Планирование кружка социального направления Мир, который построим Мы


Myниципальное общеобразовательное учреждение -
сpедняя общеобразовательная школа с. Подлесное
Mapксовского района Саратовской области им. Ю. В. Фисенко
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________ /О.С. Литвиненко /
Протокол № ____ от«____» _______________ 2014 г. «Согласовано»
Заместитель директора по ВР
МОУ – СОШ с. Подлесное
___________ /Е.В. Ковалёва/
«____» _______________ 2014 г. «Утверждено»
Директор
МОУ - СОШ с. Подлесное
___________ /Ю.П. Мельничёнок/
Приказ № ________________ от«____» _______________ 2014 г.
Рабочая программа кружка
«Мир, который построим мы»
по внеурочной деятельности
(в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Направление: социальное
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 6 – 10 лет
Руководитель кружка
учитель начальных классов
Максимова Оксана Борисовна
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой, Москва, 2011 и программы внеурочной деятельности социального направления «Мой мир» Хоровининой Н. И., Блудовой Л. И., Новокузнецк, 2010.
Данная программа отвечает социальным требованиям к школе, которые сформулированы в Концепции модернизации российского образования, а именно: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».
Настоящая программа является программой социального развития младших школьников. Она рассчитана на 4 года и предполагает участие детей с 1 по 4 класс общеобразовательной школы.
Предлагаемый курс занятий направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Цель курса: Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Основные задачи курса:
Передача социального опыта взрослых людей ученикам. Для этого широко используется механизм социально-педагогического, массово-коммуникативного общения. Под передачей опыта взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Это и экскурсии в музеи, на действующие предприятия;
Осознание собственного статуса и многообразие социальных ролей; понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;
Воспитание готовности к созидательной деятельности;
Развитие умения соотносить свои интересы с интересами других людей и оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;
Формирование самосознания и коррекция самооценки; умение адекватно оценивать личностное участие в жизни коллектива;
Формирование умения соблюдать правила и договариваться между собой; работать и осуществлять совместную деятельность;
Развитие творческого потенциала детей. Каждое занятие погружает ребенка в атмосферу творчества. Школа признает за каждым ребенком творческое начало, которое должно быть реализовано в любой деятельности. Творческая деятельность учащихся направляется в позитивную созидательную сферу деятельности. Свой творческий потенциал учащиеся могут реализовать на всех этапах становления личности. Задача учителя – не разрушать творческие способности школьника, а поощрять его способности, которые способствуют развитию коллектива и тем самым развитию его личности. Но на первых этапах ребенок может реализовать творческое начало через проявление своего мнения, своего отношения к тому, что он делает, т.е. выполнять любую деятельность, любую работу с вниманием и любовью;
Формирование интереса и любви к труду.
В различных видах труда детей (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии;
Воспитание целеустремленности и настойчивости, воспитание характера.
Общественно полезная деятельность требует определенных волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно разрешить их или с помощью группы детей, или с помощью учителя. Ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца;
Формирование потребности к общественно полезной деятельности, в которой проявляется забота каждого участника этой деятельности об окружающих, о школе, о природе. Одной из наиболее важных характеристик общественно полезной деятельности является то, что она позволяет решать различные индивидуальные проблемы и задачи развития в условиях совместной приятной, естественной для детей деятельности.
Все занятия имеют общую направленность и обладают структурным единством, которое может наполняться различным содержанием в зависимости от целей, состава и даже от настроения, с которым пришли дети.
Правильно организованная общественно-полезная деятельность помогает:
улучшить отношение в коллективе;
разнообразить общение детей;
скомпенсировать самооценку младших школьников;
учит их лучше понимать друг друга и самих себя;
удовольствие и радость от совместной работы положительно сказывается на развитии всех психических функций, что повышает учебный потенциал, способствует личностному росту каждого ребенка.
Программа включает 5 направлений:
Тропинка к своему Я
Человек и природа
Человек и общество
Человек и его здоровье
Я учусь дружить и находить друзей.
Основные содержательные линии курса.
І. Тропинка к своему Я
В данном разделе представлены темы, которые помогают младшим школьникам познакомиться с ценностями «Я»( личности): собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Они предполагают осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте; предполагают овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими; обеспечивают появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении; побуждают к последующей самореализации.
ІІ. Человек и природа.
В этом разделе предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий. Дети учатся распознавать обитателей живого уголка, растения и животных своей местности, комнатные растения. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего этого раздела. Содержание направлено на создание условий непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе.
Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.
