Рабочая программа по предмету Экономика для професссией СПО, социально — экономический профиль

Приложение 11
















ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП 03. ЭКОНОМИКА
название учебной дисциплины







































-2016 -

Программа разработана на основе примерной программы образовательной учебной дисциплины Экономика для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 386 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных государственных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной основной профессиональной образовательной программы ФГАУ «ФИРО» и на основе Федерального образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования
38.01.02 Продавец, контролёр – кассир
код наименование профессии


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс (41163)21401


Разработчик:
Е.В.Щипанова, преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Сангарский многопрофильный лицей»
Ф.И.О., должность










Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей»
Протокол №   от «__» ____2016 г.



Председатель: ___________________С.Ю.Бойко
подпись


М.П.










СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.........4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.........5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...............11

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...12










































1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика
название дисциплины

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью Программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02 Продавец, контролёр – кассир

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональный цикл
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу
1.3. Требования к результатам обучения:
личностных:

· развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

· формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
метапредметных:

· овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

· овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

· формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

· генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам, как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
предметных:

· сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

· понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

· сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

· владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

· сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

· умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

· способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

· понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 131 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 33 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
131

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
90

в том числе:


теоретическое обучение
50

практические занятия
40

контрольные работы
6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
33

Консультации
8

В том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа в виде:
работа с периодическими изданиями.
Написание сообщений по темам

33

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи при освоении обучающимися профессий СПО и специальностей СПО для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики.
2
1

Раздел 1
Экономика и экономическая наука
12 (12+0СРС)


Тема 1.1. Потребности. Потребности человека и ограниченность ресурсов
Содержание учебного материала




1.
Потребности человека и ограниченность ресурсов. Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.
2
2

Тема 1.2.
Факторы производства. Прибыль и рентабельность
Содержание учебного материала




Практические занятия.




1.
Факторы производства. Рентабельность. методы определения рентабельности
2


Тема 1.3.
Выбор и альтернативная стоимость
Содержание учебного материала




1.
Экономический выбор и Кривая спроса. Альтернативная стоимость и альтернативные затраты.
2
2

Тема 1.4.
Типы экономических систем.
Содержание учебного материала




1.
История и типология экономических систем
2
2

Тема 1.5.
Собственность. Конкуренция.
Содержание учебного материала




Практические занятия.




1.
Собственность и конкуренция. Антимонопольная политики государства
2


Тема 1.6.
Экономическая свобода. Значение специализации
и обмена
Содержание учебного материала




Практические занятия.




1.
Понятие и определение экономической свободы. Условия существования экономической свободы. Специализация и кооперация. Рынок и цена. Рыночный механизм

2


Раздел 2
Семейный бюджет
6(6+0СРС)


Тема 2.1.
Семейный бюджет
Содержание учебного материала




1.
Понятие семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Типология доход. Денежные и натуральные доходы. Номинальные и реальные доходы.
2
2


Практические занятия.




1.
Планирование и мониторинг семейного бюджета
2



Контрольная работа
2


Раздел 3
Товар и его стоимость
4 (4+0СРС)


Тема 3.1
Товар и его стоимость.

Содержание учебного материала




1.
Товар и его стоимость. Значение торговли. Исторические экономические школы о торговле. Три основные концепции стоимости. Экономические затраты и полезность.
2
3


Практические занятия.




1.
Потребительские предпочтения. Понятия потребительских предпочтений. Числовое выражение и функции полезности. Закон убывающей полезности. Исторические аспекты формирования предельной полезности. Расчёт предельной полезности двух товаров. Потребительское равновесие.
2


Раздел 4.
Рыночная экономика
30 (14+16СРС)


Тема 4.1.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.
Содержание учебного материала




1.
Рыночный механизм и рыночное равновесие. Цена товара. Характеристика рыночных механизмов.
2
3


Практические занятия.




1.
Доход потребителей и спрос на товар.
2


Тема 4.2.
Экономика фирмы: цели, организационные формы.
Содержание учебного материала




1
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, её миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятия.
2
2

Тема 4.3.
Организация производства.
Содержание учебного материала




1.
Организация производства и производственный процесс. Функции, цели и задачи организации производственного процесса. Виды производственных процессов. И их характеристика. Экономическая сущность производственных процессов.
2
2


Практические занятия.




