать способы образования сравнительной
и превосходной степени наречия,
синтаксическую роль в предложении.
Уметь отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной
степени Объяснительный диктант. Упр.212
58 Степени сравнения наречий. Словарный диктант. §15 Урок изучения нового материала Закрепление способов образования сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий; знакомство с порядком выполнения морфологического разбора наречия Знать способы образования сравнительной
и превосходной степени наречия,
синтаксическую роль в предложении.
Уметь отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной
степени Объяснительный диктант. Упр.216
59 Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. §15 Урок изучения нового материала Обобщение знаний о морфологических особенностях наречий; формировать навык морфологического разбора наречий. Знать способы образования сравнительной
и превосходной степени наречия,
синтаксическую роль в предложении.
Уметь отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной
степени упр.220
60 Степени сравнения наречий. §15
Урок закрепления изученного Урок-игра, путешествие Обобщение знаний о морфологических особенностях наречий; формировать навык морфологического разбора наречий. Выполнение практических заданий в форме путешествия команд по «станциям»: нахождение в тексте наречий, образование степеней сравнения наречий, морфемный и морфологический разбор наречий, определение синтаксической роли наречий, употребление наречий-паронимов и наречий в составе фразеологизмов. Знать способы образования сравнительной
и превосходной степени наречия,
синтаксическую роль в предложении.
Уметь отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной
степени Тест, индивидуальные задания Упр.221
61 Словообразование наречий. §16
Урок изучения нового материала Чтение и анализ примеров на основные способы словообразования наречий. Морфемный анализ наречий. Знать морфологические способы
образования наречий
Уметь производить морфемный
разбор наречий; образовывать наречия
разными способами, определять
способы образования наречий Словарный диктант Упр.226
62 Словообразование наречий. §16
Урок закрепления изученного Морфемный анализ наречий. Составление словообразовательных цепочек. Рассуждения на лингвистические темы. Знать морфологические способы
образования наречий
Уметь производить морфемный
разбор наречий; образовывать наречия
разными способами, определять
способы образования наречий тест Упр.235
63 Словообразование наречий. §16
Урок закрепления изученного Морфемный анализ наречий. Составление словообразовательных цепочек. Рассуждения на лингвистические темы. Знать морфологические способы
образования наречий
Уметь производить морфемный
разбор наречий; образовывать наречия
разными способами, определять
способы образования наречий Сочинение-рассуждение Упр.243
64 Контрольная работа по теме «Наречие» № 5
Урок контроля знаний Выполнение заданий: определение разрядов наречий; определение способа образования наречий; нахождение в тексте наречий, степеней сравнения наречий, слов категории состояния; повторение синтаксической роли наречий. Знать морфологические способы
образования наречий
Уметь производить морфемный
разбор наречий; образовывать наречия
разными способами, определять
способы образования наречий 65 Правописание наречий, образованных от имён существительных. §17 Анализ выполнения контрольной работы. Обобщение материала в виде таблицы. Знакомство с содержанием рубрики «Возьмите на заметку!» Знать особенности написания наречий,
образованных от имен существительных
Уметь пользоваться орфографическим словарем Словарный диктант. Упр.245
66 Правописание наречий, образованных от имён существительных. §17 Формирование умения слитно-раздельного написания наречий; закрепление навыков определения наречий в тексте, их разрядов, способов образования. Словарный диктант. Упр.250
67 Правописание наречий на -о и -е. НЕ в наречиях на -о и -е. §18
