Доклад тема Специфика реализации индивидуального и дифференцированного подхода в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Государственное бюджетное образовательное учреждение Верхне- Авзянская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №__от «__»
________ 2017
Рук.ШМО__________
Авдеева Т.А.
Согласовано
Зам.директора по УВР
_________________
Петрова А.А. «___»___________2017

Утверждаю
Директор школы
_____________
Хитауллина Н.М.
Приказ №____
От «___»_________2017



Доклад
Подготовила учитель швейного дела
Калашникова Евгенья Николаевна

Специфика реализации индивидуального и дифференцированного подхода в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида










2017
Специфика реализации индивидуального и дифференцированного подхода в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Психофизические причины аномального развития еще более углубляют индивидуальные особенности личности, поэтому индивидуализация обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении  приобретает особую важность. Для коррекционной педагогики дифференцированный и индивидуальный подход в обучении – один из  принципов специального образования.
Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания в современной коррекционной школе обязательно. Ведь учащиеся по разным показателям отличаются друг от друга. Коррекционная работа проводится во всех звеньях учебно-воспитательного процесса. При этом практикуют два подхода:
1. Общее коррекционное воздействие. Оно реализуется за счет специальной программы обучения и за счет методов, имеющих практико-ориентированную направленность.
2. Индивидуальное коррекционное воздействие. Оно осуществляется за счет индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Индивидуальный подход в обучении направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, характерные для детей с отклонениями в развитии. Принцип предполагает учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Это:
особенности высшей нервной деятельности;
темперамент и характер;
скорость протекания мыслительных процессов;
уровень сформированности знаний и навыков;
работоспособность;
умение учиться и мотивация к учению;
уровень развития эмоционально-волевой сферы.
В условиях классно-урочной системы индивидуальный подход в обучении и воспитании тесно связан с дифференцированным подходом. Принцип дифференцированного подхода реализуется в двух направлениях:
1. Дифференцированный подход к содержанию образования в зависимости  социально-экономических, географических, исторических и других условий региона. Такой подход позволяет лучше использовать индивидуальные особенности и возможности учащихся для профессионально-трудовой подготовки.
2. Разделение класса на несколько групп по способностям и степени обучаемости. Обычно таких групп 3: сильная, средняя и слабая. Это деление условно и непостоянно. По мере продвижения вперед дети могут переходить в микро группу более высокого уровня. Цель дифференцированного подхода в обучении – создание режима благоприятного психического развития каждого ученика.
Реализуя принцип индивидуального и дифференцированного подхода, учебные программы и учебники специального образования указывают вариативные возможности освоения программного материала, предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп.        
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении надо использовать во всех видах и формах организации учебной деятельности. Будь то фронтальная, самостоятельная  или же домашняя работа, использовать при объяснении или закреплении нового материала.
Способы осуществления индивидуального и дифференцированного подхода должны быть такими, чтобы в результате их применения отстающие учащиеся постепенно выравнивались и, в конце концов, могли включаться в коллективную работу наравне с другими. Суть дифференцированного обучения нужно искать главным образом не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому ребенок должен прийти к конечной цели.
Специальная педагогика, являясь составной частью педагогики, использует многие общепедагогические термины, расширяя их содержание с учетом специфики данной научной дисциплины. Так, например, индивидуальный подход к учащимся в специальной педагогике учитывает не только индивидуальные особенности каждого ученика (особенности высшей  нервной деятельности, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности  знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), но и специфические особенности ребенка, свойственные конкретной категории нарушения развития. Благодаря индивидуальному подходу появляется  возможность уделить внимание отдельным выраженным недостаткам ученика путем избирательного использования необходимых в данном случае методов, приемов и средств.
Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.