Рабочая программа объединения социально – педагогической направленности « Юный лингвист»


ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово м.р.Сызранский Самарской области
Рабочая программа объединения
социально – педагогической направленности
« Юный лингвист»
структурного подразделения «ЦВР»
ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.ВарламовоРуководитель: Куркина Ольга Валерьевна
м.р.СызранскийОглавление
1. Пояснительная записка.
2. Учебно- тематический план.
3. Содержание.
4. Методическое обеспечение.
5. Список литературы.
6. Приложение « Календарно- тематический план».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера творчества рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует лингвистика и литературное творчество.
Данная дополнительная образовательная программа относится к программам социально – педагогической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, литературных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку развитие речи становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Работа детей по программе «Юный лингвист» - это не подготовка к вступлению на профессиональную писательскую, поэтическую или научно-исследовательскую стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В ходе занятий приобретаются навыки публичного выступления и поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, приобретения навыков ведения исследовательской работы, решения конфликтов.
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.
Содержание занятий объединения представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базовых предметов – русского языка и литературы. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы объединения , должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Специфичность программы проявляется:
в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Цели: 
гуманитарное развитие учащихся;
развитие творческих способностей личности;
овладение учащимися способами и приемами компрессии текста;
подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку.
Задачи:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению  заданий ОГЭ по русскому языку;
совершенствовать практическую грамотность;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
развивать умение опознавать языковые единицы и проводить различные виды их анализа;
совершенствовать умение адекватно понимать и сокращать прослушанный текст с использованием различных способов компрессии.
Цели и задачи реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);  самостоятельная работа;  работа в группах, парах; индивидуальная работа.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
Данная программа рассчитана на детей 13-15 лет . Срок реализации - 1 год.
Форма организации - объединение.
Программа рассчитана на 168 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Планируемые результаты изучения курса
– курс объединения имеет практическую направленность и в конечном итоге должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся, способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся;
- учащиеся овладеют навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; ознакомятся с приёмами исследовательской и проектной деятельности;
-расширятся знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания;
-работа объединения должна способствовать развитию лингвистического мышления учащихся.
Учебно- тематический план.
№ Раздел Количество часов Теория Практика
1. Вводные занятия 2 2 2. Лексика. Фразеология. 28 11 17
3. Орфография. 8 3 5
4. Синтаксис. Пунктуация. 24 10 14
5. Текст. 24 10 14
6. Изложение. Виды изложений. 22 9 13
7 Сочинение-рассуждение. 46 22 24
8. Культура речи. 12 5 7
9. Итоговое занятие 2 2 168 ч. 74 ч. 94 ч.
СОДЕРЖАНИЕ
Лексика . Фразеология.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Орфография.
Правописание корней . Правописание приставок. Правописание суффиксов
Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения . Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении . Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные бессоюзные предложения . Сложные предложения с разными видами связи

Текст.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Роль текста в жизни человека. Понятие о тексте. Основные признаки текста.
Типы речи. Стиль текста. Абзац. Микротема текста. Сложное синтаксическое целое. Связь предложений в тексте. Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф.
Опорные (ключевые слова). План текста. Памятка «Как составить план текста». Простой и сложный план. Заглавие, его роль в тексте. Композиция текста.
Композиция повествовательного текста. Композиция текста-описание. Композиция текста-рассуждение. Проблема текста. Составление текста по предложенному плану. Тезис. Вид тезиса. Тезис - утверждение. Вступление. Вводная часть текста. Тезис - риторическое восклицание. Тезис – риторический вопрос
Изложение. Виды изложений.
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста Извлечение информации из различных источников
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Сочинение-рассуждение. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Методическое обеспечение.
Основными видами деятельности на занятиях объединения «Юный лингвист» являются информационно-рецептивная и репродуктивная.Информационно - рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение различных видов заданий.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно - познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении заданий педагога.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог использует следующие наглядные пособия: компьютерные презентации, аудиозаписи, реквизит, тематические подборки материалов.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Список литературы:
1. Львова С. И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М.: Эксмо, 2006. – 240 с.
2. Сёмушкина Л. Н. Культура русской устной речи: Словарь-справочник. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 352 с.
3. Францова Н. В. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 352 с.
4. Литературный энциклопедический словарь / под общ. Ред. В. М. Кожевникова, П. Н. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 752 с.
5. Олимпиадные задания по литературе, 8 класс / Сост. О. А. Финтисова – Волгоград: Учитель, 2004. – 201 с.
6. Олимпиадные задания по литературе, 9 класс / Сост. О. А. Финтисова – Волгоград: Учитель, 2004. – 201 с.
7. Орфоэпический словарь русского языка / Авт.-сост. Новинская Н. И. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336.
8.Точка, точка, запятая… Саморепетитор по русской пунктуации. Под ред. А. М. Ломова.- Воронеж, 1993. – 176 с.
Календарно- тематическое планирование
№ Дата Тема Всего часов Теория Прак -тика
Вводное занятие (2 ч.)
1 Вводный инструктаж по ОТ и ПБ. Вводное занятие. 2 2 Лексика. Фразеология.( 28ч)
2 Лексика. Слово как лексическая единица.
