Самостоятельная работа по психологии общения. Роль общения в психическом развитии ребенка


Государственное образовательное автономное учреждение
Амурской области среднего профессионального образования
Амурский педагогический колледж
Методические рекомендации
для самостоятельного изучения темы:
«Роль общения в психическом развитии ребенка»
по междисциплинарному курсу « Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»
Разработала: Рахимова Н.В.
преподаватель психологии, высшей квалификационной категории
2012

Тема: Роль общения в психическом развитии ребенка
Цель: познакомиться с ролью общения в психическом развитии ребенка, раскрыть основные пути влияния общения на психическое развитие детей, подобрать методики изучения межличностных отношений в процессе общения у дошкольников, изучить понятия: госпитализм, депривация, общение, коммуникация, дефицит общения, социометрия.
План:
1. Влияние общения на общее психическое развитие ребенка
2. Пути влияния общения на психическое развитие детей
3. Методы изучения межличностных отношений в процессе общения у дошкольников
Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей. Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.
Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:
1) изучение «детей–маугли»;
2) исследование природы и причин так называемого госпитализма;
3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Полная изоляция детей от взрослых, по–видимому, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении полуживотных. Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте.
Основное и, быть может, наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей, а также общение может способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.
Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка:
1) в самой области общения (Х. Т. Бедельбаева, 1978б; Е. О. Смирнова, 1980);
2) в области любознательности детей (Д. Б. Годовикова, 1976; Сарториус Т. Д. // Проблемы общей…, 1979);
3) в сфере их эмоциональных переживаний (С. Ю. Мещерякова // Общение и его влияние., 1974);
4) при формировании любви ко взрослому (С. В. Корницкая, 1973) и дружеских привязанностей к ровесникам (Р. А. Смирнова, 1981);
5) в сфере овладения речью (М. Г. Елагина, 1977а, б; А. Г. Рузская // Общение и его влияние., 1974);
6) в сфере личности и самосознания детей (Н. Н. Авдеева, М. И. Лисина; И. Т. Димитров; А. И. Силвестру // Исследования по проблемам…, 1980).
Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Общение – действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.
2. Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом:
1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;
2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;
3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.
3. Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Развитие межличностных отношений ребенка в дошкольном возрасте интенсивно изменяется.
Изучая взаимоотношения между детьми, психологи используют несколько методов. Одним из важнейших методов изучения личности и межличностных отношений является наблюдение за свободным поведением и общением детей.
Наблюдение – один из основных эмпирических методов исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: социометрическая методика, референтометрический метод, методы исследования личности.
Сделайте анализ социометрических методик, используемые в дошкольном коллективе. (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников – диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003.)
Контрольный тест по изученной теме
Выберите правильный ответ:
1. Комплекс оживления – это…
А) Положительная эмоционально-действенная реакция младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, прикосновения.
Б) Приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.
В) Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы, и способствует становлению действий, направленных на схватывание и удержание предмета
2. Когда у младенца появляется «комплекс оживления» по исследованиям Н. М. Щелованова:
А) 0-6 месяцев.
Б) 2,5- 4 месяца.
В) 6-12 месяцев.
3. Явление характеризуется изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка раннего возраста в одиночестве – это...
А) ГоспитализмБ) Социализация
В) Развитие
4. Ведущая деятельность детей в младенчестве
А) Эмоциональное общение со сверстниками
Б) Эмоциональное общение со взрослыми
В) Предметная деятельность
5. Какая форма общения в младенческом возрасте характеризуется: «Общение еще ничем не опосредовано: никаких предметов и никаких содержаний между взрослым и ребенком нет. Поэтому такое общение называют непосредственным. Единственным его содержанием является выражение отношения к другому...»
А) Ситуативно-личностное общение
Б) Ситуативно-деловое общение
В) Внеситуативное общение
6. Кто из ученых изучал синдром патологического психического развития ребенка, в результате отделения младенца от матери, или госпитализм.
А) А.Р. Лурия
Б) Р. СпитцВ) З. Фрейд
7. Межличностные отношения – это…
А) Восприятие, понимание и оценка человека человеком.
Б) Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия
В) Особый вид общественных отношений; реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов
8. Социометрия – это…
А) Экспериментальный метод, обеспечивающий изучение и регуляцию отношений между людьми и применяемые для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.Б) Система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности.
В) Стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви.
Правильные ответы: 1. А, 2. Б, 3.А, 4. Б, 5. А, 6. Б, 7. В, 8. А
Список использованных источников:
Галигузова Л.Н., Смиронова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Академия., 2004.
Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие; сост. С.В. Велиева. – СПб, 2005.
Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога: серия «Психологический практикум»/ Н.Н. Ежова. – Ростов н/Д., 2004.
Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 2010.
Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Павлова, Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. – М. : Генезис, 2008. – 42 с.
Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой.- М., 2002.
Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2009. – 368 с.
Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова. – Ростов н/Д, 2005.
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod60.htmlhttp://nsportal.ru/detskii-sad
http://pedsovet.org/component/option,com_
www.superinf.ru/view_helpstud.php?id