Статья Песня матери — главная песня в мире. Колыбельные песни


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ»
Выступление
на городском семинаре
учителей музыки, ИЗО и МХК:
«Песня матери –
главная песня в мире.
Колыбельная песня»
Подготовила:
учитель музыки
высшей категории
Игумнова Ж.А.
г.Арзамас
«Песня матери – главная песня в мире.
Колыбельная песня»
Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца…
Помните, у М Матусовского:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и добрых товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать…
«Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен», - считал Расул Гамзатов.
Следовательно, и воспитание человека начинается с колыбельных песен мамы. От того, какие песни пела ребенку мама, и пела ли вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития, морально-нравственные устои, закладываются зерна добра, любви… На Востоке даже есть такая поговорка про злого человека: «Видно, ему мама в детстве не пела колыбельных песен».
На уроках в начальной школе мы нередко обращаемся к колыбельным. Я не преследую цель дать ребенку то, что не дополучил он в раннем детстве в процессе общения с мамой - это просто не возможно. Всему свое время. Но использование этих песенок помогает решить множество других немаловажных задач, что здесь является приоритетным – решайте сами:
Есть повод для общения с мамой, т.к. дети получают домашнее задание спеть колыбельную дома.
Повышаем самооценку – у ребенка появляется возможность продемонстрировать умение петь колыбельные.
Разучивая текст песенки, мы обращаемся к истории и узнаем много интересного о традициях, обычаях своего народа. Например,
* почему много колыбельных песен про кота, птицы воркуют (вестники Бога помогают заботиться о растущем малыше); упоминаются Дрема, Угомон, Бука - языческие таинственные образы;
* колыбелька, люлька, зыбка – кроватка ; лю-ли-лю-ли, Лялька, лелеять (эти ласковые слова происходят от дочери богини Лады – Лели – славянской богини Весны, первых ростков, цветов, заботящейся о будущем урожае, о материнстве, малышах); баю-баю-баюшки от устаревшего глагола «баять, т.е. говорить»
Обучение, закрепление нотной грамоты – наглядно видно (мелодия, как правило, простая)
Вокально-хоровые - работа над звуком, дыханием - «Хочешь песню от души – тогда песнею дыши». На уроках мы разучиваем колыбельные песни про котика, знаменитую Колыбельную медведицы, слушаем Колыбельную В.Моцарта- Б. Флиса на слова С.Свириденко «Спи, моя радость, усни».
В этот раз попросила ребят 2, 3, 4 классов расспросить, какие песни им пели в детстве мамы. Результаты опроса:
1.Большинство называют известные колыбельные песни:
- Про волчка, гуленьку, котика;
- «Колыбельную медведицы» из м/ф «Умка»;
- «Спят усталые игрушки»;
- «Спи, моя радость, усни»
2.Не пели – сам засыпал.
3. Что-то пели, но мамы сами не помнят что именно.
В классе мы попробовали поимпровизировать - напеть мелодию на известные строчки колыбельных. В качестве домашнего задания предложила детям самим сочинить колыбельную для мамы, папы, сестренки, бабушки, куклы, будущей дочки или сыночка. Результат домашнего задания был таков:
Дети с хорошими музыкальными способностями сочиняли мелодию и слова колыбельной, учащиеся музыкальных школ играли на пианино и пели.
Другие ребята смогли собственный текст колыбельной напеть речитативом.
Третьи использовали готовые тексты из книг и Интернета, спеть получалось далеко не у всех.
Потом мы обратились за помощью к учителю изо и нарисовали свою колыбельную. Нередко на своих уроках мы просим нарисовать детей свои впечатления, образы, возникающие у них при прослушивании музыки.
На последнем уроке я дала послушать «Казачью колыбельную песню» М.Ю.Лермонтова. Мальчики получили задание такое: «Представьте, что это Ваша мама поет колыбельную. Подумайте, почему она решила спеть именно эту колыбельную». Девочки представляли, что это они поют колыбельную своему сыну и тоже объясняли, почему именно эту.
Ребята обратили внимание на необычность песни: в ней заложена программа воспитания подрастающего поколения. Основное содержание народных колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Мы пришли к выводу, что нужны разные колыбельные: и те, которые можно спеть всем малышам, и те, которые нужно петь сыновьям и дочкам. Я пообещала ребятам, что в летнем школьном лагере их ждет сюрприз.
Во-первых, двери и комнаты спален будут украшать не ксерокопии из Интернета с образами спящих мишек и кукол, а их рисунки.
Во-вторых, перед тихим часом мы планируем организовать прослушивание колыбельных и просмотр серии м/ф «Колыбельные мира».
В-третьих, на родительских собраниях будут показаны видеофрагменты с уроков музыки. Моменты рассуждений детей о колыбельных, где они говорят такие трогательные слова о том, как их мама любит, и свою любовь передает в песне. Может быть это станет стимулом для какой-нибудь мамы к тому, чтобы она отложила свои очень важные дела и перед сном еще раз сказала своему чаду, как она его любит.
При организации работы по патриотическому воспитанию детей мы руководствуемся следующими принципами: последовательности и поэтапности. Реализуем такую воспитательную цепочку: Любовь к матери, отцу, семье, родной школе, улице, городу, стране. Приобщение к традициям народа. Знание великого наследия России – культуры и искусства.