Рабочая программа по литературе 5 класс в соответствии с ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование
5 класс (105 часов)
I четверть 8 недель 40 /48


Дата
Содержание
Характеристика основных видов деятельности учащихся
домашнее задание
изучаемые произведения

1-2
1н.
Литература как искусство словесного образа
1.ТЛ Литература как искусство словесного образа. 2. ТЛ Литература и фольклор.

Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе.





Раздел 1. Русский фольклор




3-4

1. Малые жанры фольклора
1.3.Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта.
1.4 Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц.
Различать пословицы и поговорки.




5

1.5.Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры.
Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.




6

2.Сказки (волшебная, бытовая, о животных)
2.6. Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных).
Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных.




7

2.7.Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.
ТЛ Художественный образ. Персонаж.
Выявлять характерные для народных сказок и былин художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).
Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.




8

8. Р.р. Сочинение собственной сказки.






Раздел 4. Русская литература XIX в. (первая половина)




9-10

И. А. Крылов (6 ч)
4.9.Жанр басни, история его развития.
10. ТЛ Лиро-эпические жанры (басня).
Воспринимать текст литературного произведения.
Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.


Басни «Слон и Моська», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Щука и Рак»


11

4.11.Образы животных в басне.
Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в.




12

4.12.Выражение народной мудрости в баснях Крылова.
Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.




13

4.13.Поучительный характер басен.
Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Конспектировать литературно-критическую статью.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Крылова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя



14

4.14. Инсценирование басни по выбору




15

А.С.Пушкин (9 ч)
4.15. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина.
ТЛ Лирические жанры.


Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

16

4.16.Мотивы дружбы, прочного союза друзей.




17

4.17.Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.




18

4.18.Вдохновение как особое состояние поэта.




19-20

4.19Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений.
4.20. ТЛ Изобразительно-выразительные средства.
Системы стихосложения. Рифма. Строфа.




21

4.21. Выразительное чтение стихотворения по выбору.




22

4.22. Чтение наизусть стихотворения по выбору




23

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
4.23.Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина.


«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

24

М.Ю. Лермонтов (7 ч)
4.24. Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова.


Стихотворения «Парус», «Листок», «Из Гёте», « Три пальмы».

25

4.25. Чувство трагического одиночества.




26

4.26. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова.




27

4.27. Характер лирического героя лермонтовской поэзии.




28

4.28 «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события.


Стихотворение «Бородино»

29

4.29. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.




30

4.30. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.




31-32

Н.В.Гоголь (5 ч)
4.31. Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана.
4.32. ТЛ Эпические жанры. Сюжет и композиция.


Повесть «Ночь перед рождеством»

33

4.33.Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил.
ТЛ Конфликт.




34

4.34.Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики.
ТЛ Художественный вымысел




35

4.35.Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.







Раздел 5. Русская литература XIX в. (вторая половина)
Воспринимать текст литературного произведения.
Читать выразительно фрагменты выразительно произведений русской литературы второй половины XIX в.
Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в.
Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека.




36

Ф.И.Тютчев (3 ч)
5.36.Параллелизм в описании жизни природы и человека.


Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной»

37

5.37. Природные образы и средства их создания.
ТЛ Пейзаж.




38

5.38. Анализ лирического произведения




39

А.А.Фет (2 ч)
5.39. Параллелизм в описании жизни природы и человека.


Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом», «Учись у них – у дуба, у березы»

40

5.40.. Природные образы и средства их создания.




41

И.С. Тургенев (8ч)
5.41. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России
Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.


Повесть «Муму»

42

5.42.Образ Герасима.




43

5.43.Особенности повествования, авторская позиция.




44

5.44.Символическое значение образа главного героя.




45

5.45.Образ Муму.




46

5.46.Смысл финала повести.












47

5.47. Изучение и анализ произведения «Бежин луг»


«Бежин луг»

48

5.48. Сочинение «Характеристика одного из героев произведений И.С.Тургенева»




49-50

Н. А. Некрасов (2ч).
5.49. Изображение жизни простого народа.
5.50. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика.


Стихотворение «Крестьянские дети»



Раздел 6. Русская литература ХХ века (первая половина)
Воспринимать текст литературного произведения.
Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.
Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.
Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Конспектировать литературно-критическую статью.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А. И. Куприна, В. В. Маяковского



51

А.И.Куприн (3 ч)
6.51.Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя.


Рассказ «Чудесный доктор»

52

6.52. Смысл названия. Тема служения людям и добру.




53

6.53.Образ доктора в русской литературе.




54

В.В. Маяковский (3 ч)
6.54. Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского



Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

55

6.55.Гуманистический пафос стихотворения




56

6.56.Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей.






Раздел 7. Русская литература ХХ века (вторая половина)
Воспринимать текст литературного произведения.
Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы второй половины XX в.
Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XX в.
Характеризовать героя русской литературы второй половины XX в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.




57

Поэзия 2-ой половины ХХ века
Н.М. Рубцов (2 ч)
7.57. Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова.


Стихотворения: "Звезда полей", «В горнице»

58

7.58.Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие.




59

Проза о детях
В.П. Астафьев (5 ч)
7.59.Изображение становления характера главного героя.


Рассказ «Васюткино озеро».

60

7.60.Самообладание маленького охотника.




61

7.61.Мальчик в борьбе за спасение.




62

7.62.Картины родной природы.




63

7.63. Сжатый пересказ «Васюткино озеро»






Раздел 8. Литература народов России. (3 ч)
Воспринимать текст литературного произведения.
Читать выразительно фрагменты произведений литературы народов России.
Характеризовать героя литературы народов России.
Выявлять характерные для произведений литературы народов России темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений литературы народов России с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.




64

Габдулла Тукай (1 ч)
8.64.Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа.


Стихотворение «Родная деревня»

65

Расул Гамзатов (2 ч)
8.65.Тема любви к родному краю.


Стихотворение «Мой Дагестан»

66

8.66.Национальный колорит стихотворения.






Раздел 9. Зарубежная литература. (7 ч)
Воспринимать текст литературного произведения.
Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.
Читать выразительно наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы.
Характеризовать героя зарубежной литературы.
Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведении зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Конспектировать литературно-критическую статью.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.
Сопоставлять оригинальные тексты произведении зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык



67-68

Зарубежная сказочная и фантастическая проза
9.67-68. Л.Кэррол. Особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения.


«Алиса в стране чудес»

69-70

9.69-70. Д.Родари. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.



«Сказки по телефону»

71

9.71 Сочинение собственной сказки.




72-73

9.72-73. Д.Р.Р.Толкиен. Особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения.


«Хоббит, или Туда и Обратно»



Раздел 10. Обзор




74

Литературная сказка (4 ч)
А.Погорельский
10.74.Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская).


Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

75

10.75.Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи волшебные предметы в литературной сказке.




76

10.76. Г.Х,Андерсен Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.




«Стойкий оловянный солдатик»

77

10.77. Сочинение «Любимый герой литературной сказки»








Тема детства в русской и зарубежной литературе (7 ч)




78-79

Зарубежная проза о детях и подростках
М. Твен (5 ч)
10.78-79. Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей.



Повесть "Приключения Тома Сойера"






80-81

10.80-81.Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.




82

10.82. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.




83-84

10.83-84. А.Линдгрен. Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей.


«Приключения Кале Блюмквиста»







85-86

Русские и зарубежные писатели о
животных (8 ч)
Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы
Дж.Лондон. Повесть «Белый Клык». Э.Сетон-Томпсон. Рассказ «Королевская аналостанка».
10.85-86. Образы животных в произведениях художественной литературы.






«Белый Клык»

«Королевская аналостанка».

87-88

10.87-88. Нравственные проблемы в произведениях о животных.




89-90

10.89-90. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.









91-92


Тема природы в русской поэзии (6 ч)

А.К.Толстой. Стихотворение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». А.А.Фет. Стихотворение «Чудная картина». И.А.Бунин. Стихотворение «Листопад» (фрагмент «Лес, точно терем расписной»). Н.А.Заболоцкий. Стихотворение «Гроза идет»
10.91-92. Картины родной природы в изображении русских поэтов.





«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»
«Чудная картина».
«Листопад»
«Гроза идет»

93-94

10.93-94. Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.




95

10.95 Изобразительно-выразительные средства в лирическом произведении.




96

10.96. Выразительное чтение (или наизусть) лирического произведения.







97

Тема родины в русской поэзии (2 ч)

И.С.Никитин. Стихотворение «Русь». А.К.Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край»
10.97. Образ родины в русской поэзии.


Стихотворение «Русь».

Стихотворение «Край ты мой, родимый край»


98

10.98 Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображение родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей.








99

Военная тема в русской литературе

А.Т.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»
10.99. Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвященных военной теме.





Стихотворение «Рассказ танкиста»


100

10.100. Образы русских солдат.






Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов




101

101. Ю. Кузнецова «Где папа?». Сюжет и композиция произведения.



«Где папа?»

102

102. Е.Мурашова «Гвардия тревоги». Тематика и проблематика произведения.


«Гвардия тревоги».

103

103. Промежуточная аттестационная работа.







Современная зарубежная проза




104-105

104-105. М.Парр «Вафельное сердце». Характеристика главного героя. Особенности композиции произведения.


«Вафельное сердце».


Итого 105 часов

Отметка о выполнении программы и корректировка

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15