Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета «Русский язык» в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида


Учебно-методическое обеспечение преподавания предмета «Русский язык» в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Петренко Наталья Борисовна,
учитель русского языка и чтения ГОБС(КО)ОУ школы-интерната
VIII вида №5 пос.Кулотино
Окуловского района
Новгородской области
На наш взгляд, для школ VIII вида ситуация с УМК сложилась парадоксальная.
Дело в том, что на сегодняшний день в образовании умственно отсталых детей реализуется два вида официально утвержденных программ. Это программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.М. Бгажноковой и программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В. В. Воронковой.
Программы В. В. Воронковой «старше», учебники под них разработаны давно, регулярно переиздаются, видоизменяются, корректируются и дополняются.
Программы И.М. Бгажноковой «моложе», современнее, в большей степени направлены на развитие коммуникативных способностей и социализацию обучающихся, что отражает требования современной действительности.
Именно поэтому около 15 лет назад Новгородская область в коррекционном образовании VIII вида полностью перешла на программы И.М. Бгажноковой. Под них составлен областной базисный учебный план, который не предусматривает возможности для учителей выбрать программы В.В.Воронковой (это не относится к образовательной области «Технология», где по-прежнему реализуются программы В.В.Воронковой).
Однако учебники к программам Ирины Магомедовны Бгажноковой разработаны не были, учителя вынуждены были адаптировать существующие учебники к новой программе.
Поэтапная замена учебников осуществляется, но происходит это медленнее, чем хотелось бы.
С учебниками по русскому языку положение лучше, чем по другим предметам. С 2010 года выпускаются учебники, соответствующие реализуемой программе. В 2013 году они, наконец, «добрались» до школ.
На сайте издательства «Просвещение» УМК «Русский язык» для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида представлен следующим образом:
Линия УМК «Русский язык» для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе И.М. БгажноковойЛиния УМК «Русский язык» для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе В. В. Воронковой.
УМК «Русский язык». 5 класс. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.УМК «Русский язык». 6 класс. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.УМК «Русский язык». 7 класс. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.УМК «Русский язык». 8 класс. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.УМК «Русский язык». 9 класс. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.УМК «Русский язык». 5 класс. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.УМК «Русский язык». 6 класс. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.УМК «Русский язык». 7 класс. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.УМК «Русский язык». 8 класс. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.УМК «Русский язык». 9 класс. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.Как видим, авторы учебников обеих линий УМК по русскому языку одни и те же, но их содержание, наполнение и оформление совершенно различные. «Принадлежность» к программе в самом учебнике никак не обозначена. Это представляет определенную трудность для учителя, т.к. даже по году выпуска их нельзя различить: учебники линии В.В.Воронковой регулярно переиздаются параллельно с учебниками линии И.М.Бгажноковой. Различить их можно только «зная в лицо»:

Программа И.М.Бгажноковой Программа В.В.Воронковой
На сайте издательства «Просвещение» УМК «Русский язык» для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида характеризуются следующим образом:
Линия УМК «Русский язык» для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе И.М. БгажноковойЛиния УМК «Русский язык» для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе В. В. Воронковой.
«Первостепенное внимание в линии УМК уделяется развитию речи школьников как средства общения и в связи с этим таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Суть концепции новых учебников для 5-9 классов заключается в коррекционной направленности обучения русскому языку, выраженной как в структуре методического аппарата, так и в презентации практического материала.
Одной из важнейших коррекционных задач обучения русскому языку авторы считают развитие речи школьников как средства общения и в связи с этим подчиняют весь методический аппарат решению данной задачи.
Предлагаемые в учебнике упражнения нацелены на отработку у учащихся умения выражать мысль в предложении и развертывать ее в тексте.
Кроме традиционного распределения учебного материала по темам, программное содержание учебника представлено самым подробным образом в поурочной тематике. Каждый час урочного времени обеспечен тремя упражнениями. Изучение каждой большой темы учебника начинается со вступительной заставки, которая поможет учащимся заинтересоваться предстоящей работой и актуализировать знания, необходимые для усвоения новой темы. Знакомство с новым материалом внутри грамматической темы обеспечивается не только упражнениями и правилами, но и небольшими статьями-заставками, написанными в жанре доверительного разговора автора с учеником»
«Линия УМК «Русский язык» для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида создана по программе под редакцией В. В. Воронковой
5 класс. Учебник характеризуется усилением коррекционной направленности обучения, выраженной как в структуре методического аппарата, так и в преподнесении фактического материала. Методический аппарат подчинён решению задачи развития речи учащихся как средства общения. Учебник снабжён символическим обозначением видов работ, схемами, графическим обозначением основных языковых единиц разного уровня.