Лексические нормы 2 1 1
3 Этимология слов. Этимологические словари. 2 1 1
4 Фразеологизмы . Группы фразеологизмов по сферам употребления и эмоционально- экпрессивной окраске 2 1 1
5 Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. 2 1 1
6 Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. 2 0,5 1,5
7 Средства выразительности. Лексические средства художественной выразительности 2 1 1
8 Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Общеупотребительная и специальная лексика 2 1,5 0,5
9 Эмоционально- экпрессивно окрашенные слова. 2 0,5 1,5
10 Книжные слова. Термины. 2 0,5 1,5
11 Многозначность слова. 2 1 1
12 Архаизмы, историзмы, неологизмы. Славянизмы. 2 0,5 1,5
13 Разговорные слова. Просторечные слова. 2 0,5 1,5
14 Источники крылатых слов и выражений.
Крылатые слова и выражения в произведениях словесности. 2 0,5 1,5
15 Выполнение тестовых заданий. 2 0,5 1,5
Орфография ( 8ч.)
16 Правописание корней .Трудности современной русской орфографии. 2 1 1
17 Правописание приставок. Трудности современной русской орфографии. 2 1 1
18 Правописание суффиксов .Трудности современной русской орфографии. 2 1 1
19 Выполнение тестовых заданий. 2 2
Синтаксис. Пунктуация (24 ч.)
20 Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях. 2 1 1
21 Трудности грамматического управления в современном русском языке 2 1 1
22 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения 2 1 1
23 Грамматические нормы. 2 1 1
24 Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении 2 1 1
25 Знаки препинания в сложносочинённом предложении 2 1 1
26 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 2 1 1
27 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 2 1 1
28 Синтаксический анализ сложного предложения 2 0,5 1,5
29 Сложные бессоюзные предложения 2 0,5 1,5
30 Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания. 2 1 1
31 Выполнение тестовых заданий. 2 2
Текст ( 24 ч.)
32 Понятие о тексте. Роль текста в жизни человека. Основные признаки текста. 2 1 1
33 Типы речи. Стиль текста. 2 1 1
34 Микротема текста. Сложное синтаксическое целое. 2 1 1
35 Инструктаж по ОТ и ПБ.Тема текста. Основная мысль текста. Связь предложений в тексте. 2 1 1
36 Композиция повествовательного текста. 2 0,5 1,5
37 Композиция текста-описание. 2 1 1
38 Композиция текста-рассуждение. 2 1 1
39 Проблема текста. 2 1 1
40 Составление текста по предложенному плану. 2 0,5 1,5
41 Вступление. Вводная часть текста. 2 0,5 1,5
42 Тезис. Вид тезиса. Тезис - утверждение. Тезис - риторическое восклицание. Тезис –
риторический вопрос. 2 0,5 1,5
43 Концовка текста. Цитата как концовка. 2 1 1
Изложение. Виды изложений ( 22 ч.) . 44 Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста 2 1 1
45 Представление об абзаце как о пунктуационном знаке 2 1 1
46 Главная и второстепенная информация в тексте 2 0,5 1,5
47 Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. 2 1 1
48 Извлечение информации из различных источников 2 0,5 1,5
49 Способы компрессии (сжатия) текста: исключение, замена, обобщение. Что нельзя удалять из текста? 2 1 1
50 Компрессия текста: применение способа замены 2 1 1
51 Компрессия текста: применение способа обобщения. 2 1 1
52 Компрессия текста: применение способа исключения. 2 1 1
53 Написание сжатого изложения с использованием приёмов исключения, замены. 2 0,5 1,5
54 Написание сжатого изложения с использованием приёма обобщения. 2 0,5 1,5
Сочинение-рассуждение ( 46 ч.)
55 Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Требования к сочинению – рассуждению. 2 2 56 Критерии оценивания сочинения – рассуждения. 2 2 57 Алгоритм написания сочинения – рассуждения Тезис сочинения-рассуждения. 2 1 1
58 Тема. Развитие темы. Подтема. 2 1 1
59 Смысловые части сочинения- рассуждения. 2 1 1
60 Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 2 1 1
61 Речевые клише. 2 1 1
62 Заключение в сочинении- рассуждении. 2 1 1
63 Сочинение - рассуждение на лигвистическую тему ( зад. 15.1) 2 0,5 1,5
64 Композиция сочинения-рассуждения по заданию 15.1: тезис – аргументы – вывод. 2 1 1
65 Написание сочинения-рассуждения по заданию 15.1 2 0,5 1,5
66 Речевые клише. 2 1 1
67 Композиция сочинения-рассуждения по заданию 15.2: тезис – аргументы – вывод. 2 2 68 Сочинение - рассуждение на морально – этическую тему ( зад. 15.2) 2 0,5 1,5
69 Написание сочинения-рассуждения по заданию 15.2 2 0,5 1,5
70 Композиция сочинения-рассуждения по заданию 15.3: тезис – аргументы – вывод. 2 1 1
71 Сочинение - рассуждение по заданию 15.3 2 0,5 1,5
72 Написание сочинения-рассуждения по заданию 15.3. 2 0,5 1,5
73 Анализ сочинений-рассуждений. 2 2 74 Создание собственного текста- рассуждения в устной форме. 2 0,5 1,5
75 Создание собственного текста- рассуждения в устной в письменной форме. 2 0,5 1,5
76 Комплексный анализ текста. План анализа. 2 0,5 1,5
77 Комплексный анализ художественного текста. 2 0,5 1,5
Культура речи (12 ч.)
78 Культура речи. Что такое хорошая речь? 2 1 1
79 Какие нормы языка существуют? 2 1 1
80 Этикетная модуляция. 2 2
81 Обиходно- разговорная речь, просторечия 2 1 1
82 Слова-сорняки, слова-паразиты, иноязычные слова. 2 1 1
83 Правильно ли я говорю? 2 1 1
Подведение итогов ( 2 ч.)
84 Итоговое занятие. 2 2 168 ч.