Конспект урока по русскому языку на тему Правописание -ться, -тся в глаголах.


Урок русского языка в 4 Б классе. Слайд №1.
Тема: Правописание –ться, -тся в глаголах.
Цель урока: формировать навыки правописания глаголов, которые заканчиваются на -тся и -ться. Задачи: учить различать правописание глаголов неопределенной формы от глаголов 3 лица, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, воспитывать толерантность, личностные отношения, показать взаимосвязь русского языка с другими предметами.
Оборудование: проектор, ноутбук, картинный словарь, снежки из бумаги, рабочая тетрадь, учебник для 4 класса «Школа 21 века» С.В.Иванов, под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Ход урока
Организационный момент.
Скажем здравствуйте руками.
Скажем здравствуйте глазами.
Скажем здравствуйте мы ртом.
Станет радостно кругом.
Проверка выполнения д/з.
Начальная форма
(что делать?) Форма 3-го лица ед. ч. (что делает?)
Знакомиться Знакомится
Мириться Мирится
Беспокоиться Беспокоится
Тревожиться Тревожится
Сердиться Сердится
Нравиться Нравится
 
Минутка чистописания.
Запись числа:
Девятнадцатое ноября.
Классная работа.
Письмо букв, соединений, слов:
Б б Б б Б б 
Баловаться, балуется, не балуйся. – Эти слова нужно произносить правильно.
Иван Андреевич Крылов – баснописец. – Каких авторов басен вы ещё наете?
Изучение нового материала.
Игра «Будь внимателен». Слайд № 2.
Правила игры. Я буду называть слова. Если слово является именем существительным, то вы хлопнете в ладоши 2 раза, если глаголом, то топнете потихоньку 2 раза.
Вьётся, метелица, волшебница, любуется, улица, красуется, смеяться, красавица, девица, глядеться, синица, сердиться.Наблюдение за написанием глаголов.
- Какие правила нужно знать, чтобы написать все эти слова без ошибок?
метелица вьётся
волшебница любуется
улица красуется
красавица смеяться
девица глядеться
синица сердиться
Сообщение темы урока обучающимися.
- Как вы думаете, какая тема урока? Слайд №3.
4. Работа по учебнику с. 118 № 3.
- Что такое глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает?
- Какие формы глагола вы знаете?
- Как вы думаете как изменяются глаголы?
- В настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем по числам и родам. А вот что такое время глаголов, наклонение, спряжение мы узнаем на следующих уроках.
- Ребята, как вы думаете зачем нам нужно столько всего знать?
V. Физминутка.VI. Повторение изученного материала.
1. Самостоятельная работа. Слайд №4.
Вставьте пропущенные буквы и разберите текст по членам предложения.
Белый сне… пуш…стыйВ воздух… круж…тся.И на землю тихо Падает, лож…тся.
2. Проверка выполнения с/р по образцу на слайде. Работа в парах. Слайд № 5.
Белый снег пушистый В воздухе кружится.И на землю тихо Падает, ложится.И.Суриков
Игра в снежки. Слайд № 6-12.
Учитель. Я кидаю ” снежок” и называю слово, а вы должны назвать близкое по значению слово (синоним).
сражаться биться, бороться
поражаться удивляться
состязаться соревноваться
Чтение слов со слайда № 12.
Учитель. На какой вопрос отвечают глаголы? Что пишется в конце слов?
Ученик. Глаголы отвечают на вопрос что делать? Это глаголы неопределенной формы. В конце глаголов пишется “-ться”
Продолжение игры. Слайд № 13-19.
Учитель. Я называю глагол, а вы называете глагол противоположный по смыслу (антоним).
плакать смеяться
спускаться подниматься
ругаться мириться
Слайд 19.Чтение слов со слайда.
Учитель. Как же пишутся глаголы неопределенной формы?
Ученик. Глаголы неопределенной формы пишутся с мягким знаком.
Учитель. Чему научились на уроке?
Ученик. Мы учились грамотно писать, отличать имена существительные от глаголов, различать глаголы неопределенной формы от глаголов 3 лица, подбирать различные по значению глаголы.
Послание Самоделкина.
Учитель. Ваш любимый герой “Самоделкин” и я благодарим вас за работу. Он прислал вам телеграмму. Слайд № 20.
Дорогие ребята! Снег укрыл землю пушистым ковром. Птицам стало голодно. Помогите им! Сконструируйте кормушки.
Слайд № 21. “Покормите птиц”.
Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма Горсть зерна нужна, Горсть одна. И не страшна Будет им зима. Приучайте птиц в морозК своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.Александр Яшин
Учитель.
К чему призывает автор?
От чего гибнут птицы? От холода или голода?
Какую помощь вы оказываете птицам?
VI.Рефлексия.
Чему научились на уроке?
VI.Домашнее задание: с. 119 № 5.
Список литературы.
1. Русский язык. Учебник. 4 класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О. –М.: Вентана – Граф, 2013 г. – (Начальная школа, 21 век).
2. Русский язык. Комментарии к урокам. 4 класс. Иванов С.В. -М.: Вентана – Граф – 2013 г.- (Начальная школа, 21 век).
3. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 4 класс. Кузнецова М.И.- М.: Вентана – Граф, 2013 г. - (Начальная школа, 21 век).
4. 1000 загадок, пословиц, поговорок и скороговорок. Для начальной школы.- Составитель – Иванкова В.Н., - М.: ООО “Аквариум – Принт”, 2006 г.
5. Нестандартные уроки в начальной школе. Составитель Савинова С.В., Гугучкина, издательство “Учитель”, Волгоград, 2001 г.
6. Начальная школа. Русский язык. Поурочные планы. 4 класс по учебнику С.В.Иванова, Волгоград, издательство “Учитель”, 2006 г.