Конспект урока по русскому языку на тему Правописание ться и тся в глаголах


МБОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов
Конспект урока по русскому языку
УМК «Начальная школа 21 века»
4 класс
Тема урока: «Правописание ться и тся в глаголах»
Подготовила:
учитель начальных классов
Маликова О.А.
Цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов,
Познакомить с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам.
Задачи урока:Обучающая:
Научить правильно обозначать буквами звукосоченание [ца] на конце слов , относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания тся и ться в глаголах.
Способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
Обучать учащихся приёмам самооценивания.
Развивающая:
развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
активизировать словарный запас.
Воспитывающая:
воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
  Личностные: формировать интерес к учению.
  Метапредметные:
  Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
  Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
   Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.  
Методы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, работа в парах(группах), дифференцированная.
Средства обучения: учебник «Русский язык»4кл, часть 1 (автор Иванов С.В.и др.), тетрадь№1 «Пишем грамотно» (автор Кузнецова М.И.), карточки с индивидуальными заданиями, презентация.

1. Мотивация к деятельности
Учитель: «Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Мы рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Сегодня наш урок пройдет под девизом : « Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться!».
2. Актуализация усвоения знаний.
Чистописание :ЗзЗнаешь – говори, не знаешь – слушай. (объяснить смысл пословицы)
Задание на карточках по вариантам. (найти и отметить глаголы).3. Принятие учебной задачи. Прочитайте стихотворениеКарандаш в пенале мается,Но зато он не ломается.Он там должен находиться.Он на уроке пригодится.
Какой частью речи являются выделенные слова ? (глаголом)А что мы уже знаем о глаголах ?Какую особенность заметили в написании данных глаголов?Кто может сказать тему нашего урока ? Правописание тся и ться в глаголах.
4. Открытие новых знаний.
Посмотрите внимательно на слова и скажите какие вопросы к ним можно поставить ? (что делает? что делать?). И какое же правило можно сформулировать исходя из выше сказанного?
Правило Пример (свои)
1. Если глагол отвечает на вопрос что делает ? (сделает?), то перед –ся мягкий знак не пишется (ОН) что делает ?учится, прощается,улывается, старается
2. Если глагол отвечает на вопрос что делать?(сделать?), то глагол стоит в неопределенной форме и в нем перед -ся мягкий знак пишется (НАДО) что делать ?учиться, прощаться, улыбаться,старатьсяВЫВОД :  ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ,  И  ГЛАГОЛ  ПИШЕМ  С  Ь, ЕСЛИ  Ь  ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ,  И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим. Алгоритм1. Найти глагол2. Задать вопрос.3. Определить когда пишется тся/ться.
5. Первичное закрепление изученного материала.Задание по вариантам.Выпишите из пословиц глаголы : 1 вариант – те, в которых пишется ь знак; 2 вариант – те, в которых не пишется ь знак.
Трус своей тени боит?ся. У него дело из рук валит?ся . Друзья познают?ся в беде. Несчастья боят?ся , так и счастья не видать. Не сдыдно не знать, стыдно не учит?ся. За все брат?ся ничего не сделать.
Проверка : 1 вариант : бояться, не учиться, браться 2 вариант: боится, валится, познаются.
ФизминуткаПоднимает руки класс – это раз,Повернулась голова – это два,Руки вниз – вперед смотри – это триРуки в стороны ,пошире, развернули на четыре.С силой их к плечам прижатьИ немного повращать – это пять.А на шесть в ладоши хлопнуть,И на семь ногою топнуть.А на восемь потянуться,И на девять улыбнуться.Что ж заряд хороший естьМожно нам теперь присесть.
Работа с предложением. (коллективная работа)
Даны два слова, ваша задача правильно расставить эти слова в предложениях.
ссориться-ссоритсяЯ больше никогда ни с кем не буду___________ .Вася часто ____________ с одноклассниками.
6. Включение знаний в систему.
Сейчас мы будем исследователями. У нас проблема. Мы должны с ней разобраться.
Внимание! Проблема!Дано слово Тепли[ца]
Посмотрите на слова и скажите можно ли к данному слову подобрать слова Теплица – теплится- теплитьсяВ чем разница в написании слов?Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца!
Учебник с. 116 Рубрика «Давай подумаем»Узнать значение слов «теплица» и «теплится» ( см. Толковый словарь). Составить предложения с каждым из этих слов. Разобрать предложения по членам предложения и написать какой частью речи являются данные слова. На даче мы оборудовали теплицу. Огонь костра будет теплиться всю ночь.
Сделать вывод.
- Что нужно запомнить ?( В конце глагола никогда не пишется ца). В какой части речи пишем? ( у существительных)Работа с учебником с.115 упр. 1 (1 ряд выполняет задание под цифрой 1, 2ряд-под цифрой 2, 3 ряд- под цифрой 3.)3 ученика выполняют задание у доски.
Игра.Я называю слова, если в слове пишется ца, то встают девочки, если пишется ться или тся, то встают мальчики.Играться, купаться, птица, синица, водица, гордиться, лениться, сахарница, курица, учиться.
Творческая работа
Составить и записать предложения. Вставить пропущенные буквы.Кто, любит, тому, не, трудиться, без ,дела, сидится.
Наклониться, из, надо, ручья, чтобы, напиться.
Правописание какой орфограммы мы сегодня изучали?
1.Верно ли утверждение, что ца пишется в глаголах?
2. Верно ли утверждение, что ться пишется в глаголах начальной формы с вопросом что делать?, что сделать?
3. Верно ли утверждение, что тся пишется в глаголах 3-го лица ед. ч. или мн. ч. с вопросом что делает?, что сделает?
4. Верно ли утверждение, что ца пишется в именах существительных?
Домашнее задание . с.116 упр. 4 ; с.115 правило.
Рефлексия
Я научился...
Я узнал , что...
Я порадовался за...
Я могу похвалить себя за...
Мне удалось...
Мне понравилось...
Поблагодарить за урок, выставить оценки.