Рабочая программа по предмету Развитие психомоторики и сенсорных процессов


Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай
"Коррекционная школа-интернат"
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №____________
от «___»_________ 20___г.
Руководитель МО
________ Казанцева Е.Б.
СОГЛАСОВАНА
на методическом совете
Протокол № ___________
«____»___________20___ г.
Заместитель директора по УВР
___________ Трескина Л.Г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор
________Смышляева М.В.
Приказ №______________
от «____»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по индивидуальному обучению
по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающегося 1 «а» класса
Разработчик:
Шадеева Любовь Мереевна,
учитель надомного обучения
г. Горно-Алтайск
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по индивидуальному обучению по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА
« Коррекционная школа-интернат», на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей/ Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.- М: Просвещение, 1983.- 91с.
Цель программы: коррекция и развитие высших психических процессов: всестороннего восприятия, внимания и мелкой моторики.
Задачи:
-развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов, а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода);
-учить различать объемные формы в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого; воспринимать величину (большой, маленький); брать большие предметы двумя руками, маленькие — одной рукой;
-учить реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен);
Особенность изучаемого курса состоит в том, что он составлен для неговорящего ученика с глубокой степенью умственной отсталости. Познавательные способности ребенка не развиты. Инструкции не понимает, нужно его брать за руку и повторять действие многократно. Моторика рук слабая, движения медленные, неуверенные. Речь отсутствует, издает мычащие звуки и крики. Мальчик дружелюбный, ласковый, неусидчивый.
Сенсорное развитие ребенка с глубокой степенью умственной отсталости значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: он испытывает трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у него замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Работа по сенсорному воспитанию реализуется в ходе дидактических игр и упражнений, в повседневной жизни. Обучающегося знакомят с сенсорными эталонами (формы, цвета, величины), с многообразием звуков. Учат узнавать, выделять, объединять в группы, сравнивать по подражанию и простейшему образцу предметы.
На данный учебный предмет отведено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Должен уметь
демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;
демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимать помощь взрослого, разрешать дотрагиваться до своих рук, принимать поглаживание по голове, выполнять со взрослым совместные действия;
откликаться на свое имя;
узнавать себя в зеркале;
воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;
проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их);
положительно относиться к процессу и результатам конструирования;
узнавать знакомые постройки и конструкции; создавать простейшие постройки из строительного материала;
реагировать на слуховые раздражители;
воспринимать на ощупь величину предметов.
Должен знать
Свое имя
Содержание предмета
1 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций.
Наблюдение за крутящимся барабаном. «Разноцветные огоньки» - игры с фонариком.
Наблюдение за природой.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Слушание музыки. Игра с колокольчиком. Игра с металлофоном.
Развитие ручной моторики
Ощупывание предметов. Построй башню. Достань игрушки из мешочка.
2 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Игра с цветными трубочками. Яркие погремушки, шарики. Колокольчик (бубенчик, шарик-погремушка), укрепленный на кольце.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Игры с шуршащей бумагой. Потешка «Тяги, тяги, потягушеньки».
Развитие ручной моторики
Пальчиковые игры. Игрушки, завернутые в несколько слоев бумаги.
3 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов. Большие и маленькие. Игры с заводными игрушками.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Прятки с платочком. Потешка «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота» Игры со свистулькой.
Развитие ручной моторики
Перекладывание игрушек из коробки в коробку. Складывание матрешки. Собирание пирамидки Игра с вкладышами.
4 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Игра со звенящей матрешкой-неваляшкой. Игрушки, закрепленные на ленточках.
Знакомство с новой игрушкой.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Слушание песни «Во поле береза стояла». Игра с бубном.
Развитие ручной моторики
Твой ящик: бросай и вытаскивай игрушки. Наводим порядок в комнате. Игра с кубиками.
Игрушки с прорезями для фигур.
Информационно-методическое обеспечение
Дополнительная литература
Алябьева, Е.А Занятия по психогимнастике. Методическое пособие / Е.А Алябьева. - М.: Сфера, 2008. – 158 с.
