Конспект внеклассного занятия для старшеклассников по профориентации Дом, который построим МЫ в рамках Всероссийского проекта Zасобой в профессию

Редей Г.В., педагог-психолог, социальный педагог,
ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа»

Тема: «Дом, который построим мы», внеклассное занятие в рамках Всероссийского проекта «Zасобой в профессию.
Примечание: занятие проводится во время Единого урока «Zасобой в строительство»

Цели:
I. Образовательные:
Знакомство со специальностями строительной отрасли;
Дать представления о профессии «строитель», о специальностях строительной отрасли;
Расширить кругозор детей.
II. Коррекционные:
Развивать умение соотносить свои желания в проопределении со своими возможностями;
Развивать умение точно подбирать слова для выражения мыслей;
Развивать связную речь, память, восприятие, внимание.
Способствовать развитию активности детей на занятии;
III. Воспитательные:
Воспитывать уважение к людям труда.
Воспитывать уважение и внимательное отношение к собеседнику.

Оборудование: медиопроектор, карточки - «кирпичики» для определения настроения (жёлтые, чёрные,белые), распечатанные слайды, карточки с пословицами, с названием специальностей строительной отрасли.


Ход занятия.
I. Организационный момент.

1. Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать с нами сегодня Здравствуйте!!!
(дети хлопают в ладоши на раз, два, три).

2. Определение настроения обучающихся.
Я рада вас видеть на своём занятии. Мне хотелось бы знать с каким настроением вы ко мне пришли. На столе разложены кирпичики разного цвета. Я прошу вас выбрать кирпичик того цвета, который соответствует вашему настроению:
Жёлтый – отличное настроение, рад встречи, готов активно работать
Чёрный – мрачное настроение, желания работать нет
Белый – настроение неопределённое, не знаю чего хочу.
(Дети выбирают кирпичики и прикрепляют их на доску в одну линию). Спасибо.

II. Речевая разминка.
Собрать пословицы (пословицы напечатаны на кирпичиках, которые выстраиваются вторым рядом после фундамента):

Дело мастера боится.
Построить здание - надо иметь знание.
Дом возвести – не плетень заплести.

III. Сообщение темы и цели занятия.

Просмотр видеоролика «Стройка» (серия «Весёлая школа»)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на занятии? (О строительстве).
- Посмотрите на доску. Как вы считаете, что мы с вами уже начали делать на доске? (строить дом).
- Ребята, может кто-нибудь сформулирует тему сегодняшнего занятия (ответы детей).
- Тема занятия «Дом, который построим МЫ».
- Ребята, мы с вами много говорили о профессиях. Вспомните, о каких отраслях шла речь на наших занятиях по профориентации. Участниками какого Всероссийского проекта мы с вами являемся? (Всероссийский проект «Zасобой в профессию»: «Zасобой в промышленность», «Zасобой в образование», «Zасобой в сельское хозяйство»).
- Как мы можем назвать сегодня занятие в рамках проекта «Zасобой..? («Zасобой в строительство»).
- Цель нашего занятия: познакомиться с профессией «строитель», со специальностями строительной отрасли.

IV. Основная часть занятия.
Просмотр «Крымский мост»
Каждый год в нашей стране повсеместно возводится большое количество различных построек. Это и жилые комплексы, и коттеджные поселки, учреждения, промышленные предприятия и т.д. Поэтому строители в наше время очень востребованы, а их работа хорошо оплачивается.
Строительные специальности не столь популярны среди молодежи. Но с учетом того, что каждый год растет количество строительных объектов, можно с уверенность сказать, что строитель – профессия будущего.
Все строительные объекты можно разделить на 7 больших групп:
1) объекты промышленного строительства (заводы, фабрики);
2) объекты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], общественные здания, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], склады);
3) объекты сельскохозяйственного строительства;
4) объекты транспортного строительства (дороги, линейные объекты, мосты, тоннели)
5) объекты военного назначения (военное строительство);
6) объекты гидротехнического назначения (плотины, дамбы, каналы, берегоукрепительные сооружения и устройства, водохранилища)
7) объекты гидромелиоративного назначения (системы орошения, осушения)
Строительство обслуживают практически все отрасли промышленности. Для перевозки строительных материалов, строительных конструкций и строительной техники используются практически все виды транспорта:
Автомобильный
Железнодорожный
Речной
Морской
Воздушный

