Экспериментальные задания по физике для экзамена по физике для 2 курса 2016 год


25273010160000
Рассмотрено на заседание ПЦК № 1 Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин художественного направления
Протокол №
От « » 2016 г.
Председатель:
/Хакимова О.Р.
«УТВЕРЖДАЮ»: Заместитель директора по
889018923000
/ /« » __________ 2016 г.
Экспериментальные задания по физике
по дисциплине ОДП.11. «ФИЗИКА»
для специальности
072709 художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности группа ХТР-2, 2 курс
072501 «Дизайн (по отраслям)»: дизайн текстильной промышленности, графический дизайн группа ДТ-2 Д-2, 2 курс
Преподаватель: Костенкова С.С.
Экспериментальные задания по физике для экзамена Приложение №1
Экспериментальное задание по теме: «Кинематика»
«ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ ТЕЛА ПРИ РАВНОУСКОРЕННОМ ДВИЖЕНИИ».
В вашем распоряжении имеются: металлический желоб, стальной шарик, металлический цилиндр, измерительная лента, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Соберите установку, (верхний конец желоба должен быть на 1-2 см. сантиметров выше поверхности стола). Положите в желоб у его нижнего конца металлический цилиндр. Когда шарик, скатившись, ударится о цилиндр, звук удара поможет точнее определить время движения шарика. Отметьте на желобе начальное положение шарика, а также его конечное положение — верхний торец металлического цилиндра. Измерьте расстояние между верхней и нижней отметками на желобе (модуль s перемещения шарика).
Выбрав момент, когда секундная стрелка находится на делении, кратном десяти, отпустите шарик
без толчка у верхней отметки и измерьте время до удара шарика о цилиндр.
Повторите опыт 2 раза, записывая в таблицу результаты измерений. При проведении каждого опыта пускайте шарик из одного и того же начального положения, а также следите за тем, чтобы верхний торец цилиндра находился у соответствующей отметки.
№ опыта S (м) t(с) tср (с) a(м/с2)
94869032385tср=t1 +t2
2
00tср=t1 +t2
2
Вычислите и результат запишите в таблицу
426771814097000
Вычислите ускорение, с которым скатывался шарик:
Результат вычислений запишите в таблицу.
Запишите вывод: что вы измеряли и какой результат получен.
Экспериментальное задание по теме: «Динамика»
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖЕСТКОСТИ ПРУЖИНЫ»
В вашем распоряжении имеются: штатив с муфтой и зажимом, динамометр с заклеенной шкалой, набор грузов известной массы (по 100 г), линейка с миллиметровыми делениями.
Задание: Согласно закону Гука, модуль силы упругости и модуль удлинения пружины связаны соотношением Измерить и   найти коэффициент жесткости
Выполнение работы:
Закрепите динамометр в штативе на достаточно большой высоте. Подвешивая различное число грузов (от одного до четырех), вычислите для каждого случая соответствующее значение F=mg, а также измерьте соответствующее удлинение пружины X.
Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.
№ опыта m (кг) F=mg (Н) X (м)
43097453619500Вычислите коэффициент жесткости по формуле:
используя результаты опыта, которые обеспечивают
наибольшую точность.
Оцените справедливость закона Гука для данной пружины и сделайте вывод.
Экспериментальное задание по теме: «Динамика»
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ»
В вашем распоряжении имеются: деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов известной массы (по 100 г), динамометр
Задание: Если тянуть брусок с грузом по горизонтальной поверхности так, чтобы брусок двигался равномерно, прикладываемая к бруску горизонтальная сила равна по модулю силе трения скольжения  действующей на брусок со стороны поверхности. Модуль силы трения связан с модулем силы нормального давления соотношением.
Измерив силу трения и силу нормального давления и найти коэффициент трения. В данном случае сила нормального давления равна весу бруска с грузом.
Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.
Поставив на брусок один груз, тяните брусок равномерно по горизонтальной линейке, измеряя с помощью динамометра прикладываемую силу. Повторите опыт, поставив на брусок два и три груза. Записывайте каждый раз в таблицу, значения силы трения Fтр и силы нормального давления N
№ опыта F бр (Н) N (Н) F тр (Н)
5669280-381000Вычислите коэффициент трения по формуле, используя результаты опытов, которые обеспечивают наибольшую точность и запишите его значение.
Оцените справедливость прямой пропорциональности F тр и N и сделайте вывод.
Экспериментальное задание по теме: «Динамика»
«ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАЯТНИКА»
В вашем распоряжении имеются: штатив с муфтой и кольцом, шарик с отверстием, нить, часы с секундной стрелкой, измерительная лента, линейка с миллиметровыми делениями.
Задание: Период колебаний математического маятника можно определить по формуле Гюйгенса. Измерив длину маятника и период колебаний , определите ускорение свободного падения и сравните ее с табличной величиной.
Установите штатив на краю стола и закрепите у верхнего конца штатива с помощью муфты. Подвесьте к нему шарик на нити, подобрав длину нити так, чтобы шарик висел на расстоянии
5022850429895002-4 сантиметра от пола. Измерьте расстояние 𝑙 от точки подвеса до центра шарика. Отклоните шарик от положения равновесия на 5-10 см и отпустите его. Измерьте время t в течение которого маятник совершаетN полных колебаний (удобно взять N=40). Вычислите значение
Повторите опыт, уменьшив длину нити в два раза.
Результат измерений и вычислений запишите в таблицу,
№ опыта 𝑙 (м) N t (с) g эксп (м/с2 )
Вычислите g ср , усреднив результаты двух опытов. Сравните полученное значение g ср с табличной величиной.
Запишите вывод: что вы измеряли, и какой результат получен.
Экспериментальное задание по теме: «Постоянный ток»
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭДС И ВНУТРЕННЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА ТОКА».
В вашем распоряжении имеются: источник постоянного тока, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.
492633043561000Задание: Измерив силу тока в цепи и напряжение на клеммах источника при двух
различных значениях внешнего сопротивления и записав в обоих случаях закон Ома для полной цепи, получить ЭДС и
внутреннее сопротивление источника тока.
Соберите электрическую цепь по схеме.
Установите ползунок реостата примерно в среднее положение, измерьте силу тока (I1), и напряжение U1.
Передвинув ползунок реостата, измерьте I2 и U2, заполнив таблицу:
I1 (А) I2(А) U1 (В) U2 (В) Ԑ (В) r (Ом)
21482056350000
По формулам вычислите Ԑ и r.
Запишите вывод: что вы измеряли, и какой результат получен.
Экспериментальное задание по теме «Постоянный ток»:«ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ ДВУХ ПРОВОДНИКОВ».
В вашем распоряжении имеется источник тока, два резистора, амперметр, вольтметр, провода.
398907035560000Задание: рассчитать сопротивления каждого резистора, и показать как связаны значения напряжения на каждом из резисторов (U1 и U2) и на двух резисторах (U) при последовательном соединении проводников.
Измерте силу тока при последовательном соединении проводников
Соберите поочерёдно показанные на схемах электрические цепи. После замыкания ключа запишите показания вольтметра в каждой из собранных цепей.
Вычислите сопротивление каждого из резисторов и общее сопротивление цепи.
Сравните полученные значения сопротивлений R1 и R2, R.
Сделайте вывод об общем сопротивлении цепи при последовательном соединении проводников.
Экспериментальное задание по теме «Постоянный ток»:«ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРИ ПАРАЛЛЕЛЬНОМ СОЕДИНЕНИИ ДВУХ ПРОВОДНИКОВ».
В вашем распоряжении имеется источник тока, два резистора, амперметр, вольтметр, провода.
-10287035369500Задание: рассчитать сопротивления каждого резистора, и показать как связаны значения силы тока в ветвях цепи (I1 и I2) и сила тока в неразветвленной части цепи (I) при параллельном соединении проводников.
Измерте напряжение цепи при параллельном соединении проводников
Соберите поочерёдно показанные на схемах электрические цепи. После замыкания ключа запишите показания амперметра в каждой из собранных цепей.
Вычислите сопротивление каждого из резисторов и общее сопротивление цепи.
Сравните полученные значения сопротивлений R1 и R2, R.
Сделайте вывод об общем сопротивлении цепи при параллельном соединении проводников.