Комбинированный Обобщение изученного о написании НЕ с разными частями речи. Практикум. Знать правила: "Написание букв о и ё после
шипящих на конце наречий", "Слитное и
раздельное написание НЕ с наречиями" Словарный диктант Упр.255
68 Правописание наречий на -о и -е. НЕ в наречиях на -о и -е. §18
Комбинированный Знакомство с правилом написания НЕ в наречиях на -о и –е; закрепление умения писать наречия слитно, раздельно; различать омонимичные формы. Знать правила: "Написание букв о и ё после
шипящих на конце наречий", "Слитное и
раздельное написание НЕ с наречиями" Словарный диктант Упр.257
69 Правописание наречий на -о и -е. Буквы Н, НН в наречиях на -о и –е. Урок изучения нового материала §18 Формирование навыка написания букв Н, НН в наречиях на -о и –е; закрепление умения различать написание букв Н, НН в суффиксах различных частей речи. Чтение правила. Письменная отработка написания букв Н, НН на основе словосочетаний и текстов. Разряды наречий. Знать правило "Н и НН в суффиксах наречий"
Уметь применять изученное правило Рассуждение на лингвистическую тему. Озаглавливание текста. Упр.260
70 Правописание наречий на -о и -е. Буквы Н, НН в наречиях на -о и –е. §18
Уроки закрепления изученного Формирование навыка написания букв Н, НН в наречиях на -о и –е; закрепление умения различать написание букв Н, НН в суффиксах различных частей речи. Чтение правила. Письменная отработка написания букв Н, НН на основе словосочетаний и текстов. Разряды наречий. Знать правило "Н и НН в суффиксах наречий"
Уметь применять изученное правило Объяснительный диктант Упр.264
71 Правописание наречий на -о и -е. буквы о, е в конце наречий после шипящих. §18 Уроки закрепления изученного Чтение правила. Письменная отработка написания букв о, е на основе словосочетаний и текстов Знать правила: "Написание букв о и ё после шипящих на конце наречий", тест Упр.264
72 Контрольный урок по теме «Наречие»
Урок контроля знаний Выполнение заданий Проверить уровень усвоенности материала по изученным орфограммам при написании наречий Знать орфограммы правописания наречий 73 Анализ контрольного диктанта Работа над ошибками. Практикум Уметь исправлять свои ошибки 74 Р/р. Рассуждение-размышление. §19 Чтение сведений о рассуждениях различного типа, пересказ текста. Работа с фрагментами текстов, представляющими разновидности рассуждения. Уметь выделять основную мысль текста, составлять план и пересказывать по нему Стиль речи. Языковые средства. Тип речи. Упр.270
75 Буквы о, а в конце наречий. §20 Урок изучения нового материала Изучение теоретического материала, выполнение упражнений Знать условия выбора написания о, а на конце наречий. Выучить правило, упр.276
76 Дефис в наречиях. §21
Урок изучения нового материала Образование наречий по образцу. Отличие наречий от омонимичных форм. Составление словосочетаний и предложений. Знать: словообразовательные приставки наречий, которые пишутся через дефис; знать правило дефисного написания наречий; уметь безошибочно писать наречия.
Уметь: находить в тексте примеры
дефисного написания наречия Проверочный диктант. Выучить правило, упр.279
77 Дефис в наречиях. §21
Урок закрепления изученного Образование наречий по образцу. Отличие наречий от омонимичных форм. Составление словосочетаний и предложений. Карточки Упр.284
78 Резерв 3 четверть
79 Не и ни в отрицательных наречиях.§22
Урок практикум Выполнение упражнений Знать способы образования  отрицательных
наречий
Уметь осуществлять выбор НЕ и НИ в
наречиях тест Правило, упр.290
80 Р/р. Рассуждение-размышление. §19 Написание работы по данному началу с выполнением заданий к выбранному упражнению. Упр.273 Уметь самостоятельно писать рассуждение, сохраняя публицистический стиль Рассуждение. Сочинение-рассуждение миниатюра
81 Буква Ь на конце наречий после шипящих. §23
Урок практикум Выполнение упражнений Знать правила написания Ь после шипящих
в наречиях