Работа в группах «Интересный факты о строительстве и ЖКХ».
5 пары – 5 слайдов (обучающиеся рассказывают интересные факты о строительстве, сопровождая рассказы слайдами). Распечатанные слайды укладываются в виде кирпичиков на доске:

Пётр III однажды превратил утилизацию мусора из дорогостоящей в бесплатную
После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом он приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен.
Однажды царь для взятия вражеского города приказал перенести по реке деревянный кремль
Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.

Прямо сейчас в России строится
Космодром Восточный 
Это уникальный с технической и технологической точки зрения для России проект. Реализуется в условиях сурового климата, вдали от производственных и инфраструктурных центров страны на площади более 800 квадратных километров.
До 2030 года на космодроме планируется дополнительно создать инфраструктуру для новой ракеты космического назначения с многоразовой первой ступенью и новой сверхтяжёлой ракеты, предназначенной для освоения дальнего Космоса и, в частности, Луны.
Мост через Керченский пролив (Крымский мост)
Планы строительства моста между Крымом и Кавказом (Крымским и Таманским полуостровами) существовали ещё с царских времён.
В начале 2014 года российское Правительство начало практические шаги по разработке проекта перехода через пролив.
Мост длиной около 19 километров будет включать в себя четырёх полосный автомобильный переход и две железнодорожные колеи.
Окончание строительства планируется на 2018 г.
Газопровод «Сила Сибири»
Трасса газопровода пройдет по территориям трех субъектов РФ: Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и Амурской области.
«Сила Сибири»  строящийся магистральный газопровод для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Совместный проект «Газпрома» и Китая. Закончить газопровод планируется к 2017 году.


Физкультминутка («Кукутики. Подъёмный кран», песенка с движениями)

Дидактическая игра « Что кому пригодится?
Необходимо подобрать картинки с изображением специальных инструментов. Например, для маляра – кисть и валик, для плотника – рубанок и топор, для электрика – отвёртка и кусачки, для каменщика – молоток и мастерок.

Творческое задание «Угадай специальность».
Ребята делятся на две группы (1-й ряд, 2-й ряд) и с помощью мимики и жестов. Без слов изображают строительные специальности и карточки с их названиями прикрепляют на крышу «Дома, который построили МЫ».
Профессия строителя является очень древней.
Строитель – это, скорее, собирательное понятие для нескольких специальностей. Условно строительных дел мастеров делят на две категории:
- инженерно-конструкторские кадры: они являются организаторами всего процесса. Например, инженера-строителя – это руководитель проекта, на плечах которого лежит составление бюджета, подбор специалистов для проведения необходимых работ, их организация и координирование. Довольно часто обязанности инженера-строителя почти полностью совпадают с обязанностями прораба (это производитель работ).
- исполнители:
каменщик кладет стены и фундамент, монтирует плиты и перекрытия;
кровельщик занимается заготовкой и укладкой кровли на крыше;
электромонтажник в жилых помещениях налаживает проводку и освещение. На производстве устанавливает различное электрооборудование: электромоторы и трансформаторы. Электромонтажники проводят кабельные и воздушные линии.
электрогазосварщик выполняет работы по резке и сварке металлических деталей и конструкций способами газовой или электродуговой сварки. Этот рабочий – одна из основных фигур на строительной площадке.
маляр наносит шпатлевку, красит стены, клеить обои. Специалисты высокой квалификации могут выполнять и художественную отделку потолков и стен, составляют колеры, расписывают различные поверхности.
облицовщик готовит раствор, подбор краски и специальных составов, подготовка поверхностей и создание мозаичных и плиточных покрытий.
отделочник - специалист по оформлению различного вида поверхностей с целью придания им завершенного вида. Мастера этой специальности они умеют клеить обои, выполнять малярные, штукатурные и плиточные работы, обрабатывать деревянные поверхности, укладывать ковровые покрытия и т.д.
На любом объекте бригада строителей состоит из рабочих разных специальностей. Все они трудятся рука об руку, и качественное выполнение работы каждого зависит от умения общаться друг с другом. Особенность профессии строителя и заключается в том, что она предполагает коллективный труд.

