Рабочая программа кружка по русскому языку Юный лингвист 7 класс



Согласовано:
заместитель директора по УВР
_______

«___» _________200 г.

Принята
на заседании ШМО
Протокол от «____» _____________ 200 г.
№ ______
Руководитель ШМО
________________ / /





Утверждаю:
Директор
МОУ Красноармейской ООШ
____________.
приказ №_______

«___» __________ 2008 г



МОУ Красноармейская ООШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«ЮНЫЙ ЛИНГВИСТ»

ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 класс


УЧИТЕЛЬ - ЗАСЫПКИНА Ж.А.



2014-2015 уч.год
Пояснительная записка
Стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает «освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств»; формирование различных умений и навыков и как результат – способность учащихся применять полученные знания, приобретенные умения и навыки на практике, т.е. в зависимости от сферы и ситуации общения. Обладание такой способностью – показатель общей языковой культуры человека.
Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков – процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.
К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков – актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому предлагаемый курс призван способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся. Какие же задачи необходимо решить, чтобы поставленная цель была достигнута?
- организовать на занятиях кружка целенаправленное повторение учебного материала по орфографии;

- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии (не предусмотренных программой), непосредственно связанных с изучаемыми орфографическими понятиями;

- обеспечить высокую познавательную активность учащихся, повысить мотивацию орфографической работы;
Это необходимое условие эффективности данного кружка, поэтому при планировании каждого занятия учитывались следующие требования:

- занятия носят занимательный характер, используются увлекательные формы и методы работы (дидактические игры; языковые игры, имеющие значение для развития орфографических умений и навыков (кроссворды, шарады, ребусы и т.д.); решение грамматико-орфографических задач (как один из поисковых, проблемных методов), тесно связанное с языковым анализом и синтезом, опирается на знание грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. Данный метод применим ко всем проверяемым орфограммам. Интересен и ценен он тем, что учащийся , в сущности, сам должен поставить перед собой задачу, она не дается ему учителем. В системе усложнения решаемых задач и заложены возможности постепенного повышения познавательной активности и самостоятельности школьников; моделирование, алгоритмизация изученных орфограмм);

- четкий отбор и продуманная структура дидактического материала (дидактический материал подбирался интересный по содержанию, образцовый по языку; размер дидактических единиц несколько превышает объем орфографического поля для определенного типа орфограмм, широко используются, наряду со словами и словосочетаниями, тексты; в список слов или словосочетания нередко вводились так называемые «конфликтные слова», не содержащие орфограмм нужного типа, что нарушает «однообразие» текста, повышает внимание учащихся, воспитывает орфографическую зоркость; орфограммы в дидактических материалах встречаются в доступных вариантах, но с постепенным усложнением);

- опора на чувственное восприятие учебного материала (использование наглядных материалов, учебных пособий);

- многообразие используемых видов деятельности и разумное, целесообразное их чередование во время занятия (чередование подачи теоретического материала с практическими упражнениями, дидактическими играми, шуточными заданиями ( «переменками»), рисованием и т.д.);

- обеспечение высокого уровня самостоятельности и активности уч-ся на каждом занятии
( присутствие элемента соревнования (индивидуального или группового) на каждом занятии);

- каждое занятие должно способствовать формированию положительной самооценки ребенка: дети должны постоянно убеждаться в своем успехе;

Систематическое выполнение перечисленных требований на каждом занятии повышает его эмоциональный фон, снимает напряженность, предупреждает утомление уч-ся, а следовательно, способствует успеху обучения.

- развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей уч-ся, а также развитие их творческих способностей.
Актуальность введения в школе кружка "Юный лингвист" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Кружок предназначен для учащихся 7 класса и рассчитан на 38 часов – 2 часа в неделю.
Время проведения - 2 полугодие.
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
научность;
доступность;
последовательность и системность изложения материала;
преемственность и перспективность;
связь теории с практикой;
наглядность;
целостность.
Кружок "Юный лингвист" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
эвристическая беседа;
исследование;
проблемно-поисковые задания;
наблюдение;
лингвистические игры;
индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи.














УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
№ п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Краткое содержание
Знания, умения, навыки

1-2
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.
2
Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова.
Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.

3-4
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня.
2
Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные. Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов.
Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.

5-6
Правописание о/ё после шипящих в корне слова.
2
Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё.
Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов.

7
Правописание приставок на -з / -с.
1
Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с.
Знать три группы приставок в зависимости от их правописания.

8-9
Написание ы в начале корня после приставок на согласный.
2
Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы.
Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило.

10-11
Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.
2
Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи.
Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться.

12-13
Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.
2
Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.
Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова.

14-15
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
2
Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов--кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн-
Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я).
Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием.

16
Разделительный Ъ.
1
Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-.
Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-.

17-18
Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.
2
Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц.
Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости.
Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы.

19-20
Употребление приставок пре- и при-.
2
Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их.
Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).

21-22
Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.
2
Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.
Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

23
Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).
1
Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).
Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

24
Правописание суффиксов имён прилагательных.
1
Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных  -к- (-ск).
Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных.

25
Правописание суффиксов глаголов.
1
Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению.

26
Правописание суффиксов причастий.
1
Правописание суффиксов причастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Знать суффиксы причастий и условия их употребления.

27-28
Написание не с именами существительными, именами прилагательными.
2
Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными.
Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы.

29-30
Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями.
2
Вспомнить правила написания не с глаголами и деепричастиями. Развивать навыки и умения написания данных частей речи с не.
Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах.

31-32
Написание не с причастиями.
2
Формировать навык употребления н и нн в причастиях.
Уметь определять зависимые от причастия слова, полную и краткую форму причастия. Знать, как пишется не с причастиями.

33-34
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
2
Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-.
Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании.

35-36
Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.
2
Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных.
Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме.

37
Употребление прописных букв.
1
Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв.
Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв.

38
Правила переноса.
1
Закрепить правила переноса слов.
Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме.

Итого: 38 занятий












































15