Конспект урока по русскому языку на тему Разбор простого предложения по членам предложения и разбор слова как части речи(4 класс пнш Трещёва С.Н.)


Урок
Учителя начальных классов Трещевой С.Н.
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №28
по теме «Разбор простого предложения по членам предложения и разбор слова как части речи»,
русский язык, 4 класс
Цель: способствовать развитию умения разбирать предложения по членам
Планируемые результаты (метапредметные): знакомятся с алгоритмом разбора простого предложения по членам; находят предложения, удовлетворяющие заданному условию
Личностные результаты: ориентируются на понимание причин успеха в учёбе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого чнловека; проявляют доброжелательность в соре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.
УУД (метапредметные)
Познавательные: умеют самостоятельно выделять и формурлировать познавательную цель
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия.
Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в письменной форме речи.
Основное содержание темы, понятия, термины: разбор простого предложения.
Второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Имя прилагательное – сказуемое.
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности.
Весёлый прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
- Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, повернитесь к гостям и поздоровайтесь.
- Я надеюсь, что мы с вами проведём этот урок с пользой для всех.
Постановка учебной задачи
Игра «Найди лишнее слово»
На доске слова: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, существительное.
- Найдите лишнее слово. (Существительное, т. к. оно относится к частям речи, а остальные слова – члены предложения).(Слайд 2)
- Определите тему урока.
- А чем мы будем заниматься на уроке в соответствие с темой урока?
(Находить грамматическую основу предложения, разбирать предложения по членам, различать распространённые и нераспространённые предложения).
- Как ещё можно назвать главные члены предложения? (Грамматическая основа).
- На какие вопросы отвечает обстоятельство, определение, дополнение?
- Давайте вспомним (Слайд 3)
Актуализация знаний и способов действий
- Отгадайте загадку: (Слайд 4)
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень).(Слайд 5)
- Какая орфограмма в слове «осень»?
-Какие ассоциации возникают у вас при слове «осень»? (дождь, ветер, золотая….)
- На доске собраны некоторые ассоциации к слову «осень». (Слайд 6).
- Как можно назвать эти слова? (Словарные).
- Запишите эти слова и объясните орфограммы.
- При слове «осень» у каждого возникает свой образ: ранняя осень, поздняя осень, дождливая. Но больше всего мы любим золотую осень. Потому, что природа одевается в яркие краски.
- Составьте нераспространённое предложение со словом «осень». А какое предложение мы называем нераспространённое? (В котором только грамматическая основа).
Пришла осень.
- Разберите это предложение по членам и дайте характеристику этому предложению.
- А что нужно сделать, чтобы это предложение превратилось в распространённое? (Добавить второстепенный член предложения).
- Добавьте член предложения – определение.
Пришла золотая осень.
- А теперь добавьте обстоятельство.
Пришла в лес золотая осень.
На доске записано предложение: Вечер тихий.
- Разберите это предложение по членам. Возникла проблема. Если мы добавим (был), то получим: Вечер (был) тихий.
- Сказуемое выражено прилагательным.
- Откройте учебник на стр. 64 и прочитайте правило.
- Что нужно сделать, чтобы проверить, является ли прилагательное сказуемым? (Подставить слова был, будет).
- Запишите предложение под диктовку и разберите по членам предложения:
Небо высокое.
Применение знаний и способов действий
1. Работа в парах
- Какая основная задача работы в паре?
- У вас на партах карточки. Прочитайте задание. Что будете делать?
(Вставить в текст пропущенные слова из подсказки, списать текст, разобрать по членам предложения).
Осень
По небу плывёт большая ___________. Часто льёт _____________ дождь. Дует сильный ____________. Скоро _______________ зима.
Подсказка: наступит, туча, ветер, проливной.
Коллективная проверка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Работа в группе «Живые слова»
- Из слов в конверте, вы должны составить распространённое предложение, подчеркнуть члены предложения, нам показать и доказать правильность разбора.
1 группа. Берёзы стоят в золотом уборе.
2группа. Низкое солнце скрылось за деревьями.
3 группа. В лесу ёжики шуршат листьями.
4 группа. Подул осенний холодный ветер.
5 группа. С деревьев слетают жёлтые листочки.
6 группа. Разноцветные листья кружатся в воздухе.(Слайд 7)
Закрепление знаний и способов действий.
- Спишите любые 2 предложения и разберите их по членам предложения.
VI.Знакомство с разбором слова как части речи.
- Ребята, а что вы можете сказать о слове «Осень»? (сущ,, обозн. предмет, н.ф. – осень, ж.р., 3 скл.)
- А как же число и падеж? Это постоянные признаки?
- Не знаем – возникла проблема. Мы можем определить?
- А как мы это можем узнать? (Посмотреть с какими словами связано в предложении.)
- И так, что рассматриваем в начале? (Предложение)
- Правильно. С учетом чего даем характеристику слову, как части речи? (С учетом постоянных и непостоянных признаков.)
-А еще? ( Учитывать роль в предложении.)
- Давайте попробуем разобрать слово осень в составленном нами предложении.
- Что сделаем сначала? ( Разберем предложение по членам предложения.)
- А дальше? (Будем давать характеристику слову.)
- С чего начнем? (Зададим вопрос к слову, что обозначает слово.)
- А начальную форму будем указывать? (Да.)
- Зачем? (Чтобы определить род и склонение. Это постоянные признаки)
Итог. Игра «Верю – не верю»
- Я называю вам утверждение, если оно верное и вы соглашаетесь со мной, вы говорите «верю», если не соглашаетесь – «не верю».
1. В предложениях есть только главные члены предложения. (-).
2. Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу (+).
3. Предложения могут быть без второстепенные членов. (+).
4. Если предложение состоит только из главных членов, то такое предложение называется нераспространённое. (+)
5. Дополнение, обстоятельство и определение – составляют основу предложения. (-).
Рефлексия
- Мы много говорили сегодня об осени. А какая погода бывает осенью?
- Сейчас мы увидим, какая погода в нашем классе.
-На столах у вас картинки с изображением тучки, солнышка и дождика
1. Если вам понравилось на уроке, всё вам было понятно и вы справились со всеми заданиями, то поднимите солнышко.
2. Если вам понравился урок, но не всё было понятно, испытывали некоторые трудности или нуждались в помощи, то поднимите тучку.
3. Если вы ничего не поняли на уроке, и вам срочно нужна помощь – то поднимите карточку с изображением дождика.
Домашнее задание.