V. Итог. Рефлексия.
Строю  школы, строю бани, строю новые дома,  Строю целые деревни, даже строю города! Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,  Чтоб жилось в тепле, уюте, даже в сильные снега. В своём деле я художник и над ленью победитель, Догадались? я -(строитель)
- Что нового вы узнали на занятии?
- О каких строительных профессиях вы услышали впервые?
- Какая профессия заинтересовала?
- Ребята, спасибо вам работу. Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы покидаете моё занятие, построив такой замечательный дом? Выбирайте кирпичик того цвета, который соответствует вашему настроению и достаивайте тропинку к нашему дому.

Интернет-ресурсы:
1. Материалы Всероссийского проекта «Zасобой»
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





АНКЕТА "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС" 1. Какую профессию ты собираешься выбрать? а) еще не знаю б) собираюсь выбрать одну из следующих (записать): 2. Какие условия, по твоему мнению, имеют значение для твоего профессионального самоопределения? (номер главной причины обведи кружочком, остальные, имеющие значение, отметь знаком +): а) способности б) склонности и интересы в) значимости профессии г) состояние здоровья д) создавшиеся условия е) влияние других людей ж) стремление стать самостоятельным з) семейные обстоятельства и другое (напиши) 3. Где ты собираешься приобрести будущую профессию? а), в учебном заведении; б) на работе 4. Каким образом ты познакомилась с выбранной профессией? (Обведи кружочком номера тех форм деятельности, с которыми ты встретился, и допиши не упомянутые здесь) а) приходилось слышать по радио, видеть по телевизору, читать; б) приходилось слышать от знакомых, учителей, родителей; 5. Пользуется ли спросом выбранная тобой профессия на рынке труда? 6. Предлагаем вопрос, непосредственно связанный с твоей личной жизнью что, по твоему мнению, является самым главным, чтобы человек был доволен своей жизнью и работой? Укажи, в порядке очередности, отмечая ] скобках самое важное - 1, следующее после него условие-2,3 и т.д: а) хороший заработок; б) возможность использования своих способностей; в) работа, соответствующая склонностям и интересам; г) хорошие бытовые условия; д) хорошая оценка работы другими; е) хорошие отношения с товарищами по работе; ж) хорошие отношения с руководителями; з) значимость работы для общества; и) не знаю; к) хорошая организация труда; л) м) согласие в семье; 7.Какие виды помощи необходимы тебе для подготовки к профессии.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





I. Организационный момент.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать с нами сегодня Здравствуйте!!!

И жизнь игра, и все мы в ней актеры.
У каждого своя есть роль:
Герой, преступник иль святой –
Решаем сами мы порой,
судьбу вершить, иль просто по теченью плыть,
вести или ведомым быть.
Но каждый может изменить историю своей судьбы,
Осуществить свои мечты,
И выбрать верный путь.


Конкурс № 4 Конкурс пословиц.
У вас на столах карточки с пословицами, но они перепутаны. Необходимо собрать пословицу.



Я надеюсь и верю в вас.
Кем бы ни пришлось
По жизни стать вам:
Поваром, дояркой иль врачом
Вложи в профессию свою ты душу
И не жалей, конечно, ни о чем.
С тобой удача в жизни пусть шагает –
Спортсменом иль шофером будешь ты –
Работа пусть приносить только радость
И в жизни будет больше доброты.









13 PAGE 14115