Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессиональной компетентности педагога


Составление индивидуального образовательного маршрута

Воспитание, полученное человеком, закончено, достигнуто своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.


Эффективность курсов повышения квалификации, семинаров, конференций не велика, если они не сопровождаются самообразованием педагога.
Самообразование – потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более педагога, педагогическая деятельность которого предусматривает повышенную социальную ответственность.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной и продуктивной работы педагог должен хорошо знать свой предмет, психологию и педагогику, владеть приемами риторики, быть эрудированным человеком.

Выделим направления, по которым педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения(;
- правовое;
- эстетическое;
- историческое;
- иностранные языки;
- политическое;
- информационно-компьютерные технологии;
- охрана здоровья;
- интересы и хобби.. (можно дополнить или изменить перечень другими важными для вас направлениями).
Любая деятельность бессмысленна, если в результате ее выполнения не создается некий продукт, нет каких-либо достижений. В личный план самообразования педагога следует включить список результатов, которые необходимо достичь за конкретный период.
Процесс самообразования надо планировать поэтапно. Результатами на определенном этапе могут быть:
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определятся эффективность и качество);
- участие в инновационной деятельности;
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
- разработка и освоение новых форм, методов, приемов, технологий, обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;
- разработка рекомендаций по применению цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР)
·в образовательном процессе;
- разработка и проведение открытых занятий по собственным и новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, мастер-классов;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) и т.д.

Для того чтобы самообразование было целенаправленным, каждому педагогу необходимо иметь соответствующий план работы. Формой представления такого плана может быть «Индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальный образовательный маршрут (далее-ИОМ) педагога отличается от общего плана методической работы тем, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большое внимание уделяется самообразованию и обучению на рабочем месте. Основные разделы ИОМ охватывают все аспекты непрерывного процесса профессионального развития педагога, закладывая тем самым основы педагогического конструирования. ИОМ как программа профессионального развития педагога предусматривает возможность исследовательской и инновационной деятельности.
Разделы ИОМ
Методические аспекты темы (общие вопросы обучения и воспитания).
Нормативно-правовое обеспечение вопроса.
Научно-методические аспекты темы.
Психолого - педагогичекие аспекты темы.
Материалы педагогической печати.
Создание личной творческой лаборатории по проблеме.
Самообобщение опыта.

Данные разделы описываются в таблице.


Период работы
Содержание деятельности
Результат

1.

Результаты самообразования, достигнутые педагогом в рамках реализации ИОМ, могут быть представлены в виде методического с разными рубриками и разделами. Собранные в нем документы и материалы имеют особую ценность для анализа и систематизации опыта работы педагога.

Чем больше информации, методов и инструментов использует педагог в своей работе, тем эффективнее его деятельность. Чем больше желание педагога работать над собой, тем выше его способность творить, экспериментировать, делиться знаниями и опытом, приобретенным в процессе образования.