Адаптированная рабочая программа по предмету Развитие психомоторики и сенсорных процессов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации»
Учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. От 9 марта 2004 г. № 1312
Программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
Учебного плана ГКОУ школы-интерната № 12.
Адаптированной образовательной программы ГКОУ школы-интерната № 12.

Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г Рабочая программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования (по ступеням обучения) и базисному учебному плану образовательного учреждения. Предмет входит в коррекционную подготовку. Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Его введение в учебный план коррекционных образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем развитии от своих сверстников с сохранным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. А значит, необходимо оказание комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в конечном счете, будет способствовать более успешной адаптации и интеграции в общество.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление обучающимся об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
Образовательные:
формировать правильные многогранные полифункциональные представления об окружающей действительности, способствующие оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе;
обогащать чувственный, познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;
формировать на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов.

Коррекционные:

исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
исправлять недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, инструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
формировать точность и целенаправленность движений и действий.

Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, ответственность за свои поступки, аккуратность, настойчивость; вырабатывать положительную мотивацию к учению
воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца;
прививать чувства толерантности, патриотизма.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с нарушением интеллекта недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, окружающей действительности, Для полноценного сенсорного развития необходимо осуществление целенаправленного сенсорного воспитания.
Сенсорное развитие ребенка с нарушением интеллекта значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически,- сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины цветового спектра предусматривает данная программа. Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта.
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений. Большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Для детей с нарушением интеллекта характерны выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формированию полученных результатов. Разные виды деятельности представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей. Особое внимание должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по окончании.
Учитывая психологические особенности детей, материал предлагается дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснять все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития речи. Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствуют овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Таким образом, структура программы психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
-развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков;
-тактильно-двигательное восприятие;
-кинестетическое и кинетическое развитие;
-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
-восприятие пространства;
-восприятие времени.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 4 года обучения:

·для 1 класса – 34 часа;

·для 2 класса – 34 часа;

·для 3 класса – 34 часа;

·для 4 класса – 34 часа;

·для УУО класса 68 чаов.
На каждый класс выделено 1 час в неделю, продолжительность занятий 30 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
Соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.
Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием.
Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.
Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Учиться:
выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;
составлять план выполнения задачи и последовательность действий;
работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;
Учиться:
анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные:
Обучающиеся должны знать, понимать:
противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть, расстегнуть – застегнуть);
последовательность основных жизненных событий.

Обучающиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога; составлять план действий (опосредуя в речи);
вычерчивать геометрические фигуры, дорисовывать симметричные половины изображения;
вырезать ножницами на глаз изображения предметов;
определять:
на ощупь разные свойства и качества предметов, их величину и форму (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.);
вес различных предметов на глаз; измерять вес разных предметов на весах;
предмет по словесному описанию;
на слух звучания различных музыкальных инструментов;
постоянные цвета (белый снег, зеленый огурец и т. д.);
время по часам; длительность различных временных интервалов;
возраст людей;
противоположные качества и свойства предметов;
находить на ощупь два одинаковых контура предмета из 4 – 5 предложенных;
сочетать движения и позы разных частей тела произвольно и по инструкции педагога; вербализировать собственные ощущения;
группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам и обозначать словом;
сравнивать и группировать предметы по заданным параметрам формы, величины, цвета;
составлять:
целое из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей);
сериационные ряды по самостоятельно выделенным признакам из 5 – 6 предметов; использовать простые мерки для измерения и сопоставления предметов;
простейшие схемы-планы комнаты;
самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
узнавать целое по одному фрагменту;
конструировать сложные формы предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6 – 8 элементов;
дорисовывать незаконченные изображения;
запоминать 5 – 6 предметов, изображений и воспроизводить их в исходной последовательности;
находить отличительные и общие признаки на наглядном материале (2 – 3 предметные или сюжетные картинки);
выделять нереальные элементы нелепых картинок;
дифференцировать вкусовые ощущения (сладкий – слаще, кислый – кислее); измерять:
вес разных предметов на весах;
объем жидких тел с помощью условной меры;
температуру с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха);
распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
давать характеристику неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона; выполнять упражнения на заданный звук;
ориентироваться:
в помещении и на улице; вербализировать пространственные отношения;
на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек;
выполнять задания педагога, связанные с изменением направления движения; представлять словесный отчет;
моделировать:
расположения различных объектов по отношению друг к другу в заданном пространстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся
должны научиться:
ориентироваться на сенсорные эталоны;
узнавать предметы по заданным признакам;
сравнивать предметы по внешним признакам;
классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
давать полное описание объектов и явлений;
различать противоположно направленные действия и явления;
видеть временные рамки своей деятельности;
определять последовательность событий;
ориентироваться в пространстве;
целенаправленно выполнять действия по инструкции;
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
опосредовать свою деятельность речью.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Учащимся не выставляются отметки. Используется словесная оценка. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ( «ленив», « невнимателен», « не старался»). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего, как положительные, так и отрицательные её стороны, а так же способы устранения недочётов и ошибок.


15