Использование игровых технологий на занятиях по хореографии.

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»









Использование игровых технологий на занятиях по хореографии.







Руководитель:
педагог дополнительного
образования
высшей квалификационной категории
Бузина Г.В.


Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы.
  Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.
  К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.
  Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии  развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Технология игрового обучения

В отечественной психологии принята концепция игры, построенная Д. Б. Элькониным. Ребенок в играх (по Эльконину) отражает действительность и моделирует окружающий его мир. Педагог, пользуясь игрой как средством обучения и воспитания, моделирует различные условные ситуации, которые дети должны сами решить в процессе игры.
Применение на занятиях хореографией игр, позволяет снять психологические зажимы, обогащает эмоциональный опыт ребенка. Игра помогает многим ребятам преодолеть излишнюю скромность,
стеснительность и закрепощенность, а чувство сотрудничества и гармоничное взаимодействие с группой сверстников придает им уверенность в себе.
Предлагаю вниманию комплекс мною разработанных и доработанных упражнений для занятий по хореографии с младшим школьным возрастом. Проведение занятий в игровой форме удерживает интерес воспитанников и включает их в активную работу.
Упражнения на полу для развития выворотности танцевального шага, стоп («птички» - подъема), силы ног, гибкости (par terre).
1. Работа над стопами:
1.1 «Птичка» (вытягивание и сокращение стопы по 6 позиции, по 1 позиции).
1.2 «Рисуем кружочки острыми наточенными карандашиками» (работа стопами по кругу друг к другу и друг от друга – вытянуты, разведены, сокращены, собраны и обратно)
2. Работа над коленными связками:
2.1 «Цыплята клюют зернышки», семечки, червячков, гусеничек, хлебушек, пшено и т.д. (наклон корпуса, сидя на полу к вытянутым коленям, стараясь носиком - «клювиком» достать до коленей, руки чередуем согнутые в локтях перед собой, кисти в кулачках – цыпленок, руки на поясе – курочка, руки за спиной – петушок) – перед упражнением можно поговорить с детьми о цыплятах, что они любят кушать.
2.2 «Разводные мосты» (наклон корпуса с руками вытянутыми перед собой, к вытянутым коленям, пытаясь положить корпус на ноги – при этом говорим «машины едут по мосту, автобусы, затем выпрямиться в корпусе, поставить руки назад на пол и, не сгибая коленей поднять тазобедренную часть вверх (чем выше, тем лучше), опираясь на руки, голову запрокидываем назад, при этом говоря «поезда едут, корабли плывут под мостом) (этюд).
3. Работа над растягиванием связок бедра и выворотностью:
3.1 «Бабочка» (сесть так чтобы ноги были согнуты в коленях, а стопы прилегали  друг к другу, руки поставить на пояс, коленями и руками исполняются движения, изображающие полет крыльев бабочки, затем руками нажимая на колени, «расправляем красивые расписные крылышки», стараемся достать ими до пола, если колени достают до пола, то стопы нужно отодвинуть дальше от себя).
4. Работа над связками спины и живота, над гибкостью:
4.1 «Ежик» (сидя на коленях «ежик пугается», чувствуя опасность, он собирается в клубок, выпускает свои иголочки, тем временем таз садится на стопы, корпус отпускается вниз, спина становится круглая, затем он оглядывается, понимая, что опасности нет прячет иголочки и разворачивается, тем самым снова встает на колени, корпус выпрямляется и перегибается назад, голова запрокидывается назад, руки на поясе, стараемся опустить
·ся назад как можно ниже, затем в последующие разы, руки достают до пола, упражнение повторяется несколько раз) (этюд).
4.2 «Колечко» (лежа на животе и опираясь на ладони, которые должны находиться спереди корпуса, ноги сгибаются в коленях и направляются к голове, передняя часть корпуса поднимается опираясь на вытянутые в локтях руке, голова запрокидывается назад и направляется к коленям, нужно соединить стопу с головой, впоследствии можно дальше, стопа ставится на плечи и т.д.).
6. Прыжковые упражнения, махи ногами, трюки, вращения.
6.1 «Зайчики» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции на месте и по кругу).
6.2 «Мячики» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции вперед и назад).
6.3 «Скакалки» (прыжки с вытянутыми стопами по шестой позиции в стороны).


Игры на развитие воображения.
“Повтори за мной“
Педагог простукивает определённый ритм ладонями (фраза чёткая и короткая) дети поочередно повторяют фразу.
“Быстрые превращения“.
Под быструю музыку дети свободно двигаются. Когда музыка остановится, дети превращаются в того, в кого скажет ведущий. Баба-Яга, роботы, грустный клоун весёлый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, вежливый манекен. Музыка на 30 сек.-1 мин.
Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.

“Гусеница”.
Группа становится в линию. Каждый из группы передаёт свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться вперёд, потом назад, пока все не лягут на пол.
“Кто?“.
Дети в кругу. Ведущий называет личностное качество и просит выполнить какое-либо действие тех людей, которые этим качеством обладают.
у кого есть сестра – щёлкни пальцем,
у кого есть веснушки – загляни под стул,
кто любит собак – полайте,
кто любит кошек – промяукайте,
кто рад, что пришёл сюда - закричите: ”Ура”,
кому надоело играть – закричите: ”Хватит“ и т.д.

Игры на сплочение коллектива.
“Мой хороший попугай “(мишка, зайка).
По кругу передают любую игрушку. Получив игрушку, ребёнок прижимает её, гладит, говорит что-то приятное, бережно передаёт другому.
“Липучка”.
Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников приговаривая: “Я - липучка - приставучка , я хочу тебя поймать“. Каждый пойманный присоединяется.
“Кенгуру “ /в парах/.
1-й кенгуру , 2-й кенгурёнок сначала встаёт спиной к нему, а затем приседает. Оба берутся за руки. Задача: в таком положении пройти как можно дальше.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать танцевальные умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную и физическую деятельность обучающихся, развивает внимание и интерес к предмету;
3) игра – один из приёмов преодоления пассивности детей.
4) Профессиональные качества детей, такие как выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются с интересом и удовольствием










Литература.
1. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
2.  Кукушин В. С., Болдырева-Вараксина А. В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В. С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.
3.  Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.
4.  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5.  Выютский Л. С. Воображение и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] возрасте. - Просвещение, 1991.