1.
Производственный цикл. Определение производственного цикла. Стадии производственных циклов. Поточное производство. Методы организации производства и их отличительные особенности. Ремонтное и инструментальное хозяйство
2



Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика сообщений.
Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации нам современном этапе развития.
Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
Экономические кризисы в истории России.
Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века.
Россия на рынке технологий.
Финансовый кризис 1998 года в России.
16


Тема 4.4.
Производственные затраты. Бюджет затрат.
Содержание учебного материала




1.
Производственные затраты. Определение производственных затрат. Производственные издержки. Виды затрат. Нормальная прибыль. Калькулированные. Типовая номенклатура.
2
2


Практические занятия.




1.
Методы учета затрат. Бюджет затрат. Характеристика метод учета затрат. Плановая смета затрат. Этапы составления сметы затрат.
2


Раздел 5.
Труд и заработная плата
10 (10+0СРС)


Тема 5.1.
Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда.
Содержание учебного материала




1.
Рынок труда. Цена рабочей силы. Найм. 2 основных способа купли – продажи труда. Факторы формирования рынка труда. Закон предложения для рынка труда. Цена рабочей силы и оплата труда. Основные цели задачи и функции оплаты труда.
2
2


Практические занятия.




1.
Заработная плата. Определение понятия заработная плата. Функции заработной платы. Формы оплаты труда. Надбавки и доплаты. Тарифная система оплаты труда. Тарифная ставка. Тарифная сетка. Тарифно – квалификационный справочник. Факторы, влияющие на уровень заработной платы. МРОТ.
2


Тема 5.2.
Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы
Содержание учебного материала




1.
Безработица и ее виды. Добровольная, частичная, скрытая безработица. Три формы безработицы. Цикличная, застойная и естественная безработица. Рынок труда и рабочей силы.
2
3


Практические занятия.




1.
Социальные последствия безработицы. Международная организация труда. Государственное регулирования в области безработицы. Служба занятости в РФ.
2


Тема 5.3.
Наемный труд и профессиональные союзы.
Содержание учебного материала




Практические занятия.




1.
Определение понятия профессиональных союзов. Экономически активное население. Профессиональные союзы в РФ. Роль профсоюзов в формировании заработной платы. Профсоюзные организация поселка Сангар
2


Раздел 6
Деньги и банки
16 (16+0СРС


Тема 6.1.
Деньги и их роль в экономике
Содержание учебного материала




1
Деньги и из роль в экономике. История появления денег. Деньги, как ценность. Деньги, как эталон обмена. Натуральные и символические деньги. Деньги и масштабы цен. Функции денег. Деньги как средство обращения.
2
3


Практические занятия.




1.
Виды денег. Действительные деньги и знаки стоимости. Объективная необходимость появления знаков стоимости. Кредитные деньги и их характеристика. День как средство обращения. Условия обращения денег
2


Тема 6.2.
Банковская система.
Содержание учебного материала




1.
Банковская система. Состав и структура банковской системы. ФЗ № 395 – 1 «О банках и банковской деятельности» Роль банков в экономике страны. Динамика и признаки банковской системы.
2
2


Практические занятия.




1.
Центральный банк РФ. Банки и эмиссия. Задачи и функции деятельности центрального банка РФ. Виды банковских операций. Характеристика банковских услуг.
2


Тема 6.3
Ценные бумаги: акции облигации. Фондовые биржи.
Содержание учебного материала




1.
Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Цели и задачи ценных бумаг. История появления ценных бумаг. Государственные ценные бумаги. Международные облигации. Рынок опционов.
2
2


Практические занятия.




1.
Рынок первичных и вторичных ценных бумаг. Характеристика данных рынков. Фондовые биржи, цели и задачи деятельности фондовых бирж. Фондовые биржи в РФ,
2


Тема 6.4.
Инфляция и ее социальные последствия
Содержание учебного материала




Практические занятия.




1.
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Государственная система антиинфляционных мер
2



Контрольные работы
2


Раздел 7
Государство и экономика
18(18+0СРС)


Тема 7.1.
Роль государства в экономике. Общественные блага

·