РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1класс для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основного общего образования

ГГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА №7»







Рассмотрена и рекомендована
Протокол заседания МО
учителей-дефектологов
от «29» августа 2016г.
Руководитель МО
_______________ /Ж.В. Бабенко/
Утверждена
Директор ГКОУ РО
Азовской школы №7
Приказ № 134 от « 30» августа 2016г.
__________________/И.П. Попова/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « Стимуляция обонятельной чувствительности»

1 класса для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) основного общего образования

Количество часов: 33
Учитель: Селиванова Ирина Юрьевна












2016/2017
учебный год



Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе образовательной программы «Сенсорной стимуляции детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, в соответствии с ФЗ « Об образовании в РФ», на основании следующих документов:
приказ Минобразования РО «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м
адаптированная основная образовательная программа образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ГКОУ РО Азовской школы № 7
учебный план ГКОУ РО Азовской школы № 7
годовой календарный план-график ГКОУ РО Азовской школы № 7
положение о рабочей программе учебных курсов , предметов, дисциплин( модулей ) педагогов ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Уроки-занятия по предмету "Стимуляция обонятельной чувствительности" направлены на развитие и стимуляцию чувственного опыта.
Программа обучения направленна на социализацию и коррекцию личности учащегося. Для того чтобы ознакомить ребенка с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого процесс обучения осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.



Задачи программы
диагностика; создание условий для формирования элементарных общеучебных умений и навыков; стимулирование развития обонятельной чувствительности ;формирование (побуждение к выражению) эмоциональных реакций на различные запахи; расширение спектра обонятельных ощущений.


Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю
Программа рассчитана на учащихся 1 класса в возрасте от 7 до 18 лет. Согласно учебному плану школы 1 часа в неделю, 33 часа в год. Продолжительность одного урока – 35 минут.


Место и роль учебного курса, предмета в достижении учащимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы школы
Для овладения предмета «Стимуляция обонятельной чувствительности» большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детей с глубокой умственной отсталостью. Предполагаемые результаты освоения программы:
Стимуляция обонятельных ощущений;
развитие обонятельной чувствительности;
формирование эмоциональных реакций на различные запахи, выявление обонятельных предпочтений ребенка;
расширение спектра обонятельных ощущений;
обучение реагированию с помощью пантомимические средства общения (мимические движения, удовольствие/неудовольствие от восприятия запахов);
побуждение ребенка к выражению предпочтений при выборе запаха с помощью двигательных и эмоциональных реакций;
стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности.




Содержание программы
Содержание программы обучения направленно на социализацию и коррекцию
личности обучающегося.
Необходимо учитывать противопоказания, связанные с возможными аллергическими реакциями или астматическим компонентом у ребенка.
При низкой сенсорной чувствительности у детей с глубокой умственной отсталостью рекомендуется применение ароматерапии и веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов.
При высокой сенсорной чувствительности рекомендуется использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей.
Специальные упражнения по привлечению внимания ребенка к дифференциации запахов. Предлагать нюхать пахучие вещества и предметы, используемые в повседневной жизни, а также природного происхождения, продукты питания (фрукты, овощи, мясо, рыба, молоко и пр.) Материалы для исследования запахов подбираются индивидуально, в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей и возможностей ребенка.
Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений, связанные с проведением гигиенических процедур: запахи мыла (хозяйственное, туалетное), шампуня, пены, зубной пасты, ароматизированных салфеток, крема, лосьона т.д.
Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений, связанные с приемом пищи: ароматы принимаемой пищи, джема, варенья, ванили, меда, йогурта, чая, кофе, молока и др.
Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений, связанные с приемом лекарственных средств: валериана, пустырник, пион и др.
Игры и упражнение на развитие обоняния с помощью эфирных масел: герани, жасмина, мирры, пальмарозы, сандала под релаксирующую музыку (нанесение капелек из флакона на кисть, шею за ушком (педагога и ребенка); вдыхание аромата с ватных шариков, пропитанных различными эссенциями, духами, дезодорантами). Нанесение масел, обладающие горячими свойствами: кунжутное, льняное, оливковое в сочетании с эфирным на все тело с помощью массажных действий.
Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами аниса, ромашки, мандарина, ванилина.
Игры и упражнения с предметами одежды, пропитанными ароматом эфирных масел (шляпа, шарф, варежки, платок).
Игры и упражнения на развитие обонятельных ощущений с использованием растений:
живые цветы, веточки сосны, ели; баночки с семенами укропа, зерен кофе, корочками апельсина;
мешочки с засушенными растениями (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и др.);
подушечки, набитые листьями шалфея, лепестками розы, семенами укропа, цветами фиалки, высушенными ветками и цветками лаванды, сдобренные одной-двумя каплями эфирного масла ромашки или мелиссы и др.

