Доклад Проблема преемственности между дошкольным и школьным обучением с учётом современных требований к образованию.

Выступление на семинаре для ДОУ
Тема: Проблема преемственности между дошкольным и школьным обучением с учётом современных требований к образованию. Горина С.С.
Современное образование должно обеспечивать комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения. Камнем преткновения на пути гармоничного развития каждого ребенка является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой.
Любой, кто берется исследовать проблему преемственности, непременно заметит: «Тема очень сложная». А казалось бы, что в ней сложного? Известно, что «гладкой» преемственности в развитии человека не бывает, и любой переход в новое состояние, даже самый приятный  - это всегда стресс. Поскольку без стрессов обойтись невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития.

В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово «преемственность» приобрело новую актуальность. Однако что мы вкладываем в это понятие: стыковку программ? Реализацию единого стиля обращения с ребенком? Представление о жизни ребенка как некоем социально-психологическом целом?

Стыковка программ и обучающих методик возможна и необходима. Ведь учителю в 1-м классе надо на что-то опираться! Он не может делать вид, что перед ним сидит не ребенок, а чистый лист бумаги. Причем преемственность на наш взгляд должна осуществляться не только на уровне учебных знаний и умений, но и навыков поведения, самообслуживания, саморегуляции. Более того, детский сад ведь не просто дает знания. Он выстраивает, формирует детское мировоззрение. Учитель не может это игнорировать! Культура поведения на уроке тоже закладывается на занятиях в детском саду: как надо слушать, как грамотно и правильно отвечать.
Поскольку, программа, по которой мы работаем «Школа 2100» является личностно ориентированной образовательной системой и в основе разработке современных стандартов школьного образования второго поколения вошли многие её ориентиры, то важно учитывать эту особенность при работе с дошкольниками.
Особенностью нашей концепции предшкольного образования «Детский сад 2100» (созданной под руководством академика РАО А.А. Леонтьева) то, что она одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно - речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).
Выделяется четыре линии развития дошкольника, определяющие его внутреннюю готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности. Эти четыре линии развития и должны определять содержание и дидактику предшкольного образования.

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с картами программных требований и диагностических материалов по выявлению уровня познавательного развития, которые устанавливают степень готовности ребенка к обучению в школе.
В результате мы – учителя, делаем вывод, по каким направлениям и в каком объеме нужно заниматься с каждым конкретным ребенком, а от каких занятий можно отказаться.
1. Карты программных требований по основным направлениям познавательной деятельности. В них выделены 3 условных возраста (младший дошкольный – 3–4 года, средний дошкольный – 4–5лет, старший дошкольный – 5–6 лет). Для каждого возраста указано, что дети знают и умеют, о чем имеют представление по введению в математику, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой. Обращаем внимание, что всё перечисленное в разделе «имеют представление» дети не обязаны знать и, соответственно, не должны демонстрировать в виде умений.
Эти карты помогут педагогу и родителям увидеть, какой обязательный минимум содержания образования необходим для успешного обучения в первом классе. Также с их помощью можно определить, на каком уровне освоения содержания находится ребенок в данный момент, и составить для него индивидуальную программу предшкольного образования.
2. Диагностика речевого и познавательного развития.
Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
В этом разделе предлагаются практические материалы по выявлению уровня развития речи, памяти, внимания, мышления и пр. Диагностические задания ребенок выполняет до начала занятий (входная диагностика) и после завершения предшкольного образования (итоговая диагностика). Рекомендуется использовать одни и те же задания, чтобы установить, насколько ребенок продвинулся в своем развитии.
Из опыта работы по теме «Речевая подготовка будущих первоклассников» расскажет Подрезова Н.Н.
Давайте посмотрим видеофрагмент такой диагностики.

В связи внедрением с 2011 года новых стандартов общего образования вводится стартовая диагностика в первых классах. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса. Показатели «предметной» готовности первоклассников к изучению данного курса основываются на приводимых ниже показателях ожидаемой подготовки первоклассников. Эти показатели, выделенные на основании анализа особенностей программ обучения, представляют собой обобщение опыта многочисленных экспериментальных исследований, а также обобщения опыта наблюдений. Они определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе. В перспективе, после экспериментальной отработки, предполагается введение этих показателей в систему планируемых результатов освоения программ начальной школы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся за счет целенаправленной организации системы предшкольного образования, что, безусловно, облегчит работу учителя начальной школы.
Давайте ознакомимся со стартовой диагностикой новых стандартов.
Заключение
Практика преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Школа, как преемник дошкольной ступени образования должна строить свою работу на основе тех достижений ребенка –дошкольника, которые он достиг в детском саду.
КАРТА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У каждой ступени  образования свои приоритетные задачи, если детский сад обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, школа совершенствует достижения дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); чтобы это произошло, необходимы новые формы сотрудничества – проведение круглых столов, мастер-классов, семинаров, взаимопосещения, совместное проведение педагогических советов. Эта работа должна проходить на уровне целей и задач развития образования района. Мы предлагаем вам наше сотрудничество сделать ещё более тесным и продуктивным.
Есть хорошее древнее изречение: «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». И задача педагогов - этот факел зажечь.

15