РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 9 класса для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основного общего образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА №7»




Рассмотрена и рекомендована
Протокол № ____
заседания МО учителей______________
__________________________________
от «___» _________ 20__г.
Руководитель МО _________ / ________


Утверждена
Директор ГКОУ РО
Азовской школы №7
________ И.П. Попова
Приказ № ______
от «___» _________ 20__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

9 класса для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) основного общего образования

Количество часов : 17
Учитель: Плотникова Оксана Михайловна






2016/2017
учебный год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 9 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой и авторской программы Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, а так же программы «Сенсорная стимуляция у детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой в соответствии со следующими документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Устав ГКОУ РО Азовской школы №7;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы №7;
Учебный план ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2016/2017 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 8.2;
Приказ Минобразования РФ от 26.01.2016 № 38 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2016-2017 учебный год».
которые являются документами, регламентирующими организацию и содержание образования в виде перечня образовательных областей, объёма учебных нагрузок по ним, соотношение инвариантной и вариативной частей плана, последовательность и продолжительность изучения учебных предметов.

Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта
Задачи:
-способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
-развивать и корректировать психические функции учащихся;
-развивать способность учащихся к обобщениям; умения сравнивать, классифицировать;
-снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха;
-корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
-способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи
Место курса в учебном плане
Согласно учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2016-2017 учебный год для 9 класса составляет 35 учебных недель (при 5-дневной учебной неделе)
Программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю,)
Содержание учебного предмета, курса

п/п
Содержательные линии
Кол-во
часов
Требования ФГОС
Планируемые результаты по предмету
Модели инструментария для оценки планируемых результатов




Минимальный уровень
Достаточный уровень


1
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
7
Пальчиковая гимнастика. Развитие моторики руки, формирование графических навыков.
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Работа с ножницами. Аппликация
поделки

2
Тактильно-двигательное восприятие
3
Работа с пластилином(твёрдое и мягкое состояние
Самостоятельно рисовать картины пластилином
Поделки, Рисованые картинки

3
Развитие восприятия пространства
3
Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов).
Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.


4
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов
4
конструировать предметы из геометрических фигур;

-определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
-различать основные цвета и их оттенки;
-узнавать предмет по части;
поделки


Календарно-тематическое планирование по РПСП 9кл (8.2)
№ п/п
Тема урока.
Коррекционные задачи
Основные виды учебной деятельности
Дата план
Дата факт



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков





1
Пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики пальцев руки.
Пальчиковая гимнастика.



2
Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру.
Развитие мелкой моторики пальцев руки.
Практич. занятие



3
Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру.
Развитие мелкой моторики пальцев руки.
Практич. занятие



4
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.
Развитие мелкой моторики пальцев руки и графомоторных навыков
Практич. занятие



5
Работа в технике «рваной» аппликации.
Развитие мелкой моторики пальцев руки.
Практич. занятие



6
Работа в технике «рваной» аппликации.
Развитие мелкой моторики пальцев руки.
Практич. занятие



7
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
Развитие мелкой моторики пальцев руки.
Практич. занятие




Тактильно-двигательное восприятие





8
Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты»
Развитие тактильно- двигательного восприятия
Практич. занятие



9
Упражнение в раскатывании и рисовании пластилином
Развитие тактильно- двигательного восприятия
Практич. занятие



10
Упражнение в раскатывании и рисовании пластилином
Развитие тактильно- двигательного восприятия
Практич. занятие




Развитие восприятия пространства





11
Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед назад.
Развитие восприятия пространства
Практич. занятие Выполнение движений по инструкции, за учителем



12
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона)
Восприятие пространства
Практич. занятие



13
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.
Восприятие пространства
Практич. занятия




Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов





14
Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.
Формирование сенсорных эталонов формы
Практич. занятие
Беседа



15
Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.
Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов
Практич. занятие
Беседа



16
Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины
Практич. занятие
Беседа



17
«Собери картинку»
Учить складывать из 2.3,4 частей разрезную предметную картинку
Практич. занятие, игра










Литература.

. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Коррекционные занятия по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).
Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.
Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г

15