Урок русского языка в 7-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)


Урок русского языка в 7-м классе
специальной (коррекционной) школы VIII вида
«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает мне сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически их оценивать, умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), логически мыслить, свободно высказываться, свободно принимать активное участие в обсуждении.
А использование на моих уроках здоровьесберегающих технологий – это сохранение и укрепление здоровья учащихся, залог успешного обучения в образовательном процессе. Поэтому перед собой я ставлю следующие задачи:
Создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся на уроках русского языка и чтения.
Обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процессов, способствующее повышению успеваемости учащихся.
Диагноз учеников: легкая умственная отсталость
Цель урока: -развивать умение распознавать глаголы; определять спряжение глаголов.
Задачи:
Образовательная: учить детей правильно определять спряжение глагола; правильно ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме.
Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.Коррекционная: коррекция внимания, мышления, памяти.
Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью; прививать любовь к предмету.
Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, гимнастики для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.
Здоровьесберегающий аспект:
-работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
Оборудование:
Индивидуальные таблицы-опоры по теме «Глагол», набор словарных слов, карточки для индивидуальной работы, цветные круги, круг цветов Гёте, музыка «Звуки природы», цветовое воздействие: цветные круги над доской (красный, зеленый, желтый, синий).Ход урока:
Организационная часть
В начале урока выполняются упражнения:
-«Растирание ушных раковин и пальцев рук» — активизирует все системы организма.
-«Перекрестные движения» — активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
-«Цветовое воздействие» - активизация психических, физических процессов.
- Созерцание круга цветов Гёте. (Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.)
От жёлтого к зеленому
Потом наоборот
Ты на зеленый с желтого переводи свой взгляд.
Учитель:
-Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!
II. Словарно-орфографическая работа.
Посмотреть на красный круг
Учитель:
1) Догадайтесь, о чем идет речь, запишите отгаданное слово.
-Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь).
Запись на доске:
Желать — хотеть.
-Как называются данные слова? (синонимы — слова близкие по смыслу, обозначают одно и то же действие)
— Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь).
Учитель:
-К слову «сверкать» подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть).
-Придумайте словосочетание или предложение со словом «гореть» в разных значениях.
2) Знакомство с новым словом.
Посмотреть на желтый круг.
Разноуровневые задания по группам:
а) Отгадайте загадку. (1-й уровень)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета)
б) Найдите новое словарное слово в пословицах. (2-й уровень)
Без газеты, как без головы.
Газеты читаю - потому все знаю.
Учитель:
— Что мы называем газетой? (ответы детей, а затем учитель дает правильное объяснение).
- Газета — периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.
Перед чистописанием провожу гимнастику для глаз.
Известно, что в процессе учебной деятельности система зрительного анализатора испытывает сильную нагрузку, что приводит к общей утомляемости учащихся. Одним из эффективных способов профилактики утомлений школьников является использование на уроке опорных зрительно-двигательных траекторий, предложенных профессором В.Ф. Базарным. Метод заключается в перемещении взгляда учеников по траекториям, изображенным на одной из стен классного кабинета. При этом, чтобы схема была яркой и видимой из любой точки класса, траектории должны быть разного цвета. Упражнение выполняется по команде учителя коллективно и только стоя. Стрелки траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке».в) Запись слова (разные приёмы) — каллиграфия — пишут в воздухе, на ладони.
III. Актуализация знаний
Учитель:
— Ребята, какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?
— Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечают глаголы ? Что они обозначают?
- Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?
— Какую особенность имеют глаголы в прошедшем времени?
Посмотреть на красный круг.
Задание «повышенной трудности»
а) Поставить глагол в неопределенную форму.
Найди ошибку:
Сверкала — сверкнуть
Сверкала — сверкать
б) Поставить глагол сверкнуть в прошедшее время (сверкнул)
IV. Сообщение темы. Постановка учебных задач
Учитель:
— Сегодня мы с вами будем работать с глаголами настоящего и будущего времени.
— Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Первая учебная задача — что значит спрягать глагол?
Желтый круг
V. Работа над новым материалом
Учитель:
— Глагол в русском языке дружит с местоимением.
— Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами. (Коллективная работа по рядам.)
-Мы будем изменять глагол при помощи личных местоимений, вопросов; выделять окончание у глаголов.
Нести, говорить ( настоящее время).
-Можно ли от данных глаголов неопределенной формы образовать форму настоящего времени?
(Коллективная работа у доски.)
Я несу Мы несём Я говорю Мы говорим
Ты несёшь Вы несёте Ты говоришь Вы говорите
Он несётОни несут Он говорит Они говорят
Вывод:
- Как изменяли глагол? Какая часть изменялась?
— Мы изменяли глагол, т.е. спрягали.
— Что такое спряжение?
Перед заучиванием правила, чтобы снять с детей возбуждение, повышенную раздражительность, вспыльчивость, предлагаю ученикам выполнить комплекс успокаивающих дыхательных упражнений. Гимнастика проводится по следующей схеме:
Упражнение 1:
• вдох (спокойный, полный, глубокий);
• выдох (интенсивный, резкий, энергичный).
Упражнение 2:
- сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха;
- задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.
Перед тем как приступить к упражнениям, учащиеся должны расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Не следует забывать и о свежем воздухе в классе, поэтому во время выполнения упражнений окна нужно открыть. Я уделяю особое внимание самочувствию школьников и индивидуально подхожу к каждому из них.
Работа над правилом.
Учащиеся читают правило, которое написано на доске, заучивают его в парах.
Посмотреть на зелёный круг.
VI. Физкультминутка проходит под музыку «Звуки природы».
Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться посредством проведения физкультминутки . – Ребята, я предлагаю отдохнуть и отправиться в путешествие. Выберем маршрут. Север или юг? (Ученики выбирают юг.) На чем совершим экскурсию?