6 класс. Учебник отличается усилением коррекционной направленности обучения русскому языку, выраженной как в структуре методического аппарата, так и в презентации фактического материала. В учебнике разработаны новые подходы: к сообщению языковых знаний – вступительные заставки к главам, грамматические рассказы; к закреплению орфографических и речевых умений и навыков – комментированное письмо, работа с диалогом, разнообразные виды сочинений и изложений.
7 класс. Отличительной особенностью учебника является идея, направленная на обеспечение перехода старшеклассников от усвоения знаний по русскому языку и накопленных речевых умений к новой ступени в обучении – обобщению, переработке и применению усвоенных знаний в письменной речи.
8 – 9 классы. Сохраняя традиционные разделы предмета Русский язык, авторы предлагают новый подход к их разработке, стремятся использовать возможности учащихся самостоятельно добывать знания. Систематизированные упражнения и разработанная система заданий позволяют развивать самостоятельность мышления детей с недостатками интеллекта»
Кроме учебников, в УМК «Русский язык» как для линии В.В.Воронковой, так и для линии И.М.Бгажноковой, входят:
Рабочая тетрадь. Русский язык. (VIII вид). Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В.
Дидактический материал для учащихся 5 класса (с методическими рекомендациями)(VIII вид). Русский язык. Якубовская Э.В.
Методические рекомендации. Русский язык. 5–9 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А. К., Ильина С. Ю.
Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 5-9 классы. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
Сравним учебники линии УМК В.В.Воронковой и линии И.М.Бгажноковой на примере учебника «Русский язык», 7 класс.
Проанализируем содержательную часть учебников и их соответствие реализуемой программе. Для сравнения выберем морфологическую тему «Имя существительное».
Программа Учебник линии УМК И.М.Бгажноковой (учебные темы) Учебник линии УМК В.В.Воронковой (учебные темы)
Существительное. Значение существительных в речи. Описание картин окружающей действительности существительными. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза как бусинки).
Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.
Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Различение их по родам в словосочетаниях. Правописание.
Три типа склонения существительных.
Ударные и безударные падежные окончания. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний существительных каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (по дороге — по земле, на дереве — на окне и т. д.). Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными в заданной падежной форме.
Текст. Установление последовательности фактов, подтверждающих основную мысль в тексте. Связь между ними с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.
Существительное.
Значение существительных в речи.
Использование существительных для сравнения одного предмета с другим.
Род и число существительных
Различие существительных мужского и женского рода с шипящей на конце (ж, ш, ч, щ).
Правописание существительных с шипящей на конце.
Три склонения имен существительных в единственном числе.
Существительные 1-го склонения.
Определение склонения существительных по начальной форме.
Существительные 2-го склонения.
Существительные 3-го склонения.
Различие существительных 1, 2 и 3-го склонения.
1-е склонение существительных в единственном числе.
Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения.
Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения.
2-е склонение существительных в единственном числе.
Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения.
3-е склонение существительных в единственном числе.
Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения.
Текст. Установление последовательности фактов в тексте.
Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний.
Существительное. Закрепление знаний.
С.73-117 – 44 страницы Имя существительное.
Склонение имен существительных в единственном числе.
Склонение имен существительных во множественном числе.
С.68-104 (36 страниц)
Как видим, в учебниках УМК В.В.Воронковой отсутствует поурочная тематика. Формулировка тем урока и отбор учебного материала полностью ложится на учителя. В силу несоответствия учебников реализуемой программе это представляет для учителя серьезную сложность, но и предоставляет ему определенную свободу для творческого поиска и самореализации.
Темы в учебниках линии И.М.Бгажноковой тщательно продуманы и чётко сформулированы. Они строго регламентируют деятельность учителя, т.к. каждая тема обеспечена тремя упражнениями, а также заставками объяснительного или мотивирующего характера. Личный опыт свидетельствует о том, что подобного наполнения урока вполне достаточно для умственно отсталых школьников. У учителя не возникает необходимости привлекать дополнительный материал. При условии, что одно из трех тематических упражнений будет задано на дом, появляется возможность использовать на уроке материалы «Рабочей тетради» или «Дидактического материала», входящих в УМК. Однако подобное наполнение учебника создает определенные трудности для индивидуализации учебного пространства урока, т.к. подразумевает полное прохождение учебника всеми учащимися класса «от корки до корки». Учителю необходимо подбирать индивидуальные задания для учащихся из других источников, впрочем, также можно воспользоваться «Рабочей тетрадью» или «Дидактическим материалом».