Учебно-тематический план



Тема
Кол-во
часов
Коррекционно-развивающие задачи.
Основные виды учебной деятельности.

1
Диагностика обонятельного восприятия
2




Стимуляция обонятельных ощущений





2
Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов, различных по интенсивности:
-мешочка с семенами укропа, банки из под цикория, корки от апельсина
-игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами аниса и ромашки.
3
Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов, различных по интенсивности
Игровые упражнения, направленные на развитие обонятельных ощущений

3
Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии.
1
Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов, различных по интенсивности
Игровые упражнения, направленные на развитие обонятельных ощущений

4
Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов, различных по интенсивности:
подушечки, набитой листьями шалфея, лепестками розы, цветами фиалки, цветками лаванды, сдобренной одной-двумя каплями эфирного масла ромашки или мелиссы и др.
Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами мандарина и лаванды.
3
Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов, различных по интенсивности
Игровые упражнения, направленные на развитие обонятельных ощущений

5
Предъявление аромата на ватном шарике, пропитанном расслабляющим, приятного запаха эфирным маслом.
Игровое упражнение «Кто у нас хороший?»
2
Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов, различных по интенсивности
Игровые упражнения, направленные на развитие обонятельных ощущений

6
Стимулирование обонятельной чувствительности через нанесение масел, обладающих горячими свойствами: кунжутное, льняное, оливковое в сочетании с эфирным на все тело при помощью массажных действий (растирание, поглаживание, похлопывание).
Игра «Пальчик –мальчик»
2
Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов, различных по интенсивности
Игровые упражнения, направленные на развитие обонятельных ощущений


Расширение сенсорного опыта




7
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов, связанные с приемом лекарственных средств:
(валериана, пустырник, пион или др.);
Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью массажного аромабальзама с нанесением капелек на кисть, шею, за ухо педагога и ребенка) под релаксирующую музыку.
4
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов
Игровые упражнения, направленные на развитие обонятельных ощущений

8
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов связанные с проведением гигиенических процедур:
мыло
шампунь
Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел или детского крема) с приятными поглаживаниями лба, мочек ушей, бровей.

1
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов
Игровые упражнения, направленные на развитие обонятельных ощущений

9
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов связанные с проведением гигиенических процедур:
зубная паста
детский крем.
Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел или детского крема) с приятными поглаживаниями лба, мочек ушей, бровей.

1
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов
Игровые упражнения, направленные на развитие обонятельных ощущений


Стимулирование предпочтительных эмоций




10
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов
живые цветы; веточки сосны, ели
Совместные игровые действия по привлечению внимания ребенка к запахам.
Игра «Кто у нас хороший?»
Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел) с легкими массажными действиями (лоб, мочки ушей, брови)

4
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов
Игровые упражнения, направленные на развитие обонятельных ощущений

11
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов
мешочки с засушенными растениями (ваниль, морские водоросли, анис.
Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью массажного аромабальзама с нанесением капелек на кисть, шею, за ухо педагога и ребенка) под релаксирующую музыку.
4
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов
Игровые упражнения, направленные на развитие обонятельных ощущений

11
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов
подушечки, набитой цветками лаванды, сдобренной одной-двумя каплями эфирного масла ромашки или мелиссы и др.
Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений (с помощью эфирных масел) с легкими массажными действиями (лоб, мочки ушей, брови).
Игра «Кто у нас хороший?»
4
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов
Игровые упражнения, направленные на развитие обонятельных ощущений

12
Диагностика обонятельного восприятия
2




Итого:
33




















Уровень подготовки учащихся. Предполагаемый результат

Диагноз учеников приблизительно одинаковый: тяжёлая степень умственной отсталости,
недоразвитие речи, задержка физического развития, косоглазие.
Дети проявляют крайне, слабый интерес к окружающему, долго не тянутся к игрушкам, не
приближают их к себе и не пытаются ими манипулировать. Первые предметно-игровые
действия появляются у них медленно, графическая деятельность находится на уровне
бесцельного, кратковременного, хаотического черкания.
У детей в большой, степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается
для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять
разные виды деятельности.
Совместные игровые действия расширяет сенсорный опыт: предъявления знакомых и
незнакомых ребенку запахов. Специальные упражнения привлекают внимание ребенка к
запахам, используемых в повседневной жизни, а также природного происхождения
продуктов питания.
Учитель выявляет противопоказания, связанные с возможными аллергическими
реакциями.



































Календарно-тематическое планирование по предмету
“Стимуляция обонятельной чувствительности”


Тема занятия
Дата
Количество часов
Планируемые результаты

1
Диагностика обонятельного восприятия

1


2
Диагностика обонятельного восприятия

1


3
Стимуляция обонятельных ощущений.Ароматы укропа,аниса,ромашки.


1
Различать предлагаемые ароматы

4
Стимуляция обонятельных ощущений.Ароматы укропа,аниса,ромашки.


1
Различать предлагаемые ароматы

5
Стимуляция обонятельных ощущений.Ароматы укропа,аниса,ромашки.


1
Различать предлагаемые ароматы

6
Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии.

1
Различать предлагаемые ароматы

7
Стимуляция обонятельных ощущений.Ароматы лаванды,мяты,ромашки.

1
Различать предлагаемые ароматы

8
Стимуляция обонятельных ощущений.Ароматы лаванды,мяты,ромашки.

1
Различать предлагаемые ароматы

9
Стимуляция обонятельных ощущений.Ароматы лаванды,мяты,ромашки.

1
Различать предлагаемые ароматы

10
Распознавание аромата.
Игровое упражнение «Кто у нас хороший?»

1
Распознавать ароматы

11
Распознавание аромата.
Игровое упражнение «Кто у нас хороший?»

1
Распознавать ароматы

12
Стимулирование обонятельной чувствительности через нанесение масел, обладающих горячими свойствами: кунжутное, льняное, оливковое

1
Распознавать ароматы

13
Стимулирование обонятельной чувствительности через нанесение масел, обладающих горячими свойствами: кунжутное, льняное, оливковое

1
Распознавать ароматы

14
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых запахов, связанных с приемом лекарственных средств

1
Распознавать ароматы

15
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых запахов, связанных с приемом лекарственных средств

1
Распознавать ароматы

16
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых запахов, связанных с приемом лекарственных средств

1
Распознавать ароматы

17
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых запахов, связанных с приемом лекарственных средств

1
Распознавать ароматы

18
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых запахов, связанных с проведением гигиенических процедур (мыло,шампунь)

1
Распознавать ароматы

19
Расширение сенсорного опыта: предъявление знакомых и незнакомых запахов,связанных с проведением гигиенических процедур (зубная паста,детский крем)

1
Распознавать ароматы

20
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов(живые цветы; веточки сосны, ели)

1
Распознавать ароматы

21
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов(живые цветы; веточки сосны, ели)

1
Распознавать ароматы

22
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов(живые цветы; веточки сосны, ели)

1
Распознавать ароматы

23
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов(живые цветы; веточки сосны, ели)

1
Распознавать ароматы

24
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов(ваниль,морские водоросли,анис)

1
Распознавать ароматы

25
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов(ваниль,морские водоросли,анис)

1
Распознавать ароматы

26
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов(ваниль,морские водоросли,анис)

1
Распознавать ароматы

27
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов(ваниль,морские водоросли,анис)

1
Распознавать ароматы

28
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов(лаванда,мята)

1
Распознавать ароматы

29
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов (лаванда,мята)

1
Распознавать ароматы

30
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов (лаванда,мята)

1
Распознавать ароматы

31
Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов (лаванда,мята)

1
Распознавать ароматы

32
Диагностика обонятельного восприятия

1


33
Диагностика обонятельного восприятия

1



Оборудование
Живые цветы, веточки сосны, ели; баночки с семенами укропа, зерен кофе, корочками апельсина;
мешочки с засушенными растениями (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и др.);
подушечки, набитые листьями шалфея, лепестками розы, семенами укропа, цветами фиалки, высушенными ветками и цветками лаванды, сдобренные одной-двумя каплями эфирного масла ромашки или мелиссы и др.;
Арома-лампа.
Музыкальный центр с подборкой аудиоматериалов.
Разнообразные музыкальные игрушки.




























Заголовок 415