ІІІ. Человек и общество.
В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность – особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.
ІV. Человек и его здоровье.
Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены, рассматривается понятия «здорового образа жизни». Раскрыть понятие о здоровье (стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила, жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать понятия и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Занятия в данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье, потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.
Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности.
V. Я учусь дружить и находить друзей.
Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм, правилах конструктивной групповой работы, способах организации взаимодействия людей и общностей, способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как Таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность); стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за них; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
2 класс
Регулятивные УУД:
учиться контролировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников
учиться прогнозировать последствия своих поступков
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
делать выводы в результате совместной работы в группе
учиться графически оформлять изучаемый материал
моделировать различные ситуации
усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении
учиться договариваться и приходить к общему решению
учиться понимать эмоции и поступки других людей
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
3 - 4 класс
Регулятивные УУД:
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Примерное поурочное тематическое планирование
кружка «Мир, который построим мы» (1–4 классы)
1 класс
№ урока Тема урока
І. Тропинка к своему Я (7 ч.)
1 Кто Я? Какой Я?
2 Мой автопортрет
3 Моё настроение
4 Мой внутренний мир.
5 Мой любимый герой. Кто он?
6 Я учусь быть самостоятельным.
7 Подведение итогов «Что ты сделал хорошего…»
ІІ. Человек и природа (5 ч.)
1 Вводное занятие «Что и кто нас окружают»
Давайте познакомимся!
2 Дыхание осени (творческая мастерская)
3 Виртуальная экскурсия «Зимний лес полон чудес»
4 Выращивание витаминов на окне в классе
5 Практическая работа «Уборка мусора на школьной площадке»
ІІІ. Человек и общество (9 ч.)
1 «Зеленый огонек» Моя дорога в школу
2 Моя помощь родным и близким
3 Все работы хороши.
4 Отношение к старшим.
5 Я и мой класс. Творческая мастерская
6 Школа вежливых наук
7 Экскурсия в школьную библиотеку
8 Добро и зло в сказках
9 Творческая мастерская «Когда мама рядом»
ІV. Человек и его здоровье (6 ч.)
1 Что такое здоровье
2 Бухгалтерия моего времени
3 Экскурсия в медицинский кабинет
4 Веселые прыгалки
5 Привычки человека6 «Здоровым будешь – все добудешь»
Я учусь дружить и находить друзей (6 ч.)
1 Учимся общаться
2 Я и мои друзья.
3 Отзывчивость и доброта.
4 Я познаю себя и других
5 Плохо одному.
6 Правда и ложь.
2 класс
№ урока Тема урока
І. Тропинка к своему Я (6 ч.)
1 Расскажу о себе
2 Что я умею и чем горжусь?
3 Как справиться со страхом.
4 Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.
5 Моё поведение
6 Каким я буду, когда вырасту?
ІІ. Человек и природа (6 ч.)
1 На балу у красавицы Флоры.
2 В гостях у госпожи Фауны.
3 Воздух и Вода
4 Проект «Покормите птиц зимой»
5 Уход за домашними животным
6 Бездомные животные
ІІІ. Человек и общество (8 ч.)
1 Твои поступки и твои родители
2 Почему родители наказывают детей?
3 К миру с добром – мир добрее станет.
4 Отношение к учителю.
5 Операция «Сувенир» к Дню учителя.
6 Культура поведения и такт. Азбука этики.
7 Наши руки не знают скуки. Изготовление ёлочных украшений.
8 Обязанности ученика в школе и дома
ІV. Человек и его здоровье (6 ч.)
1 Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?
2 Летом и зимой дружи со спортом и игрой: разучивание игр
3 В гостях у Гигиены
4 Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки
5 Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.
6 Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
Я учусь дружить и находить друзей (8 ч.)
1 Я среди людей.
2 Другой человек.
3 Настроение другого человека
4 Что значит понимать другого и как можно этому научиться?
5 Конфликт. Как он возникает?
6 Я умею просить прощения
7 Каким должен быть настоящий друг.
8 Мы договариваемся.
3 класс
№ урока Тема урока
І. Тропинка к своему Я (7 ч.)
1 Мои способности.
2 Я расту, я изменяюсь
3 Мой внутренний мир.
4 Как можно выразить свои чувства?
5 Мои силы, мои возможности
6 Верность слову.
7 Что такое хорошо и что такое плохо?
ІІ. Человек и природа (6 ч.)
1 Правила поведения в природе.
2 Откуда пришли комнатные растения. Уход за комнатными растениями в классе
3 Существуют ли вредные организмы?