Уметь применять данное правило Карточки Ь на конце глаголов, сущ.3скл. 82 Буква Ь на конце наречий после шипящих. §23
Урок практикум Выполнение упражнений Проверочный диктант. 83 Р/р. Описание состояния человека. §26
Урок развития речи. Рассуждение на лингвистическую тему. Поиск описания состояния человека в текстах упражнений. Знать, как строится типовой фрагмент текста со значением «описание состояния человека», какие языковые средства помогают передать состояние человека. «Новое» и «данное». Тип речи. Рассказ на лингвистическую тему. Упр.319
84 Употребление наречий в речи. §24
Урок изучения нового материала
Роль наречий в текстах разных стилей. Устное описание картины. Знать определительные и обстоятельственные наречия, понимать разницу между этими наречиями, употреблять наречия для связи слов в предложении Объяснительный диктант. Упр.294
85 Р/р. Описание состояния человека. §26
Урок развития речи. Рассуждение на лингвистическую тему. Поиск описания состояния человека в текстах упражнений. Знать, как строится типовой фрагмент текста со значением «описание состояния человека», какие языковые средства помогают передать состояние человека. «Новое» и «данное». Тип речи. Рассказ на лингвистическую тему. Упр.324
86 Употребление наречий в речи. Употребление наречий в поэтических текстах Урок закрепления изученного
Роль наречий в текстах разных стилей. Работа с текстами песен В. Высоцкого. Составление словосочетаний и предложений. Уметь распознавать наречия в тексте, определять их признаки, правильно употреблять наречия Комплексный анализ текста. Выписать стихотворный текст с наречиями
87-88 Р/р. Описание состояния человека. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» Написание сочинения по совместно составленному плану. Уметь описывать внешность и внутреннее состояние человека Сочинение 89 Произношение наречий. §25
Комбинированный Работа с орфоэпическим словарем. Тренировочные упражнения. Разбор наречия как части речи. Знать орфоэпические нормы наречий
Уметь пользоваться орфоэпическим словарем Объяснительный диктант. Упр.300
90 Произношение наречий. §25
Комбинированный
Работа с орфоэпическим словарем. Тренировочные упражнения. Разбор наречия как части речи. Знать орфоэпические нормы наречий
Уметь пользоваться орфоэпическим словарем Объяснительный диктант. Упр.310
91-92 Систематизация и повторение изученного по теме «Наречие»
Повторительно - обобщающий урок Повторение и систематизация изученного о наречии. Практикум. Творческое списывание. Знать правила правописания наречий и уметь применять их на практике Тест Индивидуальные задания
93-94 Р/р. Сжатое изложение с творческим заданием по упр.321
Урок развития речи Работа с текстом кпр.312, озаглавливание, составление плана Уметь составлять план, самостоятельно писать изложение. Изложение Повторить правила правописания наречий
95 Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» Написание текста, выполнение грамматических заданий Знать правила правописания наречий и уметь применять их на практике Диктант 96 Анализ письменных работ Работа над ошибками Уметь исправлять свои ошибки Служебные части речи
Предлог(6ч)
97 Служебные части речи. Предлог как часть речи. Разряды предлогов. §27
Урок изучения нового материала Изучение сведений о предлоге как служебной части речи; умение распознавать предлоги и характеризовать их.
Исследование языкового материала Знать морфологические признаки предлога
Уметь находить предлоги в тексте Словарный диктант. Упр328
98 Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Морфологический разбор предлога. §27
Урок закрепления изученного Закрепление сведений о предлоге как служебной части речи; формировать умение распознавать предлоги и характеризовать их. Знать производные и непроизводные,
простые и составные предлоги, порядок
морфологического разбора предлога,
условия слитного и раздельного написания
предлогов
Уметь находить предлоги в тексте Творческое задание.
