Рабочая программа кружка Юный лингвист

Управление образования Администрации Обоянского района Курской области
Филатовский филиал Муниципального Бюджетного Образовательного учреждения
«Рыбинобудская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на заседании Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ.
ШМО ---------------------------------- педагогического совета школы. Директор школы _________/В,Г.Котов/
/Протокол № 1 от 26.08.2015г./ /Протокол № 1 от 31.08.2015г./
Руководитель ШМО ________ /------------------./ Председатель _________ /В.Г.Котов/ /Приказ от 31.08.2015г. №49/



Рабочая программа
кружка дополнительного образования
«Юный лингвист»




направленность: социально-педагогическая
возраст учащихся: 15-16 лет
срок реализации программы – 1 год
педагог дополнительного образования: Бобракова Екатерина Васильевна






с. Филатово, 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Основной целью данного курса является выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, и преодоление трудностей в изучении русского языка у детей, имеющих низкую мотивацию в учении. Рабочая программа составлена для реализации в 9 классе Филатовского филиала МБОУ «Рыбинобудская СОШ»
Стандарты образования требуют от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность кружка заключается в формировании следующих умений и навыков:
писать изложения разных видов
читать текст и анализировать его содержание
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Информационный материал курса сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень знаний, умений, навыков, необходимых для успешного продолжения образования после окончания основной школы. Кроме того, занятия в кружке позволяют организовать работу с учащимися, имеющими низкую мотивацию учебной деятельности.
Цели: 1) систематизация знаний, умений и навыков учащихся, формирование умения применять их в новых, отличных от урока условиях; 2)совершенствование умения излагать учебный текст; 3) совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему; 4) обеспечение с работы с книгой по заданию учителя, успешного устного ответа и выполнения тестовых заданий.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
игры на языковом материале;
практическая работа с различными рода словарями;
работа с текстами художественных произведений.
Виды деятельности:
теоретические:
- лекция с элементами беседы;
практические:
-  выполнение тестов;
-  работа над словом, работа с книгой, словарем;
-  редактирование предложений, написание изложений и сочинений;
-  подбор примеров из художественной литературы, их анализ;
-  подготовка докладов, проектов;
-  практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Ожидаемые результаты:
возросший интерес к предмету;
повышение успеваемости по русскому языку;
умение грамотно оценивать языковые ситуации.
Программа кружка «Юный лингвист» для 9 классе предусматривает работу в течение всего учебного года и рассчитана на 68 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать сжатые изложения.
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
-понимать основную мысль прослушанного текста;
-понимать главную мысль прочитанного текста;
-определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
-определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
-находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
-создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
-использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
-оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Учебно-тематический план

Разделы, темы
Дата проведения



План.
Факт.
Примечание







1.
Значение знания русского языка в жизни человека. Знакомство с содержанием курса кружка «Юный лингвист»
2/IX



2.
Культура речи. Нормы литературного языка
5/IX



3.
Нормы литературного языка ( лексические, орфоэпические, грамматические)

9/IX



4.
Повторение лексики. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы
12/IX



5.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.
16/IX



6.
Трудности современной русской фразеологии
19/IX



7.
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности
23/IX



8.
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности
26/ IX



9.
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности
30/IX



10.
Выразительность русской речи. Средства выразительности. Тестовая работа
3/X




11.
Трудности современной русской орфографии. Правописание корней
7/X



12.
Трудности современной русской орфографии. Правописание приставок
10/X



13.
Трудности современной русской орфографии. Правописание суффиксов
14/X




14.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Трудности грамматического управления в современном русском языке.
17/X



15.
Синтаксические нормы. Тестовая работа
21/X



16.
Занимательная грамматика. Тренировка учащихся для успешного участия в районной предметной олимпиаде и в игре-конкурсе «Русский медвежонок» -- 2015
24/X



17.
Занимательная грамматика. Тренировка учащихся для успешного участия в районной предметной олимпиаде и в игре-конкурсе «Русский медвежонок» -- 2015
7/XI