Волков, Р. «Радужная страна». Знакомство с цветом / Р.Волков. – Волгоград: Учитель, 2003. -56 с.  
Гладык,Т. Р. Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью./ Т. Р Гладык. - Петродворец , 2008.-34 с.
Закревская,О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста./ О.В.Закревская.— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-89 с.
Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А Катаева., Е.А. Стребелева. - М.: 2001. – 216 с.
Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с.
Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
Печора, К.Л.. Методы диагностики нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни./ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-23 с.
Фомина, Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте  5-6 лет / Л.В. Фомина. - М.: Сфера, 2001. - 77 с.
Дидактический материал
Игрушки. Тарелочки, мисочки. Колпачки - вкладыши разного цвета. Сачок и таз с водой. Игрушки для игр с водой. Деревянный строительный конструктор.
Приложение 1.
Календарно-тематический план

п/пНаименование раздела и тем Часы учебного времени Дата
1 четверть ( 18ч) Развитие зрительных ориентировочных реакций.
( 6 ч) 1-2 Наблюдение за крутящимся барабаном. 2 04.09
05.09
3-4 «Разноцветные огоньки» - игры с фонариком. 2 11.09
12.09
5-6 Наблюдение за природой. 2 18.09
19.09
Развитие слуховых ориентировочных реакций (6 ч) 7-8 Слушание музыки. 2 25.09
26.09
9-10 Игра с колокольчиком. 2 02.10
03.10
11-12 Игра с металлофоном. 2 09.10
10.10
Развитие ручной моторики (6 ч) 13-14 Ощупывание предметов. 2 16.10
17.10
15-16 Построй башню. 2 23.10
24.10
17 Достань игрушки из мешочка. 1 30.10
18 Повторение изученных упражнений. 1 31.10
2 четверть (14ч) Развитие зрительных ориентировочных реакций
(6 ч) 19-20 Игра с цветными трубочками. 2 13.11
14.11
21-22 Яркие погремушки, шарики. 2 20.11
21.11
23-24 Колокольчик (бубенчик, шарик-погремушка), укрепленный на кольце. 2 27.11
28.11
Развитие слуховых ориентировочных реакций (4ч) 25-26 Игры с шуршащей бумагой. 2 04.12
05.12
27-28 Потешка «Тяги, тяги, потягушеньки». 2 11.12
12.12
Развитие ручной моторики( 4ч) 29-30 Пальчиковые игры. 2 18.12
19.12
31-32 Игрушки, завернутые в несколько слоев бумаги. 2 25.12
26.12
3 четверть (18ч) Развитие зрительных ориентировочных реакций (6ч) 33-34 Гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов. 2 15.01
16.01
35-36 Большие и маленькие. 2 22.01
23.01
37-38 Игры с заводными игрушками. 2 29.01
30.01
Развитие слуховых ориентировочных реакций (6ч) 39-40 Прятки с платочком. 2 05.02
06.02
41-42 Потешка «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота» 2 12.02
13.02
43-44 Игры со свистулькой. 2 26.02
27.02
Развитие ручной моторики (6ч) 45-56 Перекладывание игрушек из коробки в коробку. 2 04.03
05.03
47-48 Складывание матрешки. 2 11.03
12.03
49 Собирание пирамидки 1 18.03
50 Игра с вкладышами. 1 19.03
4 четверть (18ч) Развитие зрительных ориентировочных реакций (6ч) 51-52 Игра со звенящей матрешкой-неваляшкой. 2 01.04
02.04
53-54 Игрушки, закрепленные на ленточках. 2 08.04
09.04
55-56 Знакомство с новой игрушкой. 2 15.04
16.04
Развитие слуховых ориентировочных реакций (4ч) 57-58 Слушание песни «Во поле береза стояла». 2 22.04
23.04
59-60 Игра с бубном. 2 29.04
30.04
Развитие ручной моторики (8ч) 61-62 Твой ящик: бросай и вытаскивай игрушки. 2 06.05
07.05
63-64 Наводим порядок в комнате. 2 13.05
14.05
65 Игра с кубиками. 1 20.05
66 Игрушки с прорезями для фигур. 1 21.05
.