– На самолете!
– Итак, приготовились. Садитесь поудобнее, пристегните ремни, самолет набирает высоту. (Ребята имитируют движение самолета и встают.) Посмотрите в иллюминатор. Богатая растительность средней полосы сменяется огромными степными просторами. А вот и Черное море. Мы спускаемся по трапу самолета. Как приятны еще теплые осенние лучи! Вдохнем терпкий, соленый аромат воздуха. Не пора ли искупаться? Осторожно входим в воду. Обрызгайте друг друга водой! Поплывем? А теперь – на берег. Потянулись к солнечным лучам. Еще! Еще! Ах, как здорово!
Наше воображаемое путешествие заканчивается. В следующий раз мы отправимся на север. Я думаю, это тоже будет интересно.
VII. Самостоятельная работа.
Желтый круг.
Дети спрягают глаголы в будущем времени. Задание по выбору (выбирают любой глагол). Выделяют окончания при спряжении.
Глаголы написаны на доске:
Решить Взять Спеть
(Слабые учащиеся выполняют задание с помощью учителя)
После выполнения задания проводится взаимопроверка, ставятся оценки.
VIII. Проводится игра «Словесный волейбол».
Использование игры не только позволяет развивать общеучебные умения и психические свойства учащихся – память, внимание, восприятие различной информации,но и помогает создавать благоприятный психологический климат на уроке, объединяет коллектив учащихся, устанавливает эмоциональные контакты. Эта игра может выполнять как здоровьеохранные, так и здоровьекоррекционные функции.
Суть игры заключается в том, что учитель , кидая мяч, называет слово, например глагол «бежит». Тот, кто ловит мяч, добавляет подходящее по смыслу местоимение, например «он» и определяет спряжение глагола. Учащийся, неверно ответивший, выбывает из игры. Таким образом, к концу игры доходят только самые знающие и сообразительные.
Зеленый круг
IX. Распознавание глаголов неопределенной формы.
Текст стихотворения написан на доске:
«Говорю я всем: «Зимой закаляйтесь все со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас не сможет одолеть».
Детям предлагается выписать из текста глаголы неопределенной формы (один учащийся работает у доски, остальные самостоятельно).
После этого детям предлагается ответить на вопрос учителя:
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
После задания я провожу «оживлялки». Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них:
Упражнение 1:
• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);
• щеки – вверх – вниз (10 раз);
Упражнение 2:
• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);
• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);
X. Закрепление нового материала.
Желтый круг
Самостоятельная работа. Дифференцированные задания по группам трех уровней сложности.
1 уровень: Карточка № 1
лётчик – будильник –
отдых – деление –
От данных существительных образовать глаголы в настоящем времени и определить спряжение.
2 уровень: Карточка № 2
грызун – грызёт дружба – дружит
подкова – подковывает постель – постелит Найти глаголы, определить спряжение.
3 уровень: Карточка № 3
Светит , чистят, бегут, размышляют, думает.
Пользуясь таблицей-памяткой «Глагол как часть речи» определить спряжение глаголов.
XI. Итог
Учитель:
- Какую тему мы сегодня проходили на уроке?
- Что нового узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
XII. Релаксация
На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова:
- Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».
Дальний лес стоит стеной.
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растёт усни-трава.
Говорят, усни-трава Знает сонные слова.
Как шепнёт свои слова,
Сразу никнет голова.
Я сегодня у совы
Попрошу такой травы.
Пусть тебе усни-трава Скажет сонные слова
После того, как прочитано стихотворение, по сигналу дети открывают глаза.
Самооценка
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», покажите улыбающегося человечка. Если вы где-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.
Учитель:
- На этом урок наш закончен. Спасибо за урок!
Самоанализ урока
Ставилась главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровьесбережения, т.е. создание здоровьесберегающего пространства на уроке, как сформировать знания у учащихся, преодолевая утомляемость. Это первый урок по теме «спряжение». Урок объяснения новых знаний, комбинированный.
При словарной работе использовались разноуровневые задания, разные приёмы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровых ситуаций «Словесный волейбол», «Отгадай загадку» способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость. При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы , создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. При закреплении предлагались задания по выбору, для «слабых» учащихся — карточки-опоры. При подведении итога урока использовались разноуровневые карточки тестового характера, самооценка.
На уроке реализованы следующие принципы:
-принцип адаптивности (каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития — задания по выбору, дифференцированные задания, работа в парах, карточки с подсказкой для «слабых») ;-принцип развития реализовался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников);
-принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков) ;-принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия).
Осуществлялось создание здоровье сберегающего пространства на уроке.
Применялось цветовое воздействие. Активизировать деятельность головного мозга, возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память можно активизировать с помощью цвета. Созерцание различных цветов любимых и нелюбимых, повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.
На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия. Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали пальчиком, схемы-опоры для визуалов, задания по выбору. Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика по тренажеру, упражнения для снятия усталости, поднятия эмоционального настроя и повышения работоспособности.
Проведена физкультминутка, связанная с темой урока, но несущая меньшую учебную нагрузку. Перед началом урока физкультминутка, направленная на восприятие материала и на коммуникативность.
Осуществлялась организация обучения в режиме «динамических поз» (дети периодически переводились учителем из положения «сидя» в положение «стоя»). «Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные обоснованные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Русский язык. Коррекционно-развивающее задания и упражнения. – Е.П.Плешаков.
«Деятельностный метод обучения» - И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина.
Коррекция письма на уроках – Л.В.Зубарева.
Русский язык. «Иновационные подходы» - И.В. Фомина, И.В. Щербакова.
Festival.1 september.ru (интернет-источники).