Статья Сопереживание-великая тема искусства


Сопереживание-великая тема искусства(из опыта работы)
Хочется начать со слов.
Мы согреваем душу от души,
Когда кому-то горя очень многоБыть может это качество от Бога,
Длиною в человеческую жизнь...
Мы согреваем душу от души.
Глаза в глаза,как будто застывая.
Одну секунду Со-переживая.
Мы лучшее возможно совершим!
О радостных днях мы говорим много, а вот горе – эту тему стараемся обойти. Сегодня именно об этом мне хочется рассказать.
Художники рассматривали и рассматривают печальные, горестные, драматические, скорбные картины жизни. Художники видели, как страдает народ, и страдали вмести с ним. И через искусство они выражали своё сочувствие, свою боль за судьбы людей.
Когда вокруг мир, улыбки, цветы, голубое небо, счастливые лица, лица родных и знакомых людей, когда его любят родные и близкие люди – это счастье! А когда всего этого нет? Когда взамен всему этому нищета, болезни, каторжный труд, который высасывает из человека последние силы и здоровье? Унижения, горечь, отчаяние – это явно нарушение красоты, гармонии жизни. Это как бы вывернутая наизнанку нормальная человеческая жизнь. Это стон и боль человеческого сердца.
Самая высокая цель искусства – помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других людей, его называют сухим, чёрствым. Потому, что его высушенная душа как безлюдная пустыня. Объединить людей состраданием ко всему живому – это, значит, научить их быть великодушными.
Художники разных стран, разных времён всегда горячо откликались своим искусством на человеческое горе и учили людей сочувствовать чужому горю, чужому страданию.
С древнейших времен в искусстве присутствует тема страдания. А рядом с ней – тема великой любви и веры в добро.
Забытый всеми, больной и одинокий Рембрандт в последний год своей жизни создаёт гениальное произведение «Возвращение блудного сына». Ушедший из дома сын после долгой разлуки возвращается домой в лохмотьях, несчастный и виноватый. Он падает на колени перед состарившимся отцом. В жесте рук склонившегося отца ласка. В этой картине значительность происходящего поднята до глубокого волнения. Золотые, коричневые и красноватые оттенки согревают внутренним теплом, мерцают и светятся. Всё замерло. И кажется, что совершается чудо, доброе волшебство встречи, всепрощения. В картине звучит вера художника в людей, в человечность.
«Неутешное горе» Ивана Николаевича Крамского. Картина о горе матери, потерявшей ребёнка. Крамской написал эту картину спустя несколько лет после того, как один за другим погибло у него двое сыновей.
Темы и сюжеты картин Владимира Егоровича Маковского во многом перекликаются с произведениями Н А Некрасова, М Е Салтыкова – Щедрина, В Г Короленко, А П Чехова.
Глубокой и выразительной иллюстрацией к чеховскому рассказу «Ванька» смотрится небольшая картина Маковского Владимира Егоровича «Свидание».
Крестьянка приехала повидать сына, отданного «в учение» к городскому ремесленнику. Немногими, но очень точно найденными деталями художник даёт нам почувствовать всю безысходность жизни «у хозяина». Горестно задумалась мать, глядя на сына, жующего принесённый её калач.
Одним из самых популярных произведений Николая Александровича Ярошенко можно считать картину «Всюду жизнь». Она является результатом раздумий художника о судьбе народа. На картине изображён арестантский вагон, остановившийся на полустанке. В зарешёченном окне видны люди разного возраста, но все самого бедного сословия — старик, рабочий, солдат и молодая мать с ребёнком. Заключённые кормят стайку голубей на платформе хлебом из своих скудных запасов. Лица людей передают тонкие и чистые переживания. Этим художник показывает арестантов не преступниками, а жертвами суровой действительности. В образе матери с ребёнком можно увидеть намёк на Богородицу с Христом.