Поурочная тематика линии УМК И.М.Бгажноковой при изучении имени существительного включает 25 тем, а следовательно рассчитана на 25 часов учебного времени.
На изучение морфологии в 7 классе по программе отводится 72 часа. Изучаются имя существительное, имя прилагательное, глагол и местоимение. На прилагательное отводится 17 тем, на глагол 19 тем, на местоимение – 10. Разбивка по темам-часам полностью соответствует реализуемой программе и облегчает работу учителя при поурочно-календарном планировании.
Оба учебника оформлены в спокойной бело-голубой гамме, не перегружены рисунками, схемами и условными обозначениями.
В обоих учебниках имеются цветные вклейки с репродукциями картин известных художников для работы на уроках «Связной речи с элементами творчества».
Благодаря разбивке на поурочные темы, в учебнике линии И.М.Бгажноковой легче ориентироваться. Его содержание предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения.
Большое внимание в учебниках уделяется речевому развитию умственно отсталого школьника. Особенно важной считаю работу над значением слова, его многозначностью, использованием в переносном значении, введением его в активный словарь ребенка, т.к. эти аспекты очень трудно воспринимаются лицами с интеллектуальными нарушениями. Авторы учебника отводят для работы над словом отельные темы. Например, «Использование существительных для сравнения одного предмета с другим», «Использование прилагательных для сравнения предметов», «Использование глаголов для сравнения предметов»
Словарные слова вводятся с обязательным толкованием значения слова и, как правило, вписываются во внутреннюю логику урока, встречаясь неоднократно в других упражнениях темы.
Особым образом строится работа с текстом. Она подразумевает не только работу над содержанием текста, но и исправление деформированного текста (нарушен порядок предложений, отсутствуют границы предложений, изменен порядок частей текста), или творческую работу по его дополнению, окончанию, распространению предложений, введению диалогов и т.п. Задания к тексту направлены на развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и т.д.). Все это позволяет учащимся полнее и точнее понять смысл текста, формирует познавательные и коммуникативные УУД.
Учебники для коррекционных школ не были изначально ориентированы на ФГОС, т.к. специальные федеральные государственные образовательные стандарты в настоящее время находятся в разработке (в декабре 2014г. планируется завершение этой работы). Поэтому оценивать их на полное соответствие требованиям стандартов считаю некорректным. Однако не стоит забывать, что коррекциооно-развивающее обучение в основе своей ориентировано на деятельностный подход. Он заложен и в учебниках УМК В.В.Воронковой, и в учебниках И.М.Бгажноковой.
Изложение нового материала преподносится в виде статей-заставок или лингвистических сказок (рассказов), мотивирующих ученика на диалог-рассуждение. Учебники не дают готовых правил. Они формулируются учащимися самостоятельно, в свободном изложении, на основании примеров и подразумевают понимание темы (понятия), а не ее (его) заученность.
Если проанализировать содержательную часть каждой учебной темы УМК И.М.Бгажноковой, то можно убедиться, что после лингвистической заставки следует упражнение на первичное изучение понятия. Мастерство учителя позволяет использовать его, как пробное учебное действие с последующим обращением к статье-заставке и построением урока в деятельностной технологии. Второе упражнение учебной темы может быть использовано для первичного закрепления с комментированием во внешней речи, а третье – для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Контроль знаний учащихся осуществляется посредством ответов на вопросы, которые в большом количестве ставятся авторами учебника к каждому упражнению. Также контроль знаний предусматривается на заключительных уроках изучения темы через контрольные вопросы и задания, их можно успешно применять на каждом уроке по мере прохождения темы.
В учебниках широко используются межпредметные связи, что позволяет не только актуализировать знания учащихся, но и формировать целостное представление о мире.
Таким образом, УМК «Русский язык» направлены на развитие самостоятельного мышления умственно отсталых школьников, способностей к обобщению, переработке и применению усвоенных знаний в письменной речи, а также формирование коммуникативной функции речи и возможности развернуто выражать мысли, точнее понимать других людей. Структура и методический аппарат учебников позволяют использовать на уроке элементы деятельностной технологии.
пос.Кулотино,
2014г.