Морфологический разбор предлога Упр337,328(у)
99 Р/р. Подготовка к написанию изложения «Поговорим о бабушках» Обучение написанию изложения, воспринятого на слух; проведение диагностики сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности; осуществление орфографического и пунктуационного контроля изученного. 100 Р/р. Написание изложения «Поговорим о бабушках» Изложение 101-102 Правописание предлогов. §28 Урок изучения нового материала Работа с тренировочными упражнениями параграфа Уметь правильно выбирать условия раздельного, слитного, дефисного написания предлогов; уметь правильно писать производные предлоги. Чтение и анализ текста. Размышление на лингвистическую тему. Упр.341
Упр.344
103-104 Употребление предлогов в речи. §29 Урок изучения нового материала Употребление существительных с предлогами. Устная работа по употреблению предлогов. Знать нормы употребления предлогов
в речи Озаглавливание. Тропы Транскрипция Упр.350,353
105 Р/р. Порядок слов в простой монологической речи. §30 Изучение теоретич. материала о порядке слов в предложении; формирование умения видеть расположение слов в предложении и тексте. Знать о прямом и обратном порядке слов
в предложении, термины "монологическая
речь"
Уметь определять порядок слов в
предложении Творческое задание Текст, предложение Упр.356
Союз(7 +2ч)
106-107 Союз как часть речи. Разряды союзов. §32 Урок изучения нового материала и закрепления Рассуждение на лингвистическую тему. Работа со схемами.
Изучение теоретического материала о союзе Знать о классификации союзов,
схему морфологического разбора союзов
Уметь находить союзы в тексте,
различать подчинительные и
сочинительные союзы Диктант с продолжением Упр.381(у),
380
108 Союз как часть речи. Разряды союзов. Морфологический разбор союза. §32 Рассуждение на лингвистическую тему. Работа со схемами. План морфологического разбора союза. Знать о классификации союзов,
схему морфологического разбора союзов
Уметь находить союзы в тексте,
различать подчинительные и
сочинительные союзы Творческое задание. Упр.396
109 Р/р. Порядок слов в простой спокойной монологической речи. §30 Изучение теоретич. материала о порядке слов в предложении; формирование умения видеть расположение слов в предложении и тексте. Знать о прямом и обратном порядке слов
в предложении, термины "монологическая
речь"
Уметь определять порядок слов в
предложении Составление вопросов Упр.369
110-111 Правописание союзов. §33 Исследование материала таблицы учебника. Изучение омонимичных норм. Практикум. Знать правописание союзов
Уметь отличать союзы и синонимичные
части речи Творческое задание. 112-113 Употребление союзов в простых и сложных предложениях. §34 Закрепление умения правильно писать союзы; правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях; определять роль союзов в предложениях. Знать синтаксическую и
текстообразующую роль союзов
Уметь употреблять сочинительные союзы
в простом и сложном предложениях;
употреблять подчинительные союзы
в сложном предложении Комплексный анализ текста. Рассказ на лингвистическую тему. Основная мысль текста. Упр.317.316.313. Упр.320.322(2),308.
114 Р/р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. §31 Изучение теоретич. материала об обратном порядке слов в предложении; формирование умения видеть расположение слов в предложении и тексте. Знать об обратном порядке слов
в предложении, термины "монологическая
речь"
Уметь определять порядок слов в
предложении Упр.369
115 Употребление союзов в простых и сложных предложениях. §34 Закрепление умения правильно писать союзы; правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях; определять роль союзов в предложениях. Знать синтаксическую и
текстообразующую роль союзов
Уметь употреблять сочинительные союзы
в простом и сложном предложениях;
употреблять подчинительные союзы
в сложном предложении Комплексный анализ текста. Рассказ на лингвистическую тему. Основная мысль текста. 116 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание предлогов и союзов» Проверить уровень усвоенности материала по изученным орфограммам при написании наречий Знать правописание союзов и предлогов Диктант 117 Анализ контрольного диктанта Выполнение работы над ошибками, выявление имеющихся у семиклассников пробелов в знаниях по повторенным темам путём совместной и индивидуальной работы над ошибками Уметь классифицировать свои ошибки, графически выделять орфограммы Частица()
118 Частица как часть речи. Разряды частиц. §36 Урок изучения нового материала Дать представление о частице как служебной части речи; формировать умение находить частицы и определять их разряд Знать синтаксическую и
текстообразующую роль частиц,
разряды частиц
Уметь находить частицы в тексте,
оценивать их выразительную роль Рассуждение на лингвистическую тему Упр.446
119 Частица как часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частицы. §36 Урок закрепления изученного Знакомство с планом морфологического разбора частицы; формировать умение находить частицы и определять их разряд Знать синтаксическую и
текстообразующую роль частиц,
разряды частиц
Уметь находить частицы в тексте,
оценивать их выразительную роль Морфологический разбор частицы Упр.452
120 Р/р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. §31 Изучение теоретич. материала об обратном порядке слов в предложении; формирование умения видеть расположение слов в предложении и тексте. Знать об обратном порядке слов
в предложении, термины "монологическая
речь"
Уметь определять порядок слов в
предложении Анализ текста
121 Р/р. Описание внешности человека. §35 Знакомство с описанием человека – деловым и художественным.Анализ фрагментов текстов, включающих описание внешности человека. Чтение и пересказ материала учебника. Знатьпризнаки текста и его
функционально-смысловых
типов; основные нормы русского
литературного языка (орфографическиеи пунктуационные).
Уметь
свободно излагать свои
мысли в письменной форме,
соблюдать нормы построения текста. Дополнение текста описанием внешности. Упр.432
122 Правописание частиц. §37
Урок изучения нового материала Дать сведения о правописании частиц бы, ли, же, -то, -ка, -таки Знать правило правописания частиц Упр.454
123-124 Правописание частиц. §37 Урок закрепления изученного Выполнение тренировочных упражнений Уметь грамотно писать частицы, определять их разряд Объяснительный диктант Упр.458, 465(2)
125 Р/р. Описание внешности человека. §35 Знакомство с описанием человека – деловым и художественным.Анализ фрагментов текстов, включающих описание внешности человека. Чтение и пересказ материала учебника. Знатьпризнаки текста и его
функционально-смысловых
типов; основные нормы русского
литературного языка (орфографическиеи пунктуационные).
Уметь определять тему, основную
мысль текста, функционально-смысловой
тип и стиль речи.
126-127 Правописание частиц не и ни. Дать сведения об употреблении на письме частиц не и ни; формировать умение грамотного написания частиц, определения их разряда. Уметь грамотно писать частицы, определять их разряд Упр.457,462
128 Р/р. Описание внешности человека. §35 Анализ фрагментов текстов, включающих описание внешности человека. Игра в портреты Уметь выявлять из текста «говорящие» детали внешности героев, использовать их при устном ответе, сочинять свои «говорящие» детали для создания портрета героя. Работа над репродукцией портрета И.С.Тургенева. Словесный портрет писателя. Составить словесный портрет любого писателя
129-130 Употребление частиц в речи. §38 Практикум. Сочинение-описание по репродукции картины И.И.Левитана «Берёзовая роща». Словесное описание берёзок на переднем плане. Уметь правильно употреблять частицы в тексте сочинения-описания Частицы в художественных текстах. Языковые средства выразительности. 131 Р/р. Описание внешности человека. §35 Формирование умения создавать словесный портрет, обращать внимание на те детали, которые позволяют предположить профессию человека, род занятий, его характер, настроение Уметь создавать словесный портрет, обращая внимание на те детали, которые позволяют предположить профессию человека, род занятий, его характер, настроение Словесное описание портретов героев репродукций картин А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина 132 Р/р. Написание сочинения-миниатюры «Человек, который мне нравится (не нравится)» Обучение написанию сочинения данного типа.
Рекомендации к упр.441, 442 133 Произношение предлогов, союзов, частиц. §39
Повторительно-обобщающий Фонетический, орфоэпический, морфологический разборы. Работа с орфоэпическим словариком. Составление предложений. Уметь правильно произносить предлоги, союзы, частицы Повторить раздел «Служебные части речи»
134 Контрольная работа по теме «Частица» Выполнение заданий 135 Резерв 4 четверть
136 Р/р. Характеристика человека. §42 Составление текста-характеристики. Выполнение заданий. Уметь анализировать тексты, создавать сжатую деловую характеристику на основе художественного текста Типы речи. Обратный порядок слов. Междометия и звукоподражательные слова 138-141 Междометия и звукоподражательные слова. §40 Дать понятие о междометиях и звукоподражательных словах формировать умение находить междометия в тексте, определять их синтаксическую роль Чтение теоретического материала, рассуждение на лингвистическую тему Объяснительный диктант Языковые средства упр.486,
с.227
Упр.498
Упр.501(4)
142 Р/р. Характеристика человека. §42 Чтение текстов и определение того, какие черты характера автора написанного можно увидеть за строчками Уметь создавать характеристику на примере самостоятельно составленной характеристики товарища Развернутые устные характеристики людей Письменная характеристика человека
Омонимия слов разных частей речи 143-145 Омонимия слов разных частей речи. §41 Выявление взаимосвязи слов различных частей речи Знать понятие омонимии,
слитное и раздельное
написание омонимов, принадлежащих
к разным частям речи
Уметь находить омонимы в тексте Комплексный анализ текста Упр.502, 508, 517
146 Р/р. Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» Обучение написанию текста данного типа, формирование умения выделять в тексте главное и второстепенное. Уметь выделять главное, составлять план, самостоятельно писать изложение Работа с текстом упр. 522 147 Р/р. Написание сжатого изложения по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» Повторение изученного в 7 классе
148-149 Фонетика. Орфоэпия. Повторительно-обобщающий Практикум. Орфоэпический и фонетический разборы, работа со словарями. Уметь правильно произносить слова изученных частей речи, производить орфоэпический и фонетический разборы, соотносить звуки и буквы. тест Упр.535,529
С.252
150-153 Состав слова и словообразование Повторительно-обобщающий Практикум. Выполнение словообразовательного разбора, работа со словообразовательным словарем Знать порядок словообразовательного
разбора
Уметь пользоваться
словообразовательным словарем тест Упр.543,549
154-156 Лексика и фразеология. Повторительно-обобщающий Работа с этимологическим словариком, разбор слова по составу; составление словообразовательных моделей. Составление предложений. Рассуждение на лингвистическую тему Уметь объяснять значения слов, их написание, грамматическое значение тест Упр.554(у),
556
157-160 Грамматика: морфология и синтаксис. Обобщение и повторение изученного по теме Работа с текстами, расстановка знаков препинания Знать морфологические признаки частей речи: разборы слов и предложений. Морфологические и синтаксические нормы. Объяснительный диктант Упр.576,569,566
161-164 Орфография. Пунктуация. Характеристика изученных орфограмм, объяснение их правописания. Правильная постановка знаков препинания в предложениях. Орфографические и пунктуационные нормы. Знать орфограммы и знаки
препинания, изученные в 5-7 классах
Уметь выполнять задание
на изученные правила орфографии и
пунктуации Распределительный, объяснительный, творческий диктанты, словарный диктант упр.586 Рассказ на лингвистическую тему. Языковые средства. Упр.579,580,581
165 Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием Проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учеников к концу 7 класса Знать орфограммы и знаки
препинания, изученные в 5-7 классах
Уметь выполнять задание
на изученные правила орфографии и
пунктуации Диктант 166 Анализ контрольного диктанта Работа над ошибками 167-168 Р/р. Повторение и обобщение по теме «Характеристика человека». Сочинение «Что за человек был (а) …?» или «Я». Написание сочинения, в одном тексте которого соединены характеристика человека и описание его внешности. (упр.525, 526) Уметь составлять портрет человека, описывать внешность, черты характера Сочинение 169-170 Р/р. Стили и типы речи. Комплексный анализ текста Знать изученные стили языка, типы
речи
Уметь определять стили предложенных текстов, выделять их особенности, тип речи 171 Комплексный анализ текста по теме "Повторение изученного в 7 классе". Комплексный анализ текста Знать основные элементы
комплексного анализа текста
Уметь анализировать текст попредставленным заданиям 172 Комплексный анализ текста по теме "Повторениеизученного в 7 классе". Тестирование 173-174 Обобщающее повторение Повторение, обобщение и систематизация материала, изученного в 7 классе 175 Резерв