Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») 4 класс


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа _Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для __4__ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10.04. 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
Учебного плана Образовательного учреждения.
        Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным  интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля  их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Коррекции их мышления. Наблюдая,  дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы  и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
        68 часов, по 2 часа в неделю.
         
Цели программы обучения:
           Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
  Повышение  уровня  познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.
         
   
Задачи программы обучения:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
расширять и обогащать представление об окружающем мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
обогащать словарный запас учащихся;
научить учащихся участвовать в учебном диалоге;
способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)
2. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое планирование развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
68 часов, 2 часа в неделю
№          Содержание Кол-во часов       ТСО  
Наглядность Словарь Практическая работа Коррекционная работа Дата
                                         I ЧЕТВЕРТЬ - 18часов.          1 Времена года: лето 1 Сюжетные картинки, предметные картинки.
Пр-ияСолнце, водоем, ягоды, сенокос, разнотравье, варенье. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы по картинкам. 2 Начало осени. Сбор урожая. 1 Сюжетные картинки,  предметные    картинки.
Пр-ияСентябрь, октябрь, ноябрь, урожай. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие монологической речи на основе составления рассказа- описания. 3 Сбор урожая овощи, фрукты. 1 Сюжетные картинки, овощи и фрукты (натуральные объекты), карточки с названиями овощей и фруктов Заготовки, консервы. Д.пр. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. 4 Город 1 Иллюстрации, фотографии.
Пр-ияГород, улица, проспект, площадь, музей, театр. Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие связной речи на основе описания улиц родного города 5 Учреждения города 1 Иллюстрации, фотографии. Почта, телеграф, магазин, рынок, больница, аптека Д.пр. Коррекция пространственной ориентировки. Развитие связной речи при составлении текста-описания. 6 Сезонные изменения в погоде: сентябрь 1 Экскурсия
Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие связной монологической речи при описании погоды. 7 Сентябрь-начало осени. 1 Сюжетные картинки
Пр-ияОсень, похолодание, дождь, листопад, ненастье. Д.пр. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам. 8 Село, деревня. 1 Сюжетные картинки, таблицы.
Пр-ияСельсовет, медпункт, ферма, элеватор, клуб, окраина, поле. Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Развитие связной речи при составлении рассказа по картине. 9 Правила дорожного движения 1 Сюжетные картинки по теме "Транспорт", таблицы с правилами дорожного движения.
Пр-ияПешеход, светофор, проезжая часть, мостовая, тротуар, правила Д.прФормирование навыков составления текста-повествования. Коррекция мышления на основе упражнений по правилам дорожного движения, установление закономерностей. 10 Овощи, фрукты, ягоды. 1  Опорные картинки, овощи, фрукты, ягоды (натуральные объекты, муляжи)
Пр-ияОвощи, фрукты, витамины. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической  речи при описании овощей и фруктов. 11 Орехи 1 Картинки с изображением орехов (натуральные образцы и муляжи).
Пр-ияОрех, плод, скорлупа, ядро Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие мышления при сравнивании натуральных образцов  плодов и орехов. 12 Времена года: середина осени 1 Календарь природы. Картины, таблицы.
Пр-ияОсень, погода, листопад, заморозки, иней, изморозь. Д.пр. Коррекция внимания, восприятия при работе с Календарем природы. Развитие речи при описании погоды и сезонных изменений. 13 Золотой октябрь. 1 Картины природы в октябре, сюжетные картинки. Октябрь, увядание, заморозки, перелет, иней. Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция внимания при заполнении Дневника природы. 14 Грибы 1 Иллюстрации и муляжи грибов,
 Пр-ияГриб, корзина, подосиновик, масленок, поганка, мухомор. Д.пр. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа. 15 Семена цветковых растений 1 Коллекции семян, таблица, картинки
Пр-ияСемена, сбор, хранение Пр.р. выращивание настурции из семян Коррекция памяти и внимания при планировании этапов практической работы. Развитие связной речи при озвучивании выполняемых действий. 16 Полевые растения рожь, кукуруза, овес 1 Гербарные образцы полевых растений. Сюжетные картинки с изображением поля в разное время года.
Пр-ияЗлак, колос, рожь, овес, кукуруза, солома, жатва, комбайн.   Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Развитие монологической речи при описании поля в разные времена года. 17 Полевые растения и их использование 1 Гербарные образцы полевых растений. Сюжетные картинки с изображением поля в разное время года. Озимые, жатва, урожай, комбайн. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. Развитие связной монологической речи на основе составления рассказа по плану. 18 Итоги I четверти. Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы. Муляжи и натуральные образцы плодов, орехов. Д.пр. Коррекция мыслительных процессов на основе изученного материала. Развитие связной речи при описании растений, составлении рассказа- повествования, ответах на вопросы II ЧЕТВЕРТЬ-14 часов 19 Поздняя осень. Ноябрь. 1 Картины природы в ноябре, сюжетные картинки. Ноябрь, заморозки, похолодание Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция внимания при заполнении Дневника природы. 20 Квартира. 1 Разрезные картинки, карточки со словами, картина" Наша квартира".
Пр-ияКвартира, комната, кухня, туалет, ванная, кладовая, коридор. Д.пр. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Отработка словообразовательных навыков и умений при работе с карточками. 21 Комната 1 Таблицы, картинки с изображением комнат разного назначения.
Пр-ияКомната, гостиная, спальня, зал, кабинет, ванная,
туалет. Д.пр. Отработка словообразовательных навыков и умений составления сравнительного описания. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. 22 Мебель 1 Картинки предметов мебели, сюжетные картинки: кухня, столовая, гостиная.
Пр-ияМебель, стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, сервант, табурет, тумбочка, трюмо.Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений с сюжетными картинками и воспроизведении изученного. Развитие монологической речи при описании мебели. 23  Уход  за мебелью. 1 Картинки с изображениями видов мебели, комнат, оборудование для уборки комнат. Пыль. Д.пр. Коррекция зрительной  памяти на основе упражнений и воспроизведении. 24 Посуда. 1 Картинки с изображением разных видов посуды, посуда.
Пр-ияПосуда, чайник, чашка, тарелка, кастрюля, сковорода. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в описании и сравнении. 25 Уход за посудой. 1 Различные виды посуды, средства ухода  за посудой. Раковина, вода. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. 26 Сезонные изменения в природе,    погоде: декабрь 1 Экскурсия
Д.пр. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении 27 Погода и природа зимой 1 Картины зимней природы, Дневник природы Температура, погода, холод, вьюга, метель, оттепель, снег. Д.пр. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. 28 Охрана здоровья: отдых зимой. 1 Картины зимней природы.
Пр-ияОтдых, здоровье, закаливание, одежда, лыжи, коньки, санки, снежки, прогулка. Д.пр. Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей. 29 Одежда и ее виды. 1 Таблицы с разными видами одежды, сюжетные картинки, игры.
Пр-ияОдежда, пальто, куртка, брюки, платье, юбка, рубашка. Д.пр. Коррекция  внимания на основе упражнений  на описание и сравнение разной одежды. Коррекция  зрительной памяти при выполнении упражнений в узнавании и различении. 30 Уход за одеждой. 1 Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за одеждой. Щетка, утюг, стирка, чистка, проветривание, хранение, шкаф, комод. Практическая работа: чистка и сушка одежды, подготовка к хранению.
Д.пр. Коррекция мыслительной деятельности при подборе средств ухода за разными видами одежды, способов ухода и хранения. 31 Обувь и ее виды. 1 Таблицы и картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки.
Пр-ияОбувь, туфли, ботинки, кроссовки, сапоги, тапочки. Д.пр. Коррекция внимания на основе упражнений на описание сравнение разных видов обуви. Развитие связной речи при описании обуви. 32 Уход за разными видами обуви. 1 Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за обувью. Щетка, крем. Практическая работа: чистка обуви.
Д.пр. Коррекция внимания на основе практических упражнений в последовательности хода за обувью.                                                                                                           III четверть -20 часов. 33 Январь -начало года. Как я провел каникулы. 1 Картины зимней природы, сюжетные картинки. Зима, отдых, каникулы, забавы, веселье, святки, рождество. Д.пр. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. 34 Растения зимой: хвойные растения. 1 Таблицы с изображением хвойных растений, гербарные образцы.
Пр-ияЕль, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви. Д.пр. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. 35 Комнатные растения. Части растений. 1 Различные комнатные растения, открытки с комнатными растениями.
Пр-ияБегония, герань, традесканция, алоэ, хлорофитум. Д.пр. Коррекция внимания при описании и различении разных комнатных растений. 36 Комнатные растения: бегония, герань, алоэ. 1 Комнатные растения: бегония, герань, алоэ (натуральные образцы) Бегония, герань, алоэ, кашпо, лекарство. Д.пр. Коррекция  мышления при сравнении и различении Развитие речи на основе составления описания растений. 37 Сезонные изменения середины зимы 1 Экскурсия
Д.пр. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении 38 Деревья 1 Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы.
Пр-ияРастения, деревья, стебли, ствол, листья. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Развитие памяти при узнавании знакомых природных объектов.
Развитие связной монологической речи при описании природных объектов. 39 Февраль. Растения зимой: хвойные растения. 1 Таблицы с изображением хвойных растений, гербарные образцы. Ель, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви. Д.пр. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. 40 Труд людей зимой 1 Сюжетные картинки, картины зимних пейзажей. Снегоуборка, снегозадержание. Д.пр. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. 41 Домашние животные: свинья. 1 Картинки, таблицы, открытки.
Пр-ия Свинья, боров, поросенок, ветеринар, свиноферма. Д.пр. Коррекция мышления  на основе упражнений и установлении  логических связей. 42 Домашние животные: корова. 1 Таблица с изображением коровы, сюжетные картинки.
Пр-ияФерма, корова, бык, теленок, доярка. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие связной речи при описании изучаемого объекта. 43 Домашние животные: лошадь. 1 Таблица с изображением лошади, сюжетные картинки. Грива, конюх, конюшня, коневодство, седло, сбруя, пахарь, коневод. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе- синтезе. 44 Сезонные изменения в природе: весна. 1 Экскурсия.
Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении 45 Голубой март. 1 Таблица, сюжетные картинки. Оттепель, капель, проталина, сосулька. Д.пр. Коррекция внимания на основе упражнений с сюжетными картинками. Развитие при описании по картине. 46 Дикие животные: лось. 1 Таблица с изображением лося, сюжетные картинки. Животное, лось, лосиха, лосенок, лес. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. 47 Дикие животные: олень. 1 Таблица с изображением оленя, сюжетные картинки. Олень, олениха, олененок. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. 48 Домашние птицы:
гусь. 1 Сюжетные картинки, картинки с изображением гуся.
Пр-ияГусь, гусыня, гусенок, гнездо, клюв, крылья, перья, озеро, водоем. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. 49 Домашние птицы: индюк. 1 Таблицы с изображением индюка, сюжетные картинки. Индюк, индюшка, индюшонок. Д.пр. Коррекция  мышления на основе упражнений в умозаключении. 50 Дикие птицы: гусь, лебедь. 1 Таблицы с изображением диких гусей, лебедей, сюжетные картинки.
Пр-ияГусь, гусыня, гусенок, лебедь, лебедушка, птенцы, гнездо, перелет, юг. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.
Развитие связной речи при составлении рассказа- описания. 51 Птицы перелетные и зимующие 1 Таблицы, картинки,
открытки с изображением птиц.
Пр-ияПтица, ворона, воробей, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, ласточка, гнездо, скворечник, кормушка.Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении. 52 Итоги III четверти. 1 Таблицы, картинки, дидактические игры. Д.пр. Коррекция мыслительных процессов при воспроизведении полученных знаний.    
                                                                                                     IV ЧЕТВЕРТЬ- 16 часов. 53 Сезонные изменения в природе: апрель. 1 Экскурсия
Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении 54 Птицы в русских сказках. 1 Иллюстрации к сказкам, картинки, открытки.
Пр-ияГуси- лебеди, Серая шейка.
Жар- птица. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. Развитие речи на основе пересказа фрагментов сказок. 55 Труд  людей весной. 1 Таблицы, сюжетные картинки, открытки.
Пр-ияВесна, тепло, уборка, вскапывание, посадка. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. 56 Полезные насекомые 1 Таблицы, картинки, открытки с изображением насекомых. Коллекции  насекомых. муравей, пчела
муравейник. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнения в классификации. 57 Вредные насекомые 1 Таблицы, картинки, открытки с изображением насекомых. Коллекции  насекомых. Насекомые, бабочка, комар, таракан, майский жук. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнения в классификации. 58 Рыбы. 1 Таблицы, картинки с изображением рыб. Модель  «Скелет рыбы»  
Пр-ияОкунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, икринки, мальки, море, океан, Д.пр. Коррекция пространственной  ориентировки. 59 Уход за рыбами в аквариуме 1 Таблица, картинки, аквариум
Пр-ияаквариум, жабры, чешуя, плавники. Коррекция пространственной  ориентировки. 60 Человек- часть природы. 1 Таблица- схема. Природа, растения, животные, человек, польза, вред, охрана, экология. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. 61 Сезонные изменения в природе: май. 1 Экскурсия.
Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении 62 Как я познаю окружающий мир. 1 Таблица с изображением органов чувств, таблица- схема «Природа». Чувства, слух, зрение, вкус, запах, глаза , уши, язык, нос, кожа, память, ум. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. 63 Отдых и труд дома 1 Таблицы ,сюжетные картинки.
Пр-ияЗдоровье, болезнь, инфекция, профилактика, организм, закаливание. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. 64 Режим питания ! Таблицы, картинки, сюжетные картинки, дидактические игры. Пища, еда, пищеварение, пищевод, желудок, кишечник, обед, полдник, ужин. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. 65 Режим сна 1 Сюжетные картинки.
Пр-ияСон, спокойствие, темнота, кровать, белье, бессонница. Д.пр. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений запоминании и воспроизведении. 66 Наше общение. 1 Сюжетные картинки Общение, взаимопомощь, дружба, помощь. Д.пр. Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. 67 Занимательный урок 1 Кроссворды, ребусы, настольные игры Д.пр. Активизация мыслительных процессов на основе занимательных заданий. 68 Итоги IV четверти. Итоги года. 1 Таблицы, сюжетные картинки. Д.пр. Выявление уровня скоординированности работы различных анализаторов, оперативности выполнения заданий. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
             Учащиеся должны уметь:
Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
Активно участвовать в беседе;
Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном опытном участке, по уборке урожая;
Соблюдать правила личной гигиены;
Соблюдать правила дорожного движения;
  Учащиеся должны знать:
Названия и свойства изучаемых предметов, групп предметов, явлений природы;
Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы;
4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ,
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность и сроки проведения, обязательные формы и их количество), с учетом особенностей психофизического развития и возможностей умственно отсталых детей, рекомендаций ПМПК (ПМПк), здоровьесберегающих технологий, определяется учителем, ведущим учебный предмет, при планировании на учебный год и отражается в рабочем варианте его программы (календарно-тематическом плане).
Промежуточная аттестация проводится во 2-х – 9-х классах школы-интерната, в том числе среди воспитанников, обучающихся на дому в конце каждой четверти и учебного года учителями, в сроки, установленные календарно-тематическим планом школы-интерната.
Критерии для оценивания учащихся при промежуточной аттестации изложены в "Положении о системе оценок при промежуточной аттестации, формах и порядке её проведения".
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Список литературы необходимо оформлять в соответствии с ГОСТ, по алфавиту. Например, вариант оформления:
Основная литература:
1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. С. 5-18).2. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М: Знание, 1977. 164 с.
3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
4. Перова М.Н. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися специальной (коррекционной) школы 8 вида // Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида. - М.: Просвещение, 1999
5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.-Сб. 1.-232 с.
Дополнительная литература:
1. Рубинштейн. С. Я.  "Психология  умственно  отсталого  школьника" Издательство  "Просвещение"  Москва  1970 г.
2. Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб., 2005.
Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.
Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2005.
Николаекова Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М.: «Первое сентября», 2002.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.
Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. М.: АРКТИ, 2004.
Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002.