В.Перов «Тройка».С большим художественным мастерством переданы в картине страдания и муки детей, которых заставляют выполнять непосильную работу. Выбивается из сил девочка лет девяти в изношенном ватном пальтишке. На голове старый, ветхий платок. Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик со страдальческим лицом. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: он задыхается, открыл рот. Жалкая, с чужого плеча одежонка не греет исхудавшее тело. Средний мальчик - постарше; его рваный зипун и старенький картуз совсем не греют, не добавляет тепла и платок на шее, концы которого треплет ветер. Этот подросток немного посильнее остальных. Но на лице уже усталость и страдание.
Учитывая это, я поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: активизировать деятельность учащихся. работу над произведениями, помогающими пробудить сопереживание, учить выражать сочувствие чужому горю, страданию.
Задачи:
Показать учащимся как художники в своих произведениях откликаются на человеческую скорбь, беду, горе.
Учить воспринимать такие произведения. Воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому.
Тренировать память, образное мышление.
На уроке "Сопереживание - великая тема искусства", дети рисуют иллюстрации к сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".Рисуют интересные сюжеты к сказке. Рассматривают репродукцию картины, сочувствуют, сопереживают  горю.
Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.
Эти слова об Алёнушке.Это простая русская девушка. В её глазах столько одиночества, грусти и чистой русской тоски, что Васнецов почувствовал исходящий от неё истинно русский дух. Эти переживания он воплотил на холсте, претворив русскую сказку об Алёнушке и братце Иванушке в шедевр живописи.
Здесь нет ни братца Иванушки, ни тяжёлого камня. тянущего на дно Алёнушку, здесь изображены только боль и тоска страдающей девушки.
Образ Алёнушки - это образ печали и страданий, которому вторит вся природа
По народным поверьям на закате дня природа оживает и как бы дышит в лад с человеком. Вся природа на картине вторит чувствам девушки:
склонившиеся над головой девушки тонкие ветки осинок, листья осоки, поникшие в одном ритме с тонкой фигурой изображённой девушки, тёмные, глубокие настороженные ветви леса, глубокий тёмный омут, манящий тайной своей тревожной глади, даже птички над головой девушки словно совещаются, как помочь ей в беде. В Алёнушке Васнецов В М сумел объединить поникшую фигуру тоскующей девушке с окружающим пейзажем общим лирическим и эмоциональным тоном.
В заключении этому хочется сказать, что человеческое горе - его нельзя ничем измерить и, почти все люди довольно рано учатся понимать других людей вокруг. Сочувствие свойственно детям, родители которых разъясняли им нравственные нормы, на примере прочитанных книг, примеров из жизни, сочувствия к животному.
Сопереживание выражает эмоциональное отношение к героям романа, повести, рассказа, стихов, драматического, оперного, балетного спектакля, кино и телефильма, произведений изобразительного искусства.
Искусство привлекает к себе возможностью увлекательно пережить процесс, быть тонким и чутким.
Литература и искусство дарует человеку радость сопереживания без её обременительности, обогащает его собственный внутренний мир открытостью, доверительного общения.
Искусство может глубоко выразить человеческую скорбь, горе и отчаяние. Мы чувствуем душевную боль художника, его глубокие человеческие страдания и понимаем, что он хотел нам сказать. Какая огромная сила человеческих чувств и мыслей заложена в искусстве!
Оно всегда волновало и будет волновать и тревожить наши души.
Список литературы:
Репродукции картин: Крамской И. Н. «Неутешное горе», Рембрант» Возвращение блудного сына»,Маковский В Е «Свидание», Ярошенко Н. А. «Всюду жизнь»,Перов В. Г. «Тройка».
Бойко Б Диагностика эмпатических способностей
Каталог публикаций по эмпатииДефуа Н Влияние М Т на психофизиологические особенности человека
Управление персоналом «Словарь» ЭмпатияЯгнюк К. В. Природа эмпатии и её роль в психотерапии