18.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Причастные и деепричастные обороты
11/XI



19.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Причастные и деепричастные обороты
14/ XI



20.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Обособленные определения и обстоятельства
18/ XI




21.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Выделение грамматических основ в сложных предложениях. Односоставные предложения в составе сложных предложений
21/ XI



22.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Выделение грамматических основ в сложных предложениях. Односоставные предложения в составе сложных предложений
25/XI



23.
…°Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Выделение грамматических основ в сложных предложениях. Односоставные предложения в составе сложных предложений
28/XI



24.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Занимательные упражнения со схемами предложения
30/XI




25.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа
2/XII



26.
Синтаксический анализ сложного предложения. Составление схем предложения.
5/XII



27.
Синтаксический анализ сложного предложения. Составление схем предложения.
9/XII



28.
Синтаксический анализ сложного предложения. Составление схем предложения. Тестовая работа
12 /XII



29.
Подготовка к проекту «Лексика учащихся нашей школы»
16/XII



30.
Защита проекта «Лексика учащихся нашей школы»
19/XII



31.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным
23/XII



32.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды подчинительной связи.
26/XII



33.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды подчинительной связи.
13/I




34.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды подчинительной связи.
16/I




35.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды подчинительной связи. Тестовая работа
20/I



36.
Сложные бессоюзные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
23/I



37.
Сложные бессоюзные предложения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
27/I



38.
Сложные бессоюзные предложения. Тире в бессоюзном сложном предложении
30/I



39.
Сложные бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
3/II



40.
Сложные бессоюзные предложения. Тестовая работа
7/II



41.
Сложные предложения с разными видами связи.
10/II



42.
Сложные предложения с разными видами связи.
14/II



43.
Сложные предложения с разными видами связи. Тестовая работа
17/ II



44.
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
21/II



45.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
24/II




46.
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
28/II



47.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
1/III



48.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
5/III





50.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
12/III



51.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
15/III



52.
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения


19/III



53.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
29/III




54.
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений
1/ IV



55.
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений
4/ IV



56.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи.
8/ IV




57.
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений
11/IV



58.
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений
15/IV




59.
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений
18/IV



60.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
22/IV



61.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
25 /IV



62.
Почему каждый человек должен быть хорошим оратором?
29/IV



63.
Основы ораторского искусства
2/V



64.
Знаменитые ораторы прошлого
6/V



65.
Известные русские ораторы
13/V




66.
Индивидуальная работа с учащимися. Подготовка к научно-практической конференции.
16/V




67.
Научно – практическая конференция «Лексика учащихся нашей школы» (презентация результатов исследовательской работы учащихся)
20/V



68.
Отчет о работе кружка дополнительного образования.
23/V










Содержание тем курса «Юный лингвист»
Введение (3 часа). Значение знания русского языка в жизни человека. Знакомство с содержанием курса кружка «Юный лингвист». Культура речи. Нормы литературного языка
Лексические нормы (9 час.). Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительность русской речи. Средства выразительности.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы:
Нормы в морфологии и орфографии (3 час.). Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов
Синтаксические нормы: Ораторское исскуство
Словосочетание ( 4 час.).
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Простое предложение (3 час.). Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Сложное предложение (29 час.). Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.

Текст. Методика обучения написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения (11 час.).
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему
Ораторское искусство (7 час.). Основы ораторского искусства. Индивидуальная работа с учащимися. Знаменитые ораторы прошлого. Значение умения говорить правильно и красиво. Подготовка к научно-практической конференции.



Литература

Богданова Н.А. Уроки русского языка в 9 классе. М., «Просвещение», 2014.
Т.А.Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку, 6 класс. М., «Просвещение», 2014.
Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. – М: «Просвещение», 2014 г.
Словари и энциклопедии по русскому языку
Федоренко Л.П.. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку.
.Цыбулько Н.Л.. ОГЭ – 2016.Типовые тестовые задания. 36 вариантов. М, изд. «Экзамен», 2015


Мультимедийные пособия.
.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий