Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 коррекционного класса VIII вида



Комитет по образованию Администрации города Новоалтайска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»

СОГЛАСОВАНО
Руководитель УМО
_____________________
«___»__________2016 г.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 1 города Новоалтайска Алтайского края»
_________________________
«___ » _____________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»
___________О.В.Зинкевич
«____ » ___________2016 г.




Рабочая программа
по коррекционному курсу «Развитие устной речи
на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности»
для 4 «Д» коррекционного класса
на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа разработана на основе:
программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, «Просвещение», 2013 год
.


Составитель:
Клочкова Людмила Павловна,
учитель начальных классов







Новоалтайск, 2016 год



Содержание



Пояснительная записка-------------------------------------------------------------------------------3
Планируемые результаты---------------------------------------------------------------------------- 4
3. Содержание коррекционного курса--------------------------------------------------------------- 4
4. Календарно-тематическое планирование----------------------------------------------------------7
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:--------------------------- 19
6. Лист внесения изменений и дополнений-----------------------------------------------------------20























1.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана для 4 «Д» коррекционного класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон РФ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»
4. Учебный план МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края» на 2016-2017учебный год.
5. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» протокол № 171от 23.05.2012 г.
6. Авторская программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: подготовит., 1 – 4 кл. Москва, «Просвещение», 2013 г. под редакцией В.В.Воронковой.

Цель курса: Развивать и целенаправленно исправлять дефекты общего и речевого развития детей, их познавательную деятельность.

Курс «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
уточняет имеющие у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
на основе наблюдений и простейших действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;
формирует знания учащихся о природе своего края;
формирует первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Виды и формы организации коррекционного курса
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.       Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.       На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках  на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.       Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение коррекционного курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 часа в неделю:
9 учебных недель первой четверти (18 часов);
7 учебных недель второй четверти (14 часов);
11 учебных недель третьей четверти (22 часа);
7 учебных недель четвёртой четверти (14 часов).
На изучение курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» выделяется в 4 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели). Срок реализации программы 1 год. В авторскую программу изменения не внесены.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской.
Отличительных особенностей нет.

2.Планируемые результаты освоения курса

Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
активно участвовать в беседе;
связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;
выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.



3.Содержание коррекционного курса

Изучение курса предполагает обогащение и уточнение словаря. Название и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе. Правильное составление простых распространённых предложений и сложных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями. Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного. Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов.
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, глад, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки; птицы ( грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в тёплые края; заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно всходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая короткая ночь; замерзают пруды, реки; лёд на реке твёрдый, скользкий; птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Название зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет всё сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Название весенних месяцев.
Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, кинотеатр, клуб, музей, фабрика , завод, больница, аптека и др.) Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).
Овощи, фрукты, ягоды Определение и различение.
Грибы. Части гриба, грибы съедобные и несъедобные.
Полевые растения. Рожь, кукуруза, овёс. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метёлка, початок), зёрна. Как используются эти растения.
Квартира, комната
Посуда. Название посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.
Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна - хвойные деревья.
Домашние животные. Лошадь, корова, свинья. Особенности внешнего вида. Пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы. Гусь, индюк. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.
Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.
Птицы перелётные и зимующие. Время отлёта и прилёта разных птиц.
Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы, уход за рыбами в аквариуме.
Человек часть природы
Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.
Повторение пройденного

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений.
Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.

Разделы
Кол-во часов
Краткое содержание раздела

I.Сезонные изменения в природе
(32 ч)
Формирование понятий о различных временах года. Исходя их причины – деятельности солнца, определять следствия – признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе. Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

1)Времена года.
24


1.Осень
6


2.Зима
6


3.Весна
6


4.Лето
6


2)Неживая природа
8




Знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о формах поверхности земли.

1.Почва
4


2.Рельеф
4


II.Живая природа
(36 ч)


1.Растения
12
Закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека.

2.Животные
14
Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

3.Человек
8
Формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как к среде обитания человека, её охране.

4.Охрана природы
2
Показать роль человека в охране природы. Познакомить с Красной книго растений и живоных.






4.Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Период

I.Сезонные изменения в природе (32 ч)

Времена года (24 часа)


1-2
1 четверть (18 ч.)
1.Осень (6 ч.)
Признаки осени. Растения осенью.
2
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, глад, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки; птицы ( грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в тёплые края; заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно всходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая короткая ночь; замерзают пруды, реки; лёд на реке твёрдый, скользкий; птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Название зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет всё сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Название весенних месяцев.

1 неделя

3-4
Труд людей осенью.
2

2 неделя

5-6
Дикие и домашние животные осенью.

2

3 неделя

7-8
2.Зима (6 ч.)
Признаки зимы. Растения зимой.

2

4 неделя

9-10
Птицы и животные зимой.
2

5 неделя

11-12
Труд людей зимой.
2
Коммуникативные: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Регулятивные:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные:
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Личностные:
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
6 неделя

13-14
3.Весна (6 ч.)
Признаки весны. Растения весной.
2
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Личностные:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
7 неделя

15-16
Животные весной.
2
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Личностные:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
8 неделя

17-18
Труд людей весной.
2
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Личностные:
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
9 неделя

19-20
2 четверть (14 ч.)
4.Лето (6 ч.) Признаки лета. Растения летом.

2

10 неделя

21-22
Дикие и домашние животные летом.
2
Коммуникативные: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Регулятивные:
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Личностные:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
11 неделя

23-24
Труд людей летом.
2
Коммуникативные:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные:
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Личностные:
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
12 неделя

Неживая природа (8 часов).

25-28
1.Почва (4 ч.)

4
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные:
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Личностные:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
13-14 неделя

29-32
2.Рельеф (4 ч.)
4
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Регулятивные:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Личностные:
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
15-16 неделя

II.Живая природа (36 ч)


1.Растения (12 ч.)





33 -34
3 четверть (22 ч.)
Огород
2
Сравнение растений сада, леса, огорода. Роль человека в окультуривании растений.
17 неделя

35-36
Лес
2
Сравнение растений сада, леса, огорода.
18 неделя

37-38
Сад
Растения культурные и дикорастущие
2
Особенности ухода за цветами, плодово-ягодными растениями.
19 неделя

39-40
Лекарственные растения
2
Значение лекарственных растений для человека.
20 неделя

41-42
Парки
2
Растения парка.
21 неделя

43-44
Растения поля
2
Полевые растения. Рожь, кукуруза, овёс. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метёлка, початок), зёрна. Как используются эти растения.

22 неделя


2.Животные (14 ч.)





45-46
Домашние животные
2
Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.
23 неделя

47-48
Птицы
2
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Личностные:
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
24 неделя

49-50
Дикие птицы
2
Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.       Птицы перелетные и зимующие.       Время отлета и прилета разных птиц.
25 неделя

51-52
Домашние птицы
2
Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.
26 неделя

53-54
Дикие и домашние птицы
2
Отличительные особенности диких птиц от домашних.
27 неделя

55-56
4 четверть (14 ч.)
Насекомые
2
Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
28 неделя

57-58
Пчёлы
2
О пчёлах и пчелином мёде.
29 неделя


3.Человек (8 ч.)




59-62
Мозг человека
4
Представление значения мозга человека, о правильной организации своей жизни.
30 – 31 неделя

63-66
Режим дня
4
Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

32 – 33 неделя

67-68
4.Охрана природы (2 ч.)
2
Взаимосвязь человека и окружающей природы. Необходимость бережного отношения к природе как к среде обитания человека, её охране.
34 неделя


5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой. М.: Просвещение, 2009.
Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова. Живой мир. 4 класс: учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида.

Цифровые ресурсы:
1.Интернет-ресурсы:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Электронное приложение «Уроки Кирилла и Мефодия» (DVD)

Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Принтер.









6.Лист внесения изменений и дополнений.

№ п\п.
Дата
Характер изменения
Реквизиты документа, которым закреплено изменение.
Подпись сотрудника внесшего изменения.




























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15