Экспериментальное задание по теме «Электромагнитная индукция»:
«НАБЛЮДЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ».
В вашем распоряжении имеется: магнит, проволочная катушка, миллиамперметр.
Задание: Получить индукционный ток в катушке и определить на опыте, от чего зависят его сила и направление.
Индукционный ток в замкнутом контуре возникает при изменении магнитного потока через площадь, ограниченную контуром.В данной работе магнитный поток изменяют следующими способами:
-изменяя во времени магнитное поле, в котором находится неподвижный контур;
-перемещая этот контур (или его части) в постоянном магнитном поле.
Сделайте выводы в соответствии с заданием.
Экспериментальное задание по теме «Молекулярная физика»:
«ИЗМЕРЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА»
В вашем распоряжении имеется: психрометр, стакан с водой, психрометрическая таблица.
Задание: Снимите показания сухого и влажного термометра, определите их разность и по психрометрической таблице определите относительную влажность воздуха.
Налипают воду в резервуар термометра, обернутого марлей.
Выждав минут 20—25 (пока показания влажного термометра перестанут изменяться), записывают показания сухого и влажного термометров в таблицу:
tсух (°С) tвлаж (°С) Δt (°С) φ (%)
Запишите вывод: что вы измеряли, и какой результат получен.
Экспериментальное задание по теме «Элементы термодинамики»:
«ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ЗАВИСИМОСТИ ТЕМПЕРАТУРЫ ОТ ВРЕМЕНИ ОСТЫВАНИЯ ВОДЫ».
В вашем распоряжении имеются: металлический стакан (колориметр), термометр и часы.
Задание: Исследуйте зависимость температуры остывающей воды от времени. Для этого фиксируйте температуру воды через равные промежутки времени (через каждую минуту). Данные запишите в таблицу:
Время
наблюдения, t (мин.) Температураводы.t (°С) Постройте график зависимости температуры от времени и выясните, справедлива ли закономерность: за любые последовательно равные промежутки времени изменение температуры воды одинаково.
Экспериментальное задание по теме "Элементы электростатики":
«НАБЛЮДЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ТЕЛ».
В вашем распоряжении имеются: электрометр, стеклянная палочка, шелк (или пленка), эбонитовая палочка, шерсть.
Задание: Проведите электризацию трением, соприкосновением.
Объясните процесс электризации. Чем отличаются заряд, возникающий при трении на стеклянной палочке и эбонитовой? Где вы встречаетесь с этим в быту, технике, в природе?
Экспериментальное задание по теме «Оптика»:
«ИЗМЕРЕНИЕПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА».
В вашем распоряжении имеются: пластина с параллельными гранями, коврик, булавка(4шт.), транспортир, таблица Брадиса.
Задание: Измерить показатель преломления стеклянной пластины и сравнить его с табличной величиной.
Сделать вывод о зависимости или независимости показателя преломления от угла падения.
Экспериментальное, задание по теме «Оптика»:
«ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ».
В вашем распоряжении имеются: оптическая скамья, источник света, дифракционная решетка, соединительные провода
Задание: Зная период решетки- d, к – порядок спектра, L-расстояние отсчитывают по линейке от решетки до экрана, расстояние a- по шкале экрана от щели до выбранной линии спектра. Вычислить длину данной световой волны и сравнить ее с табличной величиной.
В данной работе внимательно изучите дифракционную решетку. Запишите численное значение постоянной решетки d. Соберите измерительную установку. Установите щель на расстоянии L=200 мм от дифракционной решетки. Определите расстояние а от середины щели до цветной полосы в миллиметрах (красный и фиолетовый). Рассчитайте длину световой волны. d • sinφ = k • λ, k=1, при малых углах sinφ=tgφ, тогда формула, по которой будем вычислять длину волны имеет вид:
L, мм a, см
d, м
200
Заполните таблицу с полученными данными:
Сравните свой результат с табличным, и сделайте вывод к работе.
Красный (7,6-6,2)10-7 м Зеленый (5,6-5)10-7 м
Оранжевый (6,2-5,9)10-7 м Голубой (5-4,8)10-7 м
Желтый (5,9-5,6)10-7 м Синий (4,8-4,5)10-7 м
Фиолетовый (4,5-3,8)10-7 м