Конспект урока Николай Михайлович Карамзин БЕДНАЯ ЛИЗА


Дата: _____________
Класс: 9 «А»
Тема: Герои повести «Бедная Лиза». Анализ повести.
Цели:
Продолжить изучение повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», углубить знания учащихся о сюжете повести;
Развивать зрительную память, умение анализировать, классифицировать языковой материал, уметь пересказать отрывок из повести;
Воспитывать в детях качества честности, сердечности, умения помочь другому и стремление к лучшему в жизни.Оборудование: ноутбук, презентация, иллюстрации, учебник, раздаточный материал
План урока.
Организационный момент____________минПроверка домашнего задания_________минАнализ повести «Бедная Лиза»________минА) знакомство с достопримечательностями повести
Б) подробное описание героев
С) мое личное отношение к героям.
Итог урока_________________________минДомашнее задание__________________минХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Приветствие. Готовность класса к уроку. Цели и задачи. Мотивация. Психологический настрой.
2. Проверка домашнего задания. Работа с таблицей.
Черты сентиментализма Черты классицизма Какие герои в сентиментальных повестях Опишите героев, относящих к классицизму Как вы уже можете описать Лизу Как вы можете описать Эраста
3.Анализ повести «Бедная Лиза»
- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).
- Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).
- В чем смелость, новизна позиции автора? ( Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека).
А) Знакомство с достопримечательностями повести:
Симонов монастырь
В прошлом один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья, ныне в Южном административном округе Москвы. В XVI-XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга.
- Зачитаем строки Карамзина: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей <...>: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах <...>. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые <...> наделяют алчную Москву хлебом».
Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».
Данилов монастырь. «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь»…
Воробьёвы горы – «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы». Название местности на юго-западе Москвы, представляющей собой высокий правый берег Москвы-реки, покрытый лесопарком.
Знаете ли Вы, почему Воробьевы горы назвали Воробьёвыми? Считается, что своё название Воробьёвы горы получили по имени села Воробьёво, существовавшего на месте нынешних гор в средние века. В конце XV века княгиня Софья, жена великого князя Московского Василия I, купила село Воробьёво у православного священника по прозвищу Воробей. Прозвище Воробей, скорее всего, было связано с внешностью человека (так могли назвать некрупного, невысокого человека) или какими-то приметными чертами его характера, поведения. По одной из версий, именно ему Воробьёво обязано своим названием, так как известно, что селениям в те времена давали наименования по именам их владельцев. С момента приобретения княгиней Софьей село Воробьево стало дворцовым- великокняжеской, а затем и царской летней резиденцией. На протяжении многих веков Воробьёвы горы были местом, откуда пришедшие на Русь завоеватели смотрели на Москву — в 1591 году крымский хан Казы-Гирей, а в 1612 году — польский гетман Хоткевич. Почему же назвали эту местность не просто Воробьевой, а употребив в словосочетании слово «горы»? Это объясняется географическим расположением села. 
Село Коломенское. «На левой стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
*Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)*Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? ( Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.)Б) Подробное описание героев: Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни.
  *Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка»)
        *Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понято двояко: указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? Подберите синонимы. (Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора.)
*Только ли сословные барьеры разделяют героев? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим героев.
Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.
Лиза Эраст
Имя Елизавета означает «почитающая Бога»
Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный»
Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…
- Только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)
Определим мир каждого из наших героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:
“Мир Лизы” “Мир Эраста”
деревня идиллия природа цветы ландыши старушка-мать чувства слёзы пастушок деньги обман город рассудок большой свет алчность Москва громада
Образ Лизы.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители? Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего». 
 
- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? «Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза»,  «нежная Лиза». 
- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?
- В чем Лиза видит свой долг перед матерью? « Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком,  теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать». 
- Чем занималась Лиза целыми днями?  Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты. 
- А почему Лизе пришлось работать? Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни. 
- Что можете сказать о матери Лизы?
-Как, по-вашему, она воспитывала дочь?
- С какой целью образ матери Лизы введён в повесть? Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток.  Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери. 
Образ Эраста.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами,  перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?
  Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином. Эраст – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком. 
- Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу. 
- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы? Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек. 
- Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?
  Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям». 
- Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем. 
Он – с розовыми губами.
- Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста? Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством. 
-Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события. Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства. 
 
Взаимоотношения героев.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах? «Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны». 
- Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких  встречах? Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь. 
- Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить? Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив». 
- О чем предупреждает автор Эраста?
  «Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» 
-Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?   «Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?» 
- Каково отношение автора к Лизе? «Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…» 
- В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста? Автор: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу». 
- Чем закончились отношения героев? Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета. 
-Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст? Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви. 
 
С) Мое личное отношение к героям (учащиеся пишут мнения о героях)
4. Подведение итогов:
       - Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
       -Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду).     -Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»).  - Дайте характеристику образу рассказчика?  (Образ автора-повествователя включён в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, — это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь — это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю).        - Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)
       - Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? (Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма: основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;
герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести; идиллическая жизнь героини - на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней - культ врожденной нравственной чистоты; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях).
-Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? (По мнению В. Н. Топорова, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».)
 - Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно.5.  Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее задание: Письмо герою (Лизе или Эрасту)