Урок на тему Сложное предложение

Тема: Общее понятие о сложном предложении.
Основные виды сложных предложений.
Цель урока: дать понятие о сложном предложении;
сформировать у учащихся необходимые представления,
обеспечивающие понимание сложного предложения как
синтаксической единицы высшего уровня.
Задачи:
Образовательная:
формирование у учащихся общего представления о сложном предложении как синтаксической единице;
умения различать основные виды сложных предложений;
совершенствование орфографической и пунктуационной зоркости учащихся;

Развивающая:
развитие познавательного интереса учащихся;
развитие творческих способностей учащихся;

Воспитательная:
формирование уважительного отношения учащихся к русскому языку.
Тип урока - урок освоения новых знаний.
Наглядность: интерактивная доска, презентация урока, учебник

Ход урока
1.Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас урок изучения нового материала, целью которого является повторение и углубление сведений о сложном предложении. (Слайды №1-2). Перед нами несколько задач, которые мы попытаемся решить по ходу нашего занятия. (Слайды № 3-5).
- Давайте начнем наше учебное занятие. Запишите, пожалуйста, в тетрадях число.

2. Этап актуализации усвоенных ранее знаний.
Дополните термины, используемые в грамматике
(В скобках даны ответы)
1. Второстепенные и главные (члены предложения)
2. Односоставные и двусоставные (предложения)
3.Причастный и деепричастный (обороты)
4. Самостоятельные и служебные (части речи)
5. Простые и сложные (предложения)
3. Объяснение нового материала.
Сложное предложение – это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Например: На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называются сложносочиненным предложением.
Например: Мы запомним суровую осень, скрежет танков и отблеск штыков, и в сердцах будут жить двадцать восемь самых храбрых твоих сынов.
Сложноподчиненное предложение - это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Например: Когда поднимался ветер, на поверхности озера вздувались и бежали мелкие короткие волны.
Сложное предложение, части которого соединяются только при помощи интонации, без союзов называется бессоюзным.
Например: Еще косою острою трава в лугах не кошена, ещё не вся черёмуха к тебе в окошко брошена.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 4. Закрепление новых знаний.
Задание 1. Определить вид сложного предложения:
1) Ветры дуют не так, как хотят корабли (СПП)
2) Буря прекратилась – отряд двинулся дальше (БСП)
3) Я считаю, что лес – прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (СПП)
4) Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли по землянику (ССП)
Задание 2 Цифровой диктант. Учащимся предлагается ряд утверждений, правильных или заведомо неверных. Если учащийся отвечает утвердительно – «да», он ставит «1», если же он не согласен с утверждением – «нет», он ставит «0».
Верно ли утверждение, что:
1.Союзы что, если, где – подчинительные?
2.Определение не отвечает на вопрос чей?
3.Предложение – синтаксическая единица?
4.Союз однако – подчинительный?
5.Двусоставное предложение может быть неопределённо-личным?
6.Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
7.В предложении Сделано всё, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
После выполнения задания у учащихся должен получиться ответ: 101 00 10.
б). Работа с учебником
Упражнение 202 по вариантам.
I вариант: Выпишите простые осложненные предложения, подчеркните в них грамматические основы;
II вариант: выпишите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы

Упражнение 205
Прочитайте выразительно. Обратите внимание на интонирование сложных предложений. Определите их виды, охарактеризуйте связи между их частями.

5.Итог урока.
- Вот и закончилось наше занятие. Пора подводить итоги. Сегодня на уроке мы много говорили о сложных предложениях, о средствах связи между частями сложных предложений, о роли сложных предложений в тексте. Мы пришли к выводу о том, что употребление сложных предложений дает нам возможность выразить более сложные мысли, понятия, явления. Сложные предложения, обладая выразительными возможностями, делают нашу речь богатой, экспрессивной.
6. Комментирование оценок
7.Домашнее задание. Упражнение 204. Выделите сложные предложения и укажите количество грамматических основ. Охарактеризуйте средства связи в сложных предложениях. Определите их виды. Объясните расстановку знаков препинания.















Root Entry