4 Опасные животные нашей местности
5 Опасные растения нашей местности
6 Люди и паразиты
ІІІ. Человек и общество (7 ч.)
1 Нравственные отношения в коллективе.
2 Зачем быть вежливым
3 Речевой этикет
4 Этикет в общественных местах.
5 Права и обязанности школьника.
6 Мой класс самый чистый .Генеральная уборка в классе.
7 Я отвечаю за свои поступки.
ІV. Человек и его здоровье (7 ч.)
1 Человек в природе и его здоровье.
2 Организм человека. Органы и системы
3 Правда о табаке.
4 Правда об алкоголе.
5 Нужные и ненужные лекарства.
6 Первая помощь при отравлении
7 Сон и его значение для здоровья человека
V. Я учусь дружить и находить друзей (7 ч.)
1 Настоящий друг
2 Трудности в отношениях с друзьями
3 Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
4 Мои друзья в классе.
5 Радость. Как её доставить другому человеку.
6 Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?
7 Можно ли поступать всегда так, как хочется?
4 класс
№ урока Тема урока
І. Тропинка к своему Я (7 ч.)
1 Как правильно оценить себя?
2 Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?
3 Что дали мне природа, родители, что зависит от меня в совершенствовании моего «Я»?
4 В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества
5 Принимать решение нелегко.
6 Учимся принимать самостоятельное решение.
7 Ограничения и самоограничение.
ІІ. Человек и природа (6 ч.)
1 Земля – наш общий дом
2 Природа. Значение природы для людей
3 Десять заповедей друзей леса
4 Приглядись и удивись. Язык животных
5 Удивительное рядом
6 Добрые мысли о спасении Земли
ІІІ. Человек и общество (7 ч.)
1 Профессии людей в моем селе.
2 Устав – основной закон школы.
3 Мода и школьная одежда.
4 Поведение в общественных местах.
5 Библиотека – хранительница знаний.
6 Праздники в жизни человека.
7 Нравственное отношение в семье.
ІV. Человек и его здоровье (7 ч.)
1 Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно
2 Почему мы болеем
3 Прививки от болезней
4 Забота об органах чувств
5 Я выбираю движение
6 Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
7 Закаливание в домашних условиях
Я учусь дружить и находить друзей (7 ч.)
1 Умение общаться.
2 Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
3 Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
4 Чем люди отличаются друг от друга.
5 Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?
6 Как влиять на поведение другого человека.
7 Хороший ли я друг? Что я готов изменить в себе ради дружбы? Формы моральной оценки и самооценки.
В процессе реализации программы учащиеся научатся:
• Осознавать и ценить роль и значение семьи в их жизни;
• Осознавать и ценить роль школы в их жизни;
• Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителями, дорожить ими;
• Ориентироваться в наиболее распространенных сферах труда в современном обществе;
• Овладеют универсальными учебными действиями: поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей;
• Самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в группе, выполнять разные социальные роли;
• Уважать труд других людей, внимательно относиться к старшим, младшим и одноклассникам, появится стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Дополнительная литература для учителя и учащихся, иллюстративный материал
Барто, А. Л. Медвежонок-невежа / А. Барто. – Ленинград: Детская литература 1984 . – 5 с.
Пушкин, А.С. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва: Детская литература 1998 г. – 23 с.
Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М. : Детская литература 1987 г.
Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/Сост.Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993.- 352с.: ил.
Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.- 221 с. с ил.
Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988. – 70 с.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007. -296 с.
Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. – М.: Худож. лит, 2000.
Родари Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. Мери Поппинс/ П. Треверс. Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Л.З. Лунгиной.- Мн.: Беларусь, 1986. – 431 с Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб.: 2007. – 224 с.
Толстой, Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой – М.: Детская литература. 1988. – 143 с
Учебно-методическая литература для учителя.
Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П. Звездина, Т.П. Щербакова. – М: ТЦ Сфера, 2004.
Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994.
Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994.
Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.
Кащенко, В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997. – 240 с.
Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.
Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 80 с.
Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В. Макарычева. - М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь,2007. - 296с.
Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб.: 2007. – 224 с.
Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности. - М.:1994. 107 с.
Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 1998. – 130 с.
В. Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.
Р.В. Овчарова. «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001
Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я».- Д.: «Сталкер», 1998 г.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось»,2001 г.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.- Новосибирск, 1997 г.
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя о тебе.- М. «Просвещение», 1991 г.
Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург, 1997 г
Коломинский, Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение»,1986 г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов. -М.: